Меня не за что любить. Как мне наконец расслабиться и стать собой?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Лиза, мне 21 учусь в вузе, не замужем и не была. У меня вот какая проблема. Когда я встречаюсь с кем-то, то я не могу быть собой. Я становлюсь не тем, кем я являюсь на самом деле. Все что я делаю или говорю кажется мне скучным, и скоро я надоем человеку. Когда мне неприятно, я молчу. Когда что-то обидное сказали, глотаю это. Я никак не могу расслабиться. Я начинаю думать, что когда человек узнает какая я на самом деле скучная, не интересная, когда увидит мой характер, то он оставит меня. Я боюсь сказать лишнего слова, лишь бы не обидеть и не отпугнуть. Я знаю что это неправильно, что любят не за это. Я борюсь с этим как могу, и иногда я пытаюсь сделать что-нибудь "сумасшедшее", чтобы наконец меня это постоянное чувство напряжения оставило, но со стороны это начинает выглядеть неадекватно. От этого я корю себя ещё больше. Мне кажется, будто меня не полюбят такой, какая я есть и рано или поздно бросят. Скажите, пожалуйста, как можно наконец расслабиться и начать жить. Спасибо заранее.
Автор вопроса: Лиза Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Лиза, здравствуйте!
Как мне видится у Вас проблема с самоотношением. Очень часто то, как мы относимся к себе, таким же мы и ожидаем отношения к себе окружающих. Часто бывает, что и окружающие, чувствуя подсознательно как мы относимся к себе так же относятся к нам.
Какая проблема здесь может быть: Вы можете встретить хорошего человека, который полюбит Вас, но Вы не поверите ему, не увидите этой любви (так как считаете, что Вас никто не любит и Вы не интересная); или же будете цепляться за отношения, в которых мужчина будет самоутверждаться за Вас счет, но Вы будете терпеть и терять себя из-за страха остаться одной. НО!!! всегда есть третий путь! Этот путь - это саморазвитие.
Я писала статью про самоотношение (там 2 части), если хотите, то прочтите её, чтобы здесь мне не повторяться. Там же есть и некоторые упражнения.
Характеристиками позитивного самоотношения можно назвать:
-) открытость для себя - показатель развитости ориентировки человека в самом себе, минимум механизмов защиты, критичность к самому себе, честность по отношению к себе, осознание себя, понимание себя, своих чувств, эмоций, страхов;
-) уверенность в себе и в своих силах (вера в свой потенциал), осознание силы своего «Я»;
-) саморуководство, внутренняя последовательность – высокая степень самоконтроля, осознание внутреннего стержня. Чаще всего это показатель способности эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу себя;
-) отраженное самоотношение – представление человека о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание. Чаще всего это зеркало отношения к самому себе;
-) самоценность – ощущение ценности собственной личности и, одновременно, ценность своего "Я" для других;
-) самопринятие - чувство симпатии к себе, согласие со своими внутренними побуждениями, принятие себя такой, какая ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Одобрение своих планов и желаний, дружеское отношение к себе;
-) отсутствие самообвинения. Лучше жить по принципу, что нет вины, есть ошибки, которые надо исправить, есть задачи, которые надо решить;
-) отсутствие самопривязанности - данный фактор отражает нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Это показатель некоторой ригидности, консервативной самодостаточности, отрицание возможности и желательности разви­тия собственного "Я" (даже в лучшую сторону).
Я не буду предполагать откуда такие проблемы, т.к. слишком мало информации о Вас. Важно начать действовать.
Вы можете заниматься саморазвитием самостоятельно, можете обратиться к психологу, можете пойти на курсы развития личности, на групповые формы (тренинги), например есть такой "понимание себя и других". Есть очень много форм и упражнений: это аутотренинги, работа с аффермациями, было бы замечательно поработать с Вашим внутренним ребенком, можно пережить, переписать сценарии жизни, сюжеты из прошлого и т.д.
Лиза, я бы Вам посоветовала пока не стремится к отношениям. Научитесь пока для начала любить себя, понимать себя. Пусть Вам станет интересно самой с собой. Для Вас очень важно поверить в то, что Вы замечательный и очень интересный человек!!! Опишите человека, которого Вы считаете интересным. Теперь опишите себя. Вполне возможно, что Вы таким человеком и являетесь. Если нет, то это лишь означает, что есть куда стремиться. возьмите лист бумаги и разделите его на 3 части. В первой части опишите свои характеристики, во 2 части опишите характеристики самых интересных людей, в 3 части - сравните две колонки и пропишите, что необходимо, чтобы человек из 1 колонки стал таким, как во 2. Это Ваш план действий. Постарайтесь в течении 2 месяцев немного поменять свой образ жизни. Давайте поиграем в это. Посвятите это время только себе. Может быть поставьте себе цель находить каждый день что-то новое - новую книгу прочитать, новую статью, может новый факт, может новое открытие и т.д. Заведите дневник успеха. На время предложите своему внутреннему критику съездить на отдых, а может ему там так понравиться, что он больше никогда и не вернется :)
Лиза, вспомните сказку про гадкого утенка. Он считал себя таковым и только поэтому прятался и страдал, хотя на самом деле являлся прекрасным лебедем. Вы так же прекрасный лебедь - просто увидьте это, поверьте в это.
Еще могу предложить посмотреть фильм "Сбежавшая невеста" с Джулией Робертс.
Всегда есть выбор - оставить все как есть или начать что-то менять, начать действовать.
Хороший способ начать жить - это начать помогать другим, благотворительность, волонтерство.
По поводу расслабиться. Хороший способ расслабиться - это медитации. Здесь на сайте есть описание способов, так же их много в интернете, найдите то, что Вам более близко. постарайтесь уделить методике расслабления (для начала) хотя бы минут 20 в день каждый день, дальше можно больше. Вам необходимо хотя бы на какое то время прекращать мыслемешалку в голове, отключаться от мыслей вообще. Поверьте - это помогает.
Лиза, я желаю Вам счастья!
П.С.
Я очень люблю притчи. Если позволите, то хочу Вам несколько процитировать.
Принять себя! – философская притча
В давние времена жил король, у которого был прекрасный сад, где он любил самолично сажать растения. Как-то поутру пришел король в свой сад и обнаружил некоторые растения и деревья погибающими. Взволнованный, он обратился к начинающему чахнуть дубу: – Скажи мне, что с тобой происходит? – Я чахну, потому что не могу быть таким же высоким, как кипарис. Король обратился к кипарису и тот ответил, что умирает, поскольку подобно виноградной лозе, не может давать виноград. Виноградная лоза увядала, поскольку ей не дано было цвести, словно роза. Удрученный король шел по тропинке и вдруг увидел пышно цветущее растение, которое всем своим видом радовала глаз. Обрадованный король обратился с вопросом, и растение ответило ему: – Мне хорошо, потому что ты посадил меня, чтобы я доставляло тебе радость. Если бы вместо меня ты хотел посадить другое растение, то посадил бы его – розу, дуб или кипарис…Поскольку я не могу быть ничем иным, я стараюсь развивать все то лучшее, что имею.
Лиза, Вы пришли в этот мир, поскольку Жизни , Вселенной, Миру нужны именно Вы! Вы, и никто другой! Вы – воплощение чего-то очень важного, нужного, особенного. Вам не нужно быть кем-то, кроме самой себя. Каждый человек вносит свой вклад в Жизнь. Вглядитесь в себя и примите себя! Вы можете цвести, радоваться Жизни и развивать свои лучшие качества!
Есть красивая притча о человеке, автор которой – Шалва Амонашвили, педагог, психолог и мудрый человек. О человеке ищущем, о человеке созидающем. Этим человеком может быть каждый из нас. Но что мы ищем? Что можем подарить миру? По большому счету, самый главный подарок миру от нас – это достойная, гармонично развитая, счастливая, созидательная личность, которую мы в себе воспитаем! Именно это – в наших (Ваших) руках. Единственная красота
Мальчик размечтался перед сном. «Вот скоро стану взрослым, и что я сделаю для людей? – подумал он. – Давай подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет». И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям. «Построю великолепный Храм». Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много. Подумал еще: «Сочиню необыкновенную Песню!» Но опять замешкался: песен тоже много. «Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!» И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много. И он загрустил. Так и заснул с этой мыслью. И увидел сон. Пришел к нему Мудрец. «Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное?» – спросил он. «Да, очень хочу!» – с жаром ответил мальчик. «Так подари, чего медлишь?» «Но что? Все уже сотворено!» И начал перечислять: «Хотел построить Храм, но все храмы уже построены…» Мудрец прервал его: «Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты… » Только Вы Лиза!!!!
У одного индийского водоноса было два больших кувшина, висевших по обе стороны шеста, который он носил на плечах. В одном из кувшинов была трещина. В то время как второй кувшин был безупречно целым и всегда доставлял от источника до дома учителя полную порцию воды, первый кувшин был полон лишь наполовину.
Так продолжалось изо дня в день, в течение двух лет. Водонос приносил к дому учителя только полтора кувшина воды. Разумеется, целый кувшин гордился собой, полностью оправдывая своё предназначение. А бедный треснувший кувшин страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был неспособен донести больше половины количества воды, которое должен был бы доставить. Два года треснувший кувшин чувствовал горечь от своей несостоятельности. И однажды он заговорил с водоносом: «Мне стыдно, и я хочу извиниться перед тобой».
«Почему?» – спросил водонос, — «Чего ты стыдишься?»
«В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши. И это из-за трещины в моём боку, через которую просачивалась вода на пути к дому учителя. Из-за моего недостатка ты вынужден больше работать и не получаешь ничего взамен,» – ответил кувшин.
Водонос почувствовал жалость к старому треснувшему кувшину и сказал: «Я бы хотел, чтобы на обратном пути к дому учителя ты обратил внимание на красивые цветы, растущие у тропинки».
Действительно, когда они поднимались к вершине холма, треснувший кувшин заметил с одной стороны пути чудесные цветы, греющиеся в солнечных лучах, и это его приободрило. Однако в конце тропинки кувшин вновь почувствовал себя плохо из-за того, что половина воды просочилась наружу. Поэтому он снова извинился перед водоносом.
И тогда водонос ответил кувшину: «Заметил ли ты, что цветы растут только на твоей стороне тропинки, а не на стороне второго кувшина? Дело в том, что я всегда знал о твоей трещине и течи и воспользовался этим. Я посадил семена цветов на твоей стороне тропинки, и каждый день, когда мы возвращались от источника, ты поливал их. В течение двух лет я собирал эти прекрасные цветы и украшал ими дом учителя. Если бы ты не был таким, какой ты есть, его дом был бы лишён этой красоты».
Притча "Старик и бриллиант"
Молодой человек неспешно прогуливался по улицам города.
К нему подошёл пожилой мужчина и обратился:
"Я столько лет искал ему применения, но не нашёл. Жаль, что я понял его мудрость сейчас, когда уже поздно… Держи", — он протянул свёрток и удалился.
Молодой человек настороженно открыл преподнесённый дар и удивился — на холщовой белой ткани лежал переливающийся камень. Он убрал его в карман и задумчиво побрёл к дому.
Дома близкие посоветовали сходить к ювелиру и узнать, что же это за камень. Ювелир был поражён, когда увидел бриллиант такой идеальной чистоты, он долго уговаривал парня продать этот чудо-камень. Но парень отказался.
Сначала парень восхитился тем, что ему подарили такой подарок. Позже сомнения стали посещать его голову: "Почему именно мне отдал бриллиант старик? Разве я достоин такого подарка? Я же ничего для этого не сделал? И что мне теперь делать с ним? Могу ли я как-то распоряжаться этим камнем? И как отреагируют мои близкие, если я продам его?". Такие мысли усиливались и мучили молодого человека. И тогда он взял небольшой сундук, закрыл там бриллиант и спрятал в подвал.
Теперь сомнения ушли, но в сердце осталась необъяснимая тоска…
Шли годы и парень повзрослел, затем зрелая седина покрыла его голову, и уже завтра ему исполнялось 70 лет. Когда вся семья собралась на праздник, они попросили любимого дедушку сказать речь.
Дедушка приподнялся над столом, светило солнце, и блик от бокала ослепил на время зрение старика. И в этот момент его осенило, он вспомнил про бриллиант, выскочил из-за стола, как молодой скакун, ринулся в подвал и с гордостью принёс сундук родным:
"Когда я был молод, как многие из Вас, мне преподнесли подарок. Но я не смог воспользоваться им. Сначала я считал себя недостойным, потом я считал себя глупым, чтобы правильно распорядиться им. Потом от бессилия и злости я спрятал его в тёмном подвале, чтобы не брать ответственность за такую драгоценную возможность. И все эти годы меня мучила необъяснимая тоска.
И только сейчас, как тот старец, вручивший мне бриллиант в юности, я понял всю мудрость, содержавшуюся в этом поступке:
Нам сложно ценить то, что, по своей сути, дорого, но досталось нам в дар;
Мы можем поддаться страху и сомнениям и упустить возможности, которые несёт этот подарок.
Мы можем считать недостойными себя такой драгоценности.
Нам легче расстаться с перспективами, только потому, что боимся не справится с ответственностью.
Мы боимся осуждения окружающих, но если не воспользуемся подарком, начнём осуждать себя сами.
И когда мы становимся зрелыми, когда уже практически вся жизнь прожита, мы осознаём истинную причину нашей тоски: "Мы спрятали наш талант, наш дар от самих себя. Мы придумали причину, чтобы сбежать от страха и запереть себя, свой чистый бриллиант в глубине души, но счастливее мы не стали. Наша жизнь превратилась в удобное, комфортное существование, и глаза постепенно поблекли…".
Сказав эти слова, пожилой человек сжал в кулак свой бриллиант, отнёс его ювелиру. И на полученные деньги купил домик у моря, мольберт, завёл лабрадора, купил автомобиль, о котором давно мечтал, часть денег подарил своим детям, а часть отдал на лечение больных детей, страдающих тяжёлыми болезнями.
Пользуйтесь своими возможностями, раскрывайте таланты, не отказывайтесь от мечты, только потому, что она будет кому-то неудобна, и действуйте!