Как восстановиться и обрести себя после интернет отношений с манипулятором?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
В сентябре прошлого года я познакомилась на сайте знакомств с мужчиной из другой страны. Свои границы я обозначила сразу. Они заключались в том, что на пустые, неперспективные отношения я не пойду. И если человек, сидящий по ту сторону компьютера, сидит и развлекается, то я это пойму и прекращу переписку.
Мужчина, с которым я познакомилась дал мне свой телефонный номер и послал много фотографий. Позвонил мне. Я поняла, что это реальный человек. И очень осторожно стала с ним общаться.
Он писал мне каждый день. Рассказал, что у него закончились отношения с женой и он хочет развестись. Я понимала, что не должна строить планы в отношении моего нового знакомого, так как нет никаких гарантий того, что он не помирится со своей женой, а меня будет использовать для решения своим внутрисемейных проблем…
Но шло время. Мужчина писал мне каждый день. Был внимателен, я чувствовала, что он вкладывает душу в переписку. Он интересовался моей жизнью, моими интересами, отдавал много энергии. Более того, по времени это длилось 4 месяца. И я понимала, что чувствую себя особенной и защищенной, понимала, что появляются чувства. Мы общались по скайпу, где он однажды сказал, что я ему очень дорога и что он влюбился, что он мечтает жить со мной. В такой переписке прошло еще несколько месяцев. Он предложил переехать в крупный мегаполис, где мы с ним встретимся, сначала будем соседями, а потом он решит все свои вопросы. Я понимала, что этих слов недостаточно для того, чтобы уехать и чувствовать себя защищенной в большом городе. Я говорила ему об этом, я говорила, что подумаю. Он проводил работу с моими возражениями, находил аргументы в пользу того, что в крупном мегаполисе больше перспектив и что «Москва не сразу строилась», что потихоньку все наладиться. Он постоянно говорил о любви, о том, что без меня не может жить. Мы договорилась, на Новый год встретиться, и я решилась на переезд. Я приехала в двадцатых числах декабря. У меня возникли вопросы с жильем, я нарвалась на аферистку. Позвонила ему, но трубку никто не взял. Мне пришлось с вещами съезжать в гостиницу. Снова искать съемное жилье. Вскоре пришла смс от него о том, что он напишет, как только сможет.
Наступил Новый год. Мой любимый не приехал. Все это время не писал, не звонил. Я постепенно начинала понимать, что он не приедет. Отправила смс, с вопросом нужна ли я ему? От него пришел ответ, что нужна. Но я приняла решение больше на него не надеяться.
Он, как ни в чем не бывало появился в интернете, был веселым, беззаботным. Я решила выяснить у него планы относительно нас. Он прислал ответ, что разве что-то обещал? Возник первый конфликт. Я ему выразила свою позицию, что, если отношений больше нет пусть так и скажет и что я навязываться не буду. Приму любое его решение. Я осознавала, что предъявить ему мне попросту нечего. Спустя некоторое время он выходил на связь, писал очень коротко и сразу уходил. Я понимала, что ему этого делать не хочется, но на все мои уточняющие ситуацию вопросы он говорил, что я ему дорога, что он безумно скучает…Но слова его расходились с делом. Ни одного поступка, подтверждающего его слова не было.
Так прошел февраль, март и наступил апрель. Я приняла решения пережить эту ситуацию до самого конца, принять уроки жизни и понять, что все-таки происходит. Иначе какой же это урок? Как вдруг он появился на связи и пообещал приехать 1 мая и что возможно, он встретиться со мной. Меня поразило слово «возможно». Я почувствовала, что ведется игра. Мужчина моей мечты уточнял какие подарки мне привезти. Я сказала, чтобы он привез себя. Я уже наверняка знала, что на встречу не пойду. Это было мое решение. 1 мая он не приехал. Впрочем, моя интуиция подсказывала, что он никогда не приедет.
Я мучительно пыталась понять в какую ситуацию попала. Стала искать в интернете информацию и вдруг поняла, что человек, которого я полюбила, обычный игрок – манипулятор. Единственное, что меня смущало, это то, что манипуляторы на тратят на свою жертву так много времени…
Наконец он исчез. Не пишет.
Мне трудно осознавать, что я стала жертвой человека, который сидит за компьютером и развлекается. Неоднократно я ловила себя на мысли, что от меня нужно только одно – моя энергия. Я понимала, что человек просто само утверждается за мой счет, цинично и равнодушно подпитывается моими страданиями.
Но я понимаю, что вся ответственность за происходящее лежит на мне. Эта ситуация повлияла на меня в том смысле, что у меня пропала вера в людей, исчезла позитивная самооценка, появилось чувство опустошённости, полная потеря энергии, развилась депрессия, появилось чувство страха. Я чувствую себя эмоционально изолированной в огромном мегаполисе. Как снова обрести себя и восстановиться?
Автор вопроса: Виктория Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте! Дорогая Виктория, Вы пишете, что "вся ответственность лежит на Вас". Мы отвечаем за свои поступки, за свою жизнь сами, но выстраиваем свою историю и с учетом тех людей, которые нам небезразличны. Вы доверились человеку, чьи обещания оказались ничего не значащими словами. Но разве это возможно было предвидеть тогда, когда Вы решались на переезд? Вы общались не один месяц, откровенно беседовали, чувствовалась заинтересованность мужчины в вашей жизни, он строил планы насчет вашего совместного будущего, говорил о своей любви. Не вините себя, ведь то, как поступил этот мужчина - это его ответственность, и этот обман на его совести.
Возможно, он и не был манипулятором. У писателя Арчибалда Кронина есть книга "Древо Иуды". Главный герой книги считал, что искренне и очень сильно любит девушку, планировал с ней семью, но когда появились определенные сложности и у него на горизонте возникла другая женщина, к которой любви не было, но была симпатия, да и жизнь с ней не сулила никаких проблем - он поддался желанию жить комфортно, и некогда страстно любимая им девушка была забыта. Главный герой обманул ее, его слова и обещания оказались такими же пустышками, как и слова вашего мужчины.
Может быть, во время переписки и общения по Скайпу, на пике эмоций, мужчина действительно верил в то, о чем говорил Вам, и у него было желание переехать, начать с Вами новую жизнь. Но когда пришло время принимать решение - он мог испугаться перемен, трудностей и в итоге был сделан иной выбор.
Восстановиться нужно и можно после этих отношений. Распространенная ошибка многих женщин в том, что не реабилитировавшись после неудачных отношений они бросаются в новые, надеясь таким образом приглушить боль. Но чтобы эта боль ушла - необходимо позволить себе прожить ее. Не обвиняя себя ни в чем, просто признать, что Вам плохо и больно. Выплакать эту боль, перенести ее на бумагу в виде письма этому мужчине (которое не надо отправлять ему), написать все то, что бы Вы хотели ему сказать, любые слова, которые диктует Вам ваше состояние. Пишите сколько хотите, пока не придет состояние опустошения. Или же нарисуйте свои эмоции. Бумагу можно потом уничтожить любыми способами. Еще мне очень нравится такая техника: когда Вы останетесь дома одна - включите классическую музыку, которая Вам приятна, прижмите слегка ладонь к горлу, и проговорите все свои негативные эмоции вслух, назовите их, выговорите все, что хотите, задайте все вопросы, которые Вас беспокоят. Когда Вы выскажете все, что тяжелым грузом лежит у Вас на душе - приложите руку к груди, закройте глаза, посидите немного. Затем вновь приложите руку к горлу и поблагодарите тех близких людей, которые есть в вашей жизни, которые могут Вас поддержать: родственников, друзей. Эту технику желательно выполнять каждый день в течение недели, тогда горечь отпустит Вас.
Виктория, эта непростая ситуация сильно задела Вас, но все же - это не вся жизнь, это один из ее небольших эпизодов. Есть Вы, вся ваша жизнь до этого случая, все радостные моменты, которые у Вас были. Есть те приятные вещи и дела, которые могут вызывать у Вас улыбку. Есть будущее, хозяйкой которого Вы являетесь.
Для того, чтобы снизить тревожность, страхи - начните с малого: попробуйте переключиться со своей ситуации на другие. Например, какие-то цепляющие сюжеты из фильмов или книг. Постарайтесь создавать для себя красоту каждый день, насколько это возможно. К примеру, приготовьте себе что-то вкусное, чем Вы давно себя не баловали, украсьте это блюдо, как украсили бы для самого дорогого гостя. Выходя в магазин или на почту - здоровайтесь с соседями, продавцами, улыбайтесь им. Это приятно людям, они тоже в ответ будут давать Вам положительные эмоции, начнут узнавать Вас. Это создаст хотя бы относительную стабильность в вашей жизни и Вы постепенно перестанете ощущать себя в изоляции. Гуляйте, ищите в этом мегаполисе уютные местечки, которые будут Вас вдохновлять.
Неурядицы, неудачи - неотъемлемая часть нашей жизни, наравне с победами и радостными событиями. И часто бывает так, что именно неудачи приводят к тому, что человек начинает искать себя, возникают новые интересы, цели, а вместе с ними приходят в нашу жизнь и новые возможности, и новые люди.
Это действительно так, и в моей практике я неоднократно наблюдала разительные перемены в жизни женщин, которые были абсолютно разочарованы в жизни, эмоционально опустошены и не верили уже ни во что хорошее. Но женщины продолжали, несмотря на это, пытаться жить иначе и достигали таких перемен к лучшему, о которых и помыслить не могли.
Виктория, отпустите эту ситуацию, позвольте своей боли быть, затем отпустите ее тоже. Вы смелая, Вы не побоялись переехать, Вы не опустили руки, когда Вам попалась аферистка. Пусть ваша смелость и дальше сопровождает Вас.
С уважением,
Виктория.