Как понять, я боюсь замужества или не хочу замуж за конкретного мужчину?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Я росла в полной семье, у родителей были хорошие отношения. У меня всегда было много поклонников и ухажёров. Бывало, я встречалась с кем-то, заранее зная, что это ни к чему не приведёт, просто ради развлечения. Когда мне было 19, умерла мама и я начала задумываться вообще о смысле всего происходящего, в том числе о смысле жизни, задумалась о будущем. Поняла, что хочу счастливую семью и детей. Стала активно изучать тему отношений. Через время познакомилась с мужчиной, который был старше меня на 16 лет, но с которым у нас было очень похожее мировоззрение. На то время я приняла для себя идею, что идеальные отношения должны начинаться с дружбы (а не как у меня было до этого: сначала идеализация, потом обесценивание). В общем, мы дружили 1,5 года, потом он сделал мне предложение и я, после долгих раздумий, согласилась. Но меня угнетало ощущение, что между нами нет страсти, и в итоге я разорвала помолвку, после чего почувствовала сильное облегчение. Почти сразу начала встречаться с парнем, с которым, как мне показалось, страсть была. Через пол года отношений с ним, он тоже сделал мне предложение, я согласилась, но с моим условием, что свадьба будет почти через год и я в любой момент могу передумать. С тех пор прошло больше, чем пол года, но я по прежнему не уверенна, что хочу быть с ним. Оговорюсь, что я религиозный человек и придерживаюсь принципа "половая жизнь после свадьбы". Когда я смотрю на мужчину просто, без привязки к какому-то продолжению, то всё складывается хорошо. Но когда я уже представляю, что это мой будущий муж и мне с ним нужно будет прожить всю жизнь, меня всё в нём начинает раздражать. А ещё не покидает ощущение, что я могу встретить кого-то получше. Понимаю, что идеальных людей не существует и я на самом деле многое могу принять, но когда я чувствую, например, что мужчина начинает от меня сильно эмоционально зависеть, у меня теряется к нему интерес и уважение. Мне бы хотелось строить отношения с самодостаточной личностью. Возможно, моя проблема в том, что я слишком надеюсь изначально, что парень может начать мне больше нравиться через время, но этого не происходит и потом я боюсь его обидеть. Но что, если я так и не смогу ни на ком остановиться и решиться на замужество? Может, я просто боюсь ответственности? Я много уроков вынесла для себя из предыдущих отношений и главным из них был "доверять своему сердцу и своей интуиции", но теперь она снова говорит мне "нет, это не твой суженый"... Мне страшно ей не доверять и идти вразрез своим чувствам, но доверять ещё страшней, вдруг это приведёт меня к вечному одиночеству?
Боюсь также осуждения со стороны общества, что я только всем голову морочу. В то время как я искренне верила на тот момент, что у этих отношений есть шанс... Наверное, на уровне подсознания мне хочется, чтоб мне кто-то дал разрешение на то, чтобы расстаться и от этого я не стану плохим человеком.
Знаю, что психологи советов не дают, поэтому приму любой ответ! Заранее благодарю.
Автор вопроса: Яна Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Эльвира.
Добрый день, Яна!
Вы пишите о том, что росли в хорошей семье, с прекрасным отношением. Семья полная, вполне благополучная. У Вас недостатка внимания со стороны мужчин никогда не было. Все отлично, даже идеально. Всё, за исключением того, что Вы настойчиво не можете ощутить вот этого окончательного ощущения правильности сделанного Вами выбора. Все время ощущение не того, не Вашего, не самого лучшего, не идеального. А вдруг Вы сейчас сделаете окончательный выбор, а через месяц кто-то более прекрасный попадется, в Вы замужем уже и что делать? Идеализация это всегда обратная сторона обесценивания. Это действительно так. Но всегда ли необходим подобный подход для человеческих отношений? Что для Вас любовь, Яна? Какая она?
По мере развития любовь принимает различные формы. Со временем любые страсти утихают и уступают место спокойному принятию, взаимоуважению, уважению своего партнера не только за конкретные заслуги, но и вопреки всем его недостаткам. Ибо они есть у всех и каждого. И это именно так. Люди стараются договориться, понять чувства друг друга. И в этом так же состоит искусство строить отношения. Это умение принимать, не осуждать, понимать своего партнера. ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ, со своими недостатками и достоинствами. С течением времени люди действительно становятся ближе эмоционально, если хотите становятся роднее. Яна, Вас пугает такая близость?
На сколько мне показалось, все Ваши партнеры, Яна, довольно терпеливые и достойные люди. Уважают Ваши религиозные взгляды, считаются с ними и готовы ждать. Яна, или это не так? Плохость Ваших мужчин начинается тогда, когда они хотят взять Вас в жены. Приближаясь на более близкое расстояние. Тогда они кажутся более доступными, не такими идеальными и настает момент их обесценивания. Хотя на самом деле, это всего лишь следующий этап в отношениях между мужчиной и женщиной. Это этап большей близости. И если не научиться принимать людей с их особенностями, говорить о своих желаниях без чувства стыда, то вряд ли получится построить счастливые отношения.
Яна, мне кажется, очень хорошо, что Вы обратили свое внимание на такую особенность своего характера, мышления. Так как действительно это может быть поиск достойного партнера, длиною в жизнь.
Мне, со своей стороны, хотелось бы порекомендовать более глубинную работу с психологом, психотерапевтом для проработки своих межличностных отношений, так как в Вашем вопросе и есть часть ответа.
Могу предположить, что страх замужества и близости все-таки присутствует.
Яна, желаю Вам удачи!
Ваш психолог, Эльвира Хабусева