Как разобраться в чувствах бывшего молодого человека? И стоит ли возвращать его?

Вопрос психологу:
Больше месяца назад закончились мои первые отношения, которые продлились два месяца. Не вступала в романтические отношения, потому что не видела в них смысла и не находился человек, который мог бы стать мне близким. Но встретила молодого человека, ровесника, который изначально был просто знакомым, в дальнейшем он стал смотреть на меня как на девушку, то есть оценивать внешность и пытаться как-то флиртовать со мной, и я не впервые сталкиваюсь с подобным поведением, когда нет чувств, но есть интерес. Мягко говоря, я его послала. Отвечала ему зачастую холодно. И со временем он перестал так вести себя со мной. В моей жизни наступили тяжелые времена: взрослая жизнь, самоопределение, проблемы в семье, - и он стал всячески оказывать мне поддержку, заботиться обо мне, предлагать свою помощь и просто интересоваться мной. Именно тогда я поняла, что у него ко мне чувства. По взглядам, по действиям, по искреннему беспокойству обо мне. Он не пытался скрыть, что я ему нравлюсь. Однако, в то время он стал бояться коснуться меня и начал говорить первое, что придет в голову, иначе говоря, он был искренен и переживал, что я в который раз оттолкну его. Я была и до сих пор уверена в его искренности. И поэтому я решилась сделать шаг к нему навстречу: у нас завязались отношения. Хочется сказать, что у моего молодого человека всегда до меня было повышенное внимание к женском полу. Ему нравилось и нравится находиться в окружение девушек, а с некоторыми и флиртовать. Ко всему прочему сам заставлял меня ревность и не скрывал это. И меня это сильно напрягало, хоть я и верила в его верность мне. Но не могла ничего с собой поделать, потому вела себя моментами чрезмерно эмоционально, неуравновешенно по отношению к нему. На пустом месте пыталась затеять ссору, ругалась, а он никогда не отвечал, говорил, что "теперь все понятно", и менялся: его общение с другими девушками сводилось к минимуму. Все его внимание было сконцентрировано на мне и на друзьях-парнях. Прошло уже достаточно много времени, но я верю в его искренность, в то, что он любил, но последняя неделя наших отношений оставляет желать лучшего. Он стал уделять повышенное внимание другой девушке, моей подруге, с которой когда-то флиртовал, которой когда-то говорил, что она нравится ему. Когда мы состояли в отношениях (это были последние дни), он по пьяне флиртовал с ней, делал двусмысленные намеки, а мне сказал, что я постоянно ревную его к другим, хоть ему и не нужны эти другие, ведь, как он сказал, "у меня есть своя". Мне стало казаться, что он хочет, чтобы я бросила его, поэтому так себя ведет, а именно, не желает проводить со мной время, не пишет, не звонит, не стремится побыть со мной, говорит, что не готов к серьезным отношениям, что мне не повезло с ним, игнорирует моментами мои сообщения, связанные с тем, можем ли мы побыть вдвоем. И я понимаю, что я давила на него, что он мог устать от этого, и поэтому захотела поговорить с ним об этом, но он всячески опять же избегал разговора. В последние дни перед разрывом я стала говорить, что он причиняет мне боль своим поведением, что я ненавижу его, что я устала. В итоге я сказала, что если он не поговорит со мной, то все кончено. И он сильно расстроился. Не знаю, как еще охарактеризовать его эмоции. Но он закрылся от меня. В тот день мы и поговорили. Поначалу он вел себя так, как всегда: пытался шутить, был внимателен ко мне, - но я уже чувствовала, что что-то не так. Он предложил мне расстаться, предложил мне бросить его, потому что у него не хватит на это сил. Я сказала, что нам лучше взять перерыв, но он отказался. Говорил, что ошибался, что не любит меня, что запутался в себе. Я пыталась понять, но у меня на тот момент не получалось. Он не давал обнять себя, поцеловать, делал постоянно шаги назад и не приближался ко мне. Только когда на мои глаза навернулись слезы, он обнял меня, и то ненадолго. Мы долго стояли. Он не мог уйти. Просил отпустить его. Но я особо и не держала. Винил во всем себя, говорил, что я все делала правильно, а он - нет, говорил, что не будет меняться. В итоге сказал, что мы можем забыть этот разговор и сделать вид, словно его не было. Я отказалась от этого, и мы расстались. Потом стала узнавать от знакомых, что он говорил, что устал от этих мини-драм в наших отношениях, что хочется окончательно поругаться со мной, говорил, что у него опускаются руки. И я опять же понимаю его: у меня были неконтролируемое эмоциональное состояние: от апатии до тревожности, - панические атаки, стресс, - и это все достаточно тяжело терпеть.
