Парень грызет ногти и ковыряет в носу. Это привычка или психологическое отклонение?

Вопрос психологу:
Добрый день. Я состою 3 года в прекрасных отношениях с любимым человеком. Он активный, у него много друзей, отличные отношения с родителями и интересная работа. У нас общая квартира, скоро свадьба и я жду от него ребёнка. У него есть привычка ковырять в носу и грызть ногти, привычка с детства. Он не стесняется это делать при мне и при друзьях. Я разговаривала с ним об этой проблеме, объясняла что мне не приятно. По крайней мере это и вредно, допустим руки у нас не всегда чистые, под ногтями собирается грязь , а потом это тянется в рот. И он тоже переживает, но особо не придаёт этому значения. И видно что это не из за того что нос заложен и ногти длинные, как я понимаю это «зона его комфорта». Когда мы только начали встречаться этой привычки я у него не наблюдала. Я всегда ему говорю: если хочется поковырять выйди в туалет, сделай все там, не смущая при этом никого. Постоянно подкладываю ему в карманы носовые платки. Иногда делаю ему маникюр и слежу в конце дня что бы ногти были аккуратными. Но к сожалению всё равно грызёт и ковыряет. Был даже не приятный момент, когда мы сидели в компании и он сидел не рядом со мной и его руки были у носа, вроде так не заметно, для всех, но ковырял. И я ему сделала замечание, тихонечко, но кто близко сидел понял. Он рассердился, но виду не подал. За этот поступок мне стыдно. Может это его расслабляет.. и нужно найти альтернативу.. ведь кто то грызёт ногти, кто то щёлкает фаланги пальцев, кусает губы..
Как грамотно ему отучиться от этих привычек? Заранее спасибо.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Филина (Шаипова) Екатерина Борисовна.
Здравствуйте, Дарья!
Да, у некоторых людей встречаются разные пагубные привычки. Привычка «грызть» ногти называется онихофагия. Болезненная привычка «ковырять» в носу - ринотиллексомания. Такие зависимости встречаются у некоторых людей.
Дарья, Вы правы, данные привычки могут навредить здоровью человека. Поэтому с ними обязательно надо работать.
Причины возникновения онихофагии могут быть разные. От младенческой привычки сосать палец до проявления агрессии, негативных эмоций человека не во вне, а на самого себя. Часто такие привычки проявляются в стрессовых состояниях. Причинами навязчивого «ковыряния» в носу могут быть просто привычки из детства - освобождать нос с помощью рук, привычка может проявляться в стрессовых состояниях, или когда надо «занять» руки, иногда причиной «ковыряния» в носу могут быть психологические расстройства.
Дарья, очень важно Вам самой в первую очередь проявить терпимость к слабостям Вашего молодого человека и не делать ему замечания при посторонних людях. И в то же время, важно поговорить с женихом серьёзно, без давления. Расскажите ему, как волнуетесь за его здоровье и хотите помочь ему избавиться от этих привычек.
Ваш мужчина уже дальше сам решит, готов ли он работать над этим вопросом. Без его готовности избавиться от зависимостей успеха не будет.
Как можно уйти от этих навязчивых привычек?
В первую очередь важно осознать и принять тот факт, что есть 2 навязчивые и очень вредные для здоровья привычки. Принять решение избавиться от них. Вторым шагом необходимо повысить уровень осознанности, самоконтроля. Это значит, что нужно взять за правило поддерживать нос, руки в чистоте, заниматься носом только в отведённых для этого местах.
Как только человек «поймает» себя за пагубным занятием, можно проследить, какие эмоции в этот момент он испытывает. Это может быть скука, волнение, гнев, грусть, радость, задумчивость, тревога и др.
Если человек заметил влияние негативных факторов на активизацию привычек, важно поработать с этими факторами-устранить или изменить к ним отношение.
Можно попробовать занять чём-то руки - мобильный телефон, чётки,эспандер, можно одеть перчатки. Для ногтей есть «горький» лак, он бесцветный и подходит мужчинам.
Дарья, с онихофагией и ринотиллексоманией важно работать и лучше работать со специалистом-психологом или психотерапевтом, который поможет выявить глубинную причину зависимостей и устранить ее. Самое главное, чтобы Ваш жених захотел прорабатывать этот вопрос. В большинстве случаев результаты работы положительные. Я желаю Вам счастья!