Кризис в отношениях или отсутствие любви?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! С парнем в отношениях уже 4 год. В первый год отношений жили в одном городе. Виделись часто. 2-3 раза в неделю. По возможности еще чаще. Затем он переехал в другую страну. В течении года на месяц приезжал в отпуск в мой город. Проводили вместе очень много времени. Затем он ушел в армию. А я переехала в другой город на учебу. За этот период у нас было много ссор и недопониманий. Связанных с его ревность. Для меня это был первый курс института. Вокруг меня появились новые люди. В том числе и лица противоположного пола. Даже друзья парни. И если раньше я никогда не употребляла алкоголь, то теперь я частенько стала собираться с подругами или компанией. Вела себя при этом пристойно и мысли не было изменять парню. Но после серии ссор мы поняли, что нам необходимо увидеться. Я сумела на 1 день прилететь в город, где он служит и мы около 5 часов провели вместе. Затем еще полгода ожидания его из армии. Но его ревность не утихала. Он начал запрещать мне пить алкоголь. А когда узнал, что я нарушила обещание, выпив бокал шампанского на Дне Рождения парня моей подруги, предложил расстаться. Сначала я негативно к этому отнеслась и слезно просила дать мне еще шанс. А потом чуть подумав, поняла, что это к лучшему. Ведь весь этот год я постоянно чувствовала себя виноватой, когда уходила куда-нибудь с друзьями или собиралась в компании. Например, меня давняя подруга звала в гости, где будет алкоголь. А я уже предчувствовала, как я говорю об этом ему. Знаете, как когда у родителей отпрашиваешься. Сразу хочу уточнить, что алкоголизмом я не страдала. Хотя в период его упреков всерьез начала задумываться об этом. Выпивала я лишь в компании, не до беспамятства и не каждую неделю. Да дело и не только в алкоголе. Если я иду в клуб, то значит непременно знакомиться с парнями. Никак не потанцевать (по его мнению, разумеется). Я начала его воспринимать, как строгого родителя. После его предложения расстаться мы быстро помирились, но при первом же конфликте, я сама проявила инициативу. Предложила остаться друзьями. Это была последняя неделя перед дембелем. Он вернулся в свой город. Мы продолжали общаться как прежде. И хоть и расстались, но по факту совершенно номинально. Он изъявил желание приехать ко мне и проверить остались ли чувства. Но в силу обстоятельств, у него это сразу не вышло. И наша встреча отодвинулась еще на 3 месяца. Первое время мы много общались и я даже задумалась о том, что отношения наладились и люблю его. Он уехал на вахту и общение наше немного уменьшилось. И вот после вахты он все-таки приехал ко мне. За пару дней до его приезда я стала сомневаться в том, стоит ли ему приезжать. На это ушло бы немало денег, а вдруг бы я поняла, что он мне совсем неинтересен? Мне даже казалось, что я в этом уверена. Но все равно решила, что он мне нужен. Он приехал и мы прожили вместе 2 недели. По началу мне казалось, что желание совсем улетучилось и я отношусь к нему как к родному брату. Но позже все наладилось и свое пониженное либидо я связала с пмс. Вместе нам было хорошо. С ним было тепло и уютно. Я спешила домой(к нему) после учебы. И радовалась, когда видела утром его лицо на соседней подушке. В день его отъезда я плакала навзрыд и очень не хотела отпускать, но прошло пару дней и грусть пропала. Жизнь вошла в привычную колею. Он сейчас снова на вахте. Увидеться мы сможем только через полгода. И у меня вызывает недоумение отсутствие у меня грусти по этому поводу. Он обещает переехать тогда уже навсегда. А я размышляю о том, нормально ли то, что мне и без него неплохо? Сразу отмечу, что первые 2 года я была страстно влюблена, каждая ссора с ним была для меня трагедией, я боялась его потерять и безумно желала его, признаваться в любви могла по несколько раз на день и совершенно искренне. А во время его пребывания в армии страсть стала утихать. Ссоры переживала уже не так глубоко. А признаваться в любви тянуло гораздо реже. Он мне очень близкий человек, порой кажется, что я не представляю дальнейшее развитие своей жизни без него. Но вот утихшая страсть это нормально? Или это уже безразличие?
Автор вопроса: Мария Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Самарская Наталья Николаевна.
Здравствуйте, Мария! Утихшая страсть - это нормально. Отношения между мужчиной и женщиной развиваются циклично, невозможно все время находиться в состоянии острой влюбленности. Обычно накал страстей снижается после 3-4 лет. Если партнеры доверяют друг другу, если им вместе хорошо и уютно, то отношения становятся глубже, переходят на новый уровень. Знакомо выражение «новое всегда новее»? Имеется в виду, что новые отношения по яркости впечатлений всегда сильнее. Однако, через некоторое время страсти неизбежно поутихнут, партнеры станут замечать недостатки друг друга. Некоторые люди так и проводят жизнь, меняя партнеров, стремясь испытать эмоциональный подъем. Вы пишите, что вам «неплохо» без своего молодого человека. Вы молоды, любимы, разлука временна, поводов для грусти нет. Возможно, вы просто повзрослели, у вас появилось больше обязанностей, расширился круг знакомых, вы стали более самодостаточны? Вы описываете своего молодого человека словами «очень близкий», об отношениях пишите: «тепло, уютно». Безразличия здесь нет.