На данный момент прошел месяц и несколько дней, как мы расстались. Мы с ним вместе учимся, поэтому видимся постоянно. Однако, практически не разговариваем, и только смотрим друг на друга. Я более открыто, он же пытается скрыть, что наблюдает за мной, но все же я ловлю изредка его взгляды, и он смотрит на меня все так же, как тогда, когда мы встречались и он ухаживал за мной. Как только мы расстались, он вернулся к общению с представительница женского пола. Поначалу просто общался, оказывал некоторым какое-то внимание. Когда проходил мимо меня, то опускал голову; мне кажется, будто он чувствует вину. Видела, что он открыт по отношению ко мне, что он готов поговорить, но я испытывала невыносимую боль после разрыва, и потому стала относиться к нему холодно и моментами грубо. В итоге он снова закрылся от меня. Знакомые стали замечать, что он стал раздражительный. Я же вижу, что он постоянной злой и расстроенный. Во время наших отношений он был более или менее радостным. Когда же что-то случалось, он не срывался на людей, а шел ко мне, обнимал и просто-напросто переживал со мной все эти проблемы. Когда же был очень рассерженный, то старался огородить меня от себя, но опять же не срывался на других, а переживал это уже один. Сейчас же он грубый, неуправляемый, постоянно хамит всем. Но при этом уделяет внимание некоторым девушкам. Флиртует, смотрит на них, и делает все это у меня на глазах, иногда мне кажется, будто он следит за моей реакцией на все это. Но я не понимаю с какой целью. Я люблю его (когда мы расставались, я напомнила ему об этом), и мне действительно больно наблюдать за этим. Понимаю, что те девушки ему не нужны, потому что я помню, какое он оказывал внимание мне, и там он просто дурачит девушек. Однако, мне все равно не приятно. После нашего разрыва он уделял какое-то внимание моей подруге, но как только я перестала с ней общаться, он переключился на другую девушку. И после всего этого я еще больше отдалилась от него. Стала общаться с другом-парнем, после чего мой бывший стал еще более, скажем так, злой. Я слышала, как его друзья спрашивают у него, что случилось, то есть даже они замечают его изменения в настроение. И я не понимаю, к чему это. Он общается с девушками, которые мне не нравятся, с девушками, которые при нем говорили обо мне что-то плохое (и он не заступался за меня, как раньше), с девушками, о которых он сам не высокого мнения.
Хочется сказать, что до сих пор очень по нему скучаю. Это тот человек, которому я доверилась и который до сих пор держит втайне от других то, что между нами происходило. У него свои недостатки во многом: он много врет, лицемерит и относится к некоторым людям с двуличием. Но со мной он был искренним, таким, какой он есть, поэтому сейчас мне легко понять его эмоции и увидеть, когда ему что-то неприятно, когда он расстроен, когда он чего-то хочет. Однако, единственное, что я не могу понять - это то, что у него ко мне. До меня у него были девушки, интимные отношения, которые я не давала ему, но в которых он нуждался. Говорил мне, что до меня не было искренности в отношениях, сам заводил разговор о том, что, возможно, мы станем семьей, говорил о детях и тому подобное. Меня все это пугало, потому что я не была готова к такому. Но сейчас отношусь вполне нормально к мысли, что у нас могло что-то выйти. Однако, в то же время он боялся строить планы на будущее, просто отказывался, говорил, что в итоге все это рушится. Я не знакомилась с его друзьями, он особо много не рассказывал о себе, хоть он и говорил, что в итоге я встречусь с его друзьями и они расскажут мне о нем абсолютно все. По его же словам, рассказал своей матери и друзьям обо мне. Но я все равно чувствовала, что что-то не так. И не с нами, а с его близкими людьми, будто они и не близкие ему вовсе. У меня же, кроме него, никого не было и нет. И он знал об этом. Говорил, что это беспокоит его. Иначе говоря, все указывало на то, что мы сможем справиться с этим всем, потому что у нас есть чувства друг к другу. Однако, все обернулось так. Теперь я боюсь его, потому что не уверена в том, как он относится ко мне. И да, он никогда за все время не грубил мне. Наоборот, я могла сделать ему какое-то замечание в грубой форме, и он либо молчал, либо тихо отвечал, не глядя на меня.
Думала о том, чтобы поговорить с ним, попросить перестать флиртовать и оказывать внимание другим девушкам у меня на глазах, но все чаще думаю о том, что если у него есть ко мне чувства, то мы могли начать сначала. Однако, он не стремится вернуть меня. Ничего не делает по отношению ко мне. И если бы не эти взгляды, направленные на меня, не эти перепады его настроения, я бы подумала, что он действительно лгал мне о своих чувствах. Ко всему прочему, когда я что-то говорю, когда я вынуждена сказать ему что-то, он никогда не игнорирует меня, а наоборот, отвечает, как всегда, хоть и не глядя в глаза. Не знаю, как поступить. Понимаю, что необходимо поговорить, но очень сильно боюсь, что откажет или что я все испорчу. И если бы не его флирт с другими, то, наверное, было бы проще решить на этот шаг. Чувствую себя униженной и непонятой.
Автор вопроса: Анюта Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Моисеева Анастасия Леонидовна.
Здравствуйте, это ваши первые отношения, первый опыт общения с молодым человеком, с котором вы получили много эмоций (положительных, отрицательных). Все эти эмоции, позволяют нам лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны. Расставание всегда болезненно, особенно если это первые отношения. А в вашем случаи, это вдвойне, так как вы постоянно с ним встречаетесь. Люди расстаются не потому что, кто-то из них плохой, а потому что каждый решил идти своей дорогой. Сейчас вы переживаете бурю эмоций, дайте этим эмоциям существовать. Если хочется плакать – плачьте, если хочется кричать, выть – сделайте это. Кричите, злитесь, сожалейте, только не молчите, не замыкайтесь и не держите все в себе.Помните о том, что вы – полноценная самодостаточная личность. Вы не потеряли свою половинку, потому что вы изначально целая личность со своим характером, своими привычками, своей индивидуальностью. Именно поэтому у вас остаетесь вы, а это достойная компания. Как бы, вам сейчас не было тяжело, не замыкайтесь, общайтесь с друзьями, гуляйте на свежем воздухе, занимайтесь спортом, осваивайте новые хобби, учите языки, это вам позволит быстрей восстановится и вернуться к полноценной жизни. Так же вы можете написать письмо бывшему молодому человеку, высказать и сказать все что не сказали, поблагодарить его за все хорошее, что между вами было, и за те эмоции которые он вам подарил, пожелайте ему счастье, и себе. Затем порвите письмо или сожгите, делать это можно делать несколько раз подряд, пока не станет вам легче. Умение заботиться о своих интересах, очень важное качество в общение и отношениях. Так, как вы самый главный человек в своей жизни.
Всего Вам доброго!
С уважением Анастасия!