Как поступить в токсичных отношениях, стоит ли ждать?

Вопрос психологу:
Добрый день! Мне 21 год и я не знаю как мне поступить. Год назад я вступила в (первые в жизни)токсичные отношения, мужчина старше меня(34) и говорит что во всем виновата только я. Он очень злопамятен и мелочен, говорит что ничего не рассказывает мне о своей жизни, потому что считает, что я когда то невнимательно его слушала. Он находит какие-то мелочи и как он считает делает выводы по отношению ко мне. В начале говорил, что его 12-ти летние отношения заканчиваются, любви нет, он просто не может сразу бросить человека , который ничего плохого ему не сделал. Она звонит ему каждые 3 часа, постоянно общаются, но он говорит, что это просто привычка. Иногда ночует там, объясняя это тем, что у них совместный дом и они ПРОСТО спят. По этому поводу я часто пилю и не могу быть самой собой. Чувствую, что если бы ко мне относились иначе я стала бы настоящей и искренне любящей девушкой. В любви не признается, романтики нет, только созваниваемся 1-2 раза в сутки, близость раз в три месяца. Говорит,что у него депрессия, никто ему не нужен. Что я ничего не понимаю, и у него на меня есть планы. Уже расставались , не смогли, через 3 месяца сошлись. Не могу без него, но и с ним не могу. До него я была активной, у меня было много друзей, я постоянно гуляла, ходила по выставкам, от этого остались только воспоминания. Он сделал своей ревностью из меня домоседку, и я уже не могу вернуться к себе прошлой.
Вокруг меня нет никаких других мужчин, я ни с кем не общаюсь. Чувствую зависимость от него. Подскажите, как мне поступить?
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Панчук Ольга Павловна.
Анастасия, добрый день!
Из Вашего сообщения я поняла, что Вы находитесь в токсичных отношениях, в которых Вы чувствуете унижение, обесценивание, обвинение, вину там, где её нет, но у Вас зависимость от этих отношений.
Что касается Вашего главного вопроса в названии, то ждать, что человек измениться, не приходится. Люди могу поменяться только, если сами этого захотят путём сложной работы над собой, которая занимает большое количество времени и сил. Тут главным должен быть вопрос: почему Вы соглашаетесь на такие токсичные отношения? Подумайте, какую свою нереализованную потребность Вы реализуете в этих отношениях? В чём таком Вы нуждаетесь, что реализуете это посредством таких нездоровых отношений? Почему для Вас важно быть в постоянном чувстве вины, потерять себя, ревновать, терпеть ночёвки своего парня в бывшей женщины и терпеть всё это? Где Вы ещё могли видеть такого типа отношения? Может, Ваша психика считает их нормальными.
«Чувствую, что если бы ко мне относились иначе я стала бы настоящей и искренне любящей девушкой.» - для начала подумайте, как Вы сама к себе относитесь, что соглашаетесь на такие токсичные отношения? Из какого чувства Вы это делаете? Это ключевой вопрос в Вашей проблеме. То, что кто-то как-то к кому-то относится – это второе дело, а вот первым делом является - почему я позволяю себе так ко мне относится? В этом аспекте у меня ощущается неуважение к себе и низкая самооценка женщины: то есть, я настолько низко себя ценю и не уважаю, что позволяю кому-то такое делать со мной. Подумайте над этим – насколько Вам отзывается моя гипотеза.
«Он сделал своей ревностью из меня домоседку, и я уже не могу вернуться к себе прошлой.» - это не он сделал, это Вы согласились на это. Это Ваш выбор соглашаться на такие условия.
«я уже не могу вернуться к себе прошлой» - Вы всегда можете вернуться к себе прежней, потому что Вы там уже были. Необходимо только Ваше желание и работа над собой.
«Подскажите, как мне поступить?» - для начала разберитесь с теми вопросами, что я Вам выше задала. И если есть возможность, проконсультируйтесь с психологом, чтобы в дальнейшем не создавать подобные отношения.
Надеюсь, я Вам помогла и немного разъяснила ситуацию согласно той информации, которую Вы мне предоставили. Познавайте себя и у Вас всё обязательно получится! Познание себя всегда даёт плоды! Нужна будет помощь – обращайтесь! Если у Вас есть возможность, дайте мне обратную связь, насколько мне удалось Вам помочь.
Спасибо!