Моя стеснительность и замкнутость мешает отношениям с взрослым парнем.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я очень стеснительная, скованная, замкнутая, не разговорчивая девушка! До 16 лет просто была домоседкой. Не было подруг, с которыми бы гуляла, общалась, делилась секретами, брала бы советы. Я расскажу немного о первом парне. В июле 2013 года я всё таки познакомилась в 16 лет с парнем, который старше на 9 лет, просто с головой ушла в него, я влюбилась, это были первые мои чувства. Он заботился обо мне, много помогал мне и моей семье, просто дышал надомной, всё делал сам в отношениях, мы многое проходили вместе и горе и радости! Спустя несколько времени он думал о семье, это меня не устраивало, я только почувствовала небольшую свободу от дома и заполнять опять домашними посиделками я не хотела. И что бы семью создавать нужна нормальная работа, которая сможет обеспечить эту семью и жильё. Он начал меняться в не хорошую сторону, стал выпивать, хамить и руку поднимать, пропадать на несколько дней с друзьями! Это происходило на протяжении года! Мой огонёк в душе начал тускнеть. Он стал мне противен, я решила, что не хочу продолжать эти отношения, я сказала об этом ему! Он естественно был со мной не согласен, и я стала его игнорировать, не отвечала на звонки, удалила социальную сеть, в которой сидела. В итоге мы расстались в марте этого года. Я устроилась на работу в кафе, на работу часто приезжал парень пить кофе, и в мае мы с ним познакомились. Мы просто по уши влюбились друг в друга, много проводим время, он старше меня на 11 лет! С ним уже пол года. Он довольно таки умный, чистоплотный, внимательный, спокойный, что мне нравится в нем. Открывается мне всё больше и больше. Но я всё таки осталась такой же замкнутой, стеснительной, закрытой, боюсь сказать что то не то. Мне это очень мешает в отношением с парнем, я не могу дать ему советов, идей, которые крутятся в моей голове, а он так нуждается в этом иногда. Я периодически остаюсь с ночевкой у него дома, и мне хочется утром приготовить ему завтрак, прибраться дома, и он сам ждёт от меня этого, но жутко стесняюсь открывать холодильник, брать от туда что то, из ванны брать тряпку, что бы вытереть пыль. Я привыкла, что мне всё дают, показывают как надо, что надо, самостоятельно не делала ничего, а так охота. Не могу себя перебороть. Ведь первый парень делал всё абсолютно сам! Помогите мне стать открытым, не замкнутым, человеком! Что бы не боялась сказать свою речь.
Спасибо.
Автор вопроса: лиза Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Глазунова Ольга Николаевна.
Здравствуйте, Лиза!
Большое спасибо, что подробно описали свой вопрос.
Давайте попробуем вместе разобраться.
Действительно, в отношениях важно открываться друг другу, делаться своими чувствами, переживаниями, иначе партнеру будет сложно Вас понять.
Я рада, что отношения, которые приносили Вам страдания, Вы смогли закончить и найти новую любовь! Это говорит о том, что в критических ситуациях Вы можете высказать свои чувства и несогласие с поведением, которое Вас не устраивает, и главное, приняв решение, следовать ему.
Проблем с установлением контакта я тоже не вижу. Вы достаточно быстро (за 2 месяца) начали встречаться с другим молодым человеком, с которым сейчас уже полгода, и отношение его к Вам Вас устраивает.
Насколько я поняла, основная проблема связана с выражением своих чувств и желаний при общении с любимым человеком и в их проявлении в поступках. При этом Вы испытываете страх «сказать ему что-то не то».
В рамках письменного ответа я могу предположить, с чем это может быть связано, и дать некоторые советы, как себе можно помочь.
Сам страх высказаться, раскрыться может быть связан с боязнью разрушить свой образ «хорошей и любящей» девушки перед партнером. Такое часто встречается в практике. Имеется в виду, что девушки часто умалчивают свои желания и потребности и даже редко выражают свои чувства в словах и поступках по отношению к любимому человеку с целью «не навредить»: не сделать хуже, не обидеть, не разозлить, не быть отвергнутой, не быт высмеянной и опозоренной. Такое поведение, как правило, приводит к тому, что партнер начинает чувствовать себя в более выгодной позиции, что он все решает и ему все позволено, так как возразить и выразить другое мнение девушке сложно. Нет границ, все можно. И доходит как раз и до рукоприкладства, измен и грубости, если партнер не отличается хорошим воспитанием.
Как себе помочь? Во-первых, важно осознать, что Вы – уникальна! Другой такой Лизы нет! Каждый из нас это Личность со своими чувствами, желаниями и потребностями. Вы имеете право их выражать, как и любой другой человек. Далее поразмышляйте над тем, с чем может быть связан Ваш страх? Какая реакция, на Ваш взгляд, может быть от Вашего молодого человека на Ваши поступки или слова? Подробно представьте и письменно опишите эти ситуации для себя. После того, как Вы поймете, что именно Вас пугает, можно начинать работу над собой.
Работа со страхом строиться в маленьких шагах навстречу к нему.
Если у Вас выстроены доверительные отношения с Вашим любимым, обсудите эти страхи. Насколько я поняла из письма, он с Вами делиться своими чувствами, раскрывается. Попробуйте сделать первый шаг! Расскажите ему, что Вам хотелось бы сделать ему завтрак, но Вам так неудобно, так как никогда этого не делали и боитесь, что ему не понравится, что Вам так хочется позаботиться о нем, но не знаете получиться ли так, как ему хотелось бы. Попросите у него поддержки и понимания, если что-то не получится. Если у Вас теплые и доверительные отношения, он Вас поймет и обязательно поддержит. Вам станет гораздо легче, и это будет уже Вашей первой победой над своим страхом.
Дальше продолжайте делать маленькие шаги на пути к открытости в отношениях. Чем больше Вы будете обсуждать свои страхи в паре, тем легче Вам будет, так как мы не знаем, что думает об этом другой человек, и часто придумываем себе более страшные картины, чем есть на самом деле.
Также, возможно, Вам будет полезен совет - поощрять себя за маленькие шаги на пути к преодолению своего страха. Сделали, что хотели - поощрили себя (какой-то покупкой, вкусной едой, прогулкой и т.п., что Вам нравится).
Желаю Вам удачи! Уверена, что у Вас все получится!
С верой в Вас,
Ольга