Как вразумить парня не заканчивать отношения?

Вопрос психологу:
Вчера вечером посмотрела в телефон парня, он переписывался с подругой, которой рассказывал, что наши с ним отношение это "такое себе" и они скорее всего скоро закончатся. Я в шоке, слёзы, боль, разочарование. Начала задыхаться, стало очень плохо, слёзы градом. Проснулся парень, начал помогать, воды принёс, ингалятор. Утешал, целовал, спрашивал, что же случилось. Не знала как поступить, рассказывать или нет. Рассказала: ответ был такой, что он сам ещё не знает нужны ли ему отношения или нет, говорит что слишком маленький для серьёзных отношений, "бытовуха" тяготит его, но уверяет, что любит. Обнимал всю ночь, утешал. Не знаю теперь, что и делать, со всей роднёй перезнакомил, на родине у него была, живём вместе, еле еле нашли деньги на жильё, лишь бы быть вместе, а теперь такое. Очень страшно остаться без него, не представляю, как это. Думаю приготовить вкусный ужин, выпить вина вечером, сделать, что-то приятное для него, ненавязчиво, от всей души, показать, как он мне дорог. Правильно ли это будет, удерживать его, пытаться показать и доказать ,что любви все возрасты покорны, что не бывает взрослых и маленьких людей для отношений, что не нужно так просто сдаваться лишь из-за каких-то своих переживаний и страхов. Или же пустить всё на самотёк, пусть сам принимает решение. Как мне себя вести? Или, если хочет уйти, значит и не любит вовсе... Есть за мной грешок, постоянно контролирую его, смотрю смс, звонки, переписки.(естественно в тайне от него) Понимаю, что это не правильно, ничего не могу с собой поделать. Теперь из-за своей дурной привычки сижу как на иголках, жду тех самый ужасных слов "Я решил, нам нужно расстаться". Такой мой контроль связан с тем, что слишком много у него подруг, я переживаю, что кто-нибудь из них будет позволять себе лишнее. Практически все его бывшие или девушки, которым он нравился или нравится. Я стараюсь во всём его поддерживать, помогать ему. Хочешь на ночь к друзьям, пожалуйста; Хочешь выпить с друзьями, пожалуйста; Хочешь в гости к давней подруге сходить, пожалуйста; Бывшей помочь, да пожалуйста. Что же я не так делаю? Умоляю, помогите советом.
Автор вопроса: Полина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Арефьева Екатерина Юрьевна.
Полина, здравствуйте.
Начну с хороших новостей. Один из моментов своего поведения, которое способствовало создавшейся ситуации, Вы уже отследили сами. Остановлюсь на этом подробнее.
Вы называете «грешком, плохой привычкой, желанием контроля» отслеживание переписки в чужом телефоне. Да, Полина, всё верно, как не назови. Но Ваш контроль связан вовсе не с тем, что у партнёра много подруг, (хотя это тоже вопрос выбора Вами именно этого партнера. Но в текущей консультации я не буду на этом останавливаться подробно), а с тем, что Вы, как мне видится, не уверены в себе, сомневаетесь в своей ценности и самодостаточности. Ну и конечно сам факт того, что Вы можете зайти в телефон другого человека недопустим в любых отношениях, на мой взгляд. Это грубое нарушение психологических границ другого человека. И одной лишь силой воли, увы, от этой привычки не избавиться. Идти нужно совсем с другой стороны. А именно работать с самооценкой, с уверенностью в себе.
Полина, иду далее по тексту Вашего сообщения. Меня насторожил момент про ингалятор. Это было уже астматическое проявление? И выходит, если уже пользуетесь ингалятором, то такой приступ случается с Вами не в первый раз? Часто такое с Вами происходит? Этому моменту нужно уделить особое внимание. У меня остались вопросы по этому пункту. Предположу лишь, что это могут быть психосоматические проявления со стороны Вашего организма и их нельзя игнорировать.
Еще Вы приводите следующие фразы молодого человека: «не знает, нужны ли ему отношения или нет, говорит, что слишком маленький для серьёзных отношений, "бытовуха" тяготит его, но уверяет, что любит». Здесь яркое противоречие, на мой взгляд. Объясню почему. У человека, который любит, даже не возникает вопроса о том, нужны или нет ему отношения. Потребность в отношениях естественным образом вытекает из его чувства любви и подразумевает развитие этих отношений, ему хочется быть рядом с любимым/ой.
Далее, после фразы: «я слишком маленький для серьезных отношений» у психологически здорового человека будет только одна реакция – бежать сломя голову от такого «маленького человека». Переведу с русского на русский. «Я еще маленький», по сути, это признание человека в том, что он ещё психологический ребенок, инфантильный, не умеющий и не знающий, как брать часть своей ответственности за отношения, как отвечать за свое поведение и поступки, не желающий или не готовый решать бытовые вопросы. Полина, ответьте себе на вопрос: Вам интересно строить отношения с психологическим ребёнком? Вы хотите быть ему мамой? Но даже если Вы хотите этого в данный момент времени, я Вас разочарую – Вы не сможете быть ему мамой при всем желании. С мамами не хотят заниматься сексом, от мам хотят только вкусного борща и чтобы погладила по головке, укрыла одеялом и т.д. Вы действительно этого хотите?
А далее идет Ваша ключевая фраза, Полина, объясняющая, почему Вы держитесь за отношения с парнем, у которого параллельно свободные отношения имеют место быть. Вот эта фраза: «Очень страшно остаться без него, не представляю, как это». Это еще одно свидетельство в пользу Вашей заниженной самооценки и неуверенности в себе. Чем наполнена Ваша жизнь помимо отношений с молодым человеком? У Вас есть собственные интересы, друзья, учёба? Если ответ отрицательный, то это лишь подсказывает еще одно направление работы с Вашей личностью.
Отдельно скажу про ужин, вино и про «показать, как он мне дорог». Полина, в психологически здоровых отношениях никто никому ничего не демонстрирует и не показывает. Люди просто чувствуют ценность друг друга. Да, они тоже делают романтические ужины, но не с целью показать или доказать что-либо, а чтобы вместе насладиться, разделить удовольствие от вкусного ужина и от общения друг с другом. И всё.
Полина, Вы спрашиваете: «Правильно ли это будет, удерживать его, пытаться показать и доказать, что любви все возрасты покорны, что не бывает взрослых и маленьких людей для отношений?». Полина, не скажу правильно или неправильно, отмечу лишь то, что сомнения Ваши возникли не на ровном месте. Человек открыто Вам заявил, что он «маленький» и разубеждать его в этом не имеет смысла, на мой взгляд, т.к. его поведение соответствует заявленному им психологическому возрасту. Это будет примерно то же самое, как если бы Вы трехлетнего ребенка старались убедить в том, что он может любить и строить серьезные отношения. Но взрослые люди понимают, что ребенок трех лет может строить отношения на уровне песочницы и на уровне ребенок-родитель. И мы не ждем взрослого поведения от трехлетнего ребенка и уж тем более не просим.
Еще один Ваш вопрос: «Пустить ли все на самотек или пусть он сам принимает решение?». Полина, снова я спрошу Вас в ответ: а ждем ли мы от трехлетнего ребенка, что он примет то или иное взрослое решение? Решение во взрослых отношениях принимает тот партнер, который берет на себя часть своей ответственности и которого не устраивает что-либо в отношениях. Таков мой ответ.
И то, что Вы перечислили в конце Вашего сообщения (его уходы на ночь к друзьям, выпивка, помощь бывшим девушкам, пойти в гости к бывшей девушке и т.д.). Вы почему-то называете это поддержкой и помощью с Вашей стороны. Но часто все становится на свои места, если назвать вещи своими именами. Поддержка и помощь, Полина, это про другое совсем. Я бы назвала это «позволять партнеру вести себя неприятным для Вас образом» или «терпеть неподобающее поведение партнера». Но возможно я ошибаюсь и Вы видите что-то другое в таких его поступках или они Вам нравятся.
Полина, как видите, у меня много встречных вопросов, ответив на которые, прежде всего сами себе, Вы посмотрите на Ваши отношения со стороны. И тогда, я думаю, часть вопросов отпадет сама собой. А возможно, останется какой-то один, главный вопрос, который захочется обсудить на следующей консультации. Это уже решать только Вам.
Если же у Вас остались уточняющие вопросы по данной консультации, то Вы можете задать мне их прямо здесь или отправив на почту: [email protected]
Возможна индивидуальная консультация on-line.
С пожеланиями всего наилучшего,
Катерина Арефьева.