Не могу смириться с плохой привычкой молодого человека.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Несколько лет назад познакомилась с молодым человеком. У нас очень хорошие и доверительные отношения, через год собираемся пожениться, счастливы друг с другом, очень редко ссоримся, все конфликты решаем мирно. Когда мы только познакомились, он не курил, но примерно год назад начал. И я всё никак не могу смириться с этим.
Дело в том, что я первые года своей жизни прожила с матерью-алкоголичкой, которая ужасно курила. Я с самого рождения до 10 лет жила с запахом курения: квартира, моя одежда, мои волосы, мои игрушки. Она курила каждые минут пять-десять. Я ненавидела запах всей душой. Потом мама умерла, и я осталась жить с некурящими опекунами. Еще долго меня мутило из-за этого запаха.
И для себя я зареклась, что никогда не буду встречаться с некурящим.
У моего молодого человека много недостатков. И со всеми я спокойно свыклась, что-то даже вместе исправили (как и в случае со мной). Но когда он начал курить... я не могