Плохие отношения с биологическим отцом ребенка.

Вопрос психологу:
Добрый день.
Краткий анамнез : я состою в браке, у меня есть дочь 5-и лет. С мужем отношения сошли на нет ещё году в 2015-м, но развод не оформили и жили под одной крышей. В 2016-м году встретила мужчину, влюбилась, стали встречаться. Можно сказать, по моей инициативе. Ему было 30, он комплексовал по поводу того, что у него до сих пор нет семьи и детей, думал, что у него бесплодие. А у меня комплекс матери Терезы, всех сирых под крыло и меня его "нытье" тогда не особенно насторожило. Через какое-то время началась ругань на тему того, что он говорил о том, что хочет семью и детей, что он наконец нашел любовь в лице меня (тут недобрая ухмылка), но его вполне устраивала моя жизнь на несколько домов. То есть, жить к себе он не приглашал, на то, что у меня есть дочь - закрывал глаза. Расстались. Сказал без эмоций, что не любит меня, что ему это только показалось. Через какое-то время объявился со словами "я все осознал, я тебя всё-таки люблю", стал ухаживать, "бегать" за мной. Я поддалась, потому что чувствовала к нему всё ту же тягу.
Предложил жить у него на съемной квартире. Вдвоем. Дочь у отца. Пока что. Попробовать. Согласилась. Два рабочих дня возвращалась к нему, на выходные уезжала к дочери.
В июле прошлого года я узнаю, что беременна. И сразу вспоминаю, в каких обстоятельствах все произошло - это был единственный незащищённый интим, накануне которого мы ругались, далее - причина:
Я: ты не хочешь провериться, раз ты подозреваешь бесплодие?
Он: зачем мне проверяться? У меня ты есть, с тобой и проверим!
Надеюсь, мое возмущение понятно - для меня родительство и все, с ним связанное - не шутка, а я - не спермоприемник (простите за грубость).
Сразу скажу - аборт для меня - табу, если это не вопрос жизни и смерти и если нет мед.показаний.
Объявляю ему о беременности. Он, вроде, рад, но начинает себя вести очень странно. То есть, чуть что - не веди себя так, а то я тебя брошу. Меня это основательно утомило и на 6-7 неделе я сказала, что может вот прям сейчас бросать, раз уж я не вписываюсь в его картину мира.
Ушла, собрав вещи. Он пропал на месяц. Для меня это был месяц мытарств и ада. Думала об аборте. Апатия, слезы, пустота. Бывший муж поддержал меня, сказал - рожай, воспитаем, все будет нормально. А я все думала..
Явился в 13 недель. Пьяный, в слезах, говорит, что ОН ТАК МНОГО СТРАДАЛ В ЭТОТ МЕСЯЦ, ЕМУ ТАК ПЛОХО! (Это сейчас я в шоке от того, что не замечала вот этого откровенного эгоизма).
Я его все это время ждала и снова простила. Потому что боялась, что если буду его ненавидеть - ненависть перейдет и ребенку. Боялась, что не полюблю ребенка, что буду в его лице видеть лицо отца и переносить обиду на него. Потому, взвесив все за и против, решила попробовать ещё раз.
С сентября по декабрь все было спокойненько. Помимо моих вопросов на тему "живот растет, я скоро рожу, ты вообще планируешь поменять съёмную однушку на двушку, да и у меня дочь есть, я хочу с ней жить, а не видеться 2/2?", после которых только тишина или "я понял, как мы поставим мебель, чтобы все поместились! А дочь будет в гости приезжать." Я вышла в декрет, жилье так и не сменилось. (Финансы его вполне это позволяли)
Я ушла. Вернулась в свой дом, снова стала жить под одной крышей с мужем и дочерью. Родила. Сын, вылитый папаша, темненький, зеленоглазый. Мы с мужем светловолосые.
Отец ребенка говорит, что хочет видеться с ребенком, хочет его воспитывать, но приезжает раз в 3 недели, а то и раз в месяц и больше. Денег не даёт, только если ему протягивать руку и клянчить. Приезжает на пару часов. Типа, времени нет. (Уехать в баню, в Питер, пойти в бар - время есть.) Просит вести Инстаграм от имени ребенка, фотоотчёт делать, мол. "Это же мой ребенок, я хочу его видеть!"
Недавно, когда он приехал нас отвезти в больницу и ЗАБЫЛ ребенка на руки даже взять, меня, прямо скажем, бомбануло. Я спросила, есть ли у него чувства к ребенку, были ли чувства ко мне вообще, зачем оба раза нужно было ко мне возвращаться и тд - на что получила ответ - ну, к ребенку есть чувства, потому что он мой сын. Тебя не любил, я хотел семью и ребенка, ты была средством достижения цели. Прости.
А я не могу в "прости". Когда вспоминаю это - в голове бьётся "тебя использовали, как куклу, как будто ты не человек!" Злость на него. То подотпустит - то, когда вижу, как он в очередной раз качает права на ребенка и играет в яж-отца, когда обещает приехать в среду, а приезжает через 2 недели - меня колотит от ярости. Я закатываю ему страшные истерики, объясняю, что сама росла без отца и вот это - обещать приехать в среду и не приехать - для ребенка это травма. Что не хочу чтобы мой ребенок сидел у окна, как собачонка в ожидании хозяина и "обламывался". Не понимает. Когда говорю "ты приезжаешь раз в месяц", отвечает "не раз в месяц! Раз в три недели в этот раз! Хватит мне внушать, что я плохой отец!"
Да никакой он отец. Муж мой хочет воспитывать ребенка как своего. Предлагает отправить отца ребенка в пешее эротическое и оборвать контакты. Я вот не знаю, честно. Как будто грех на душу беру, такое ощущение. Скрывать от сына происхождение не хочу - там и дураку понятно, он темненький, мы оба русоволосые и светлоглазые. Но и не хочу, чтобы ребенок потом задавался вопросом "почему папа меня не любит и не приезжает?, если позволить отцу эти редкие посещения. Подскажите, как выстроить отношения с отцом ребенка и стоит ли их выстраивать.
Автор вопроса: Аня Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Аня! Семья, семейные отношения всегда очень непростая тема. Союз двух людей, так называемый брак, образует особого рода подвижную, динамическую "субстанцию". Каждый человек сам по себе представляет собой сложный, постоянно развивающийся объект, имеющий определенный набор личностных свойств. Эти свойства определяются как врожденными, биологическими (индивидуальные свойства нервной системы, темперамент, задатки, склонности и т.д.), так и приобретенными в процессе жизни (мировоззрение, привычки, ценностные ориентиры и т.д.) качествами. Среди этих элементов, составляющих то, что называют личностью человека, можно выделить более устойчивые и более динамичные. К первым можно отнести индивидуальные, врожденные свойства. Ко вторым - то, что приобретено человеком с жизненным опытом. Не смотря на проведенную условную иерархию, эти части естественным образом неразрывно связаны и оказывают влияние друг на друга. Способны изменять друг друга и менять свое место в иерархии ценностей, влияющих на поведение, выбор, мотивацию человека. Как можно понять, человек - это сложно организованная система. Если учесть тот факт, что каждый человек не представляет собой замкнутую систему, а органично входит через внешние отношения в другую, внешнюю по отношению к нему, и еще более сложно организованную систему - социум, то можно представить себе какой клубок хитросплетений представляют собой его отношения внутри даже такого небольшого сообщества как семья.
Я сделал это небольшое вступление для того, чтобы это помогло Вам понять жизненную ситуацию, о которой Вы пишите.
Давать советы в этом деле, вещь не очень правильная и не благодарная. Дело в том, что Вы сами должны ответить на поставленный Вами вопрос: как выстраивать отношения с отцом Вашего второго ребенка. А для того, чтобы Вы могли на него ответить, Вам необходимо разобраться в Ваших отношения с Вашими мужчинами. Это очень не просто, поскольку такие вещи плохо поддаются "голосу разума", но попытайтесь проанализировать что именно Вас связывает с каждым из мужчин. Попробуйте дать оценку каждому из них. Оцените их качества мужские, волевые, их достоинства и недостатки. Что есть в одном из них такого, чего нет в другом. Еще раз скажу, что это не просто. Но взглянув на ситуацию, как бы, со стороны, Вы сможете понять, что толкнуло Вас на отношения с другим мужчиной. Что было, какие чувства легли в основу Ваших отношений. Были ли они искренними с обеих сторон, долгосрочными или ситуативными. Была ли это "любовь" или Вас подтолкнуло друг к другу просто стечение жизненных обстоятельств, недостаток внимания и так далее. Когда Вы сможете понять истинную причину Вашей связи с этим человеком, Вы поймете, что от него ждать. Нужны ли ему на самом деле Вы и Ваш ребенок. Или Вы просто ему нужны как средство самоутешения, утешения своего мужского самолюбия. Это избавит Вас от иллюзий, напрасных ожиданий и ненужных переживаний.
Главное будьте честны с самой собой. Думайте больше о ребенке, о том, что для него будет лучшим.
Вы пишите: "Скрывать от сына происхождение не хочу - там и дураку понятно, он темненький, мы оба русоволосые и светлоглазые". Не думаю, что сейчас, в таком возрасте Вашего ребенка интересует его происхождение. Для него сейчас куда важнее любовь, забота и внимание тех, кто с ним рядом.
Ответьте на два основных вопроса: нужен ли этот мужчина Вам, а не ребенку? Не скрывается ли за Вашей тревогой о происхождении ребенка желание поддерживать связь с этим мужчиной?
Искренне желаю Вам разобраться в себе и Ваших отношениях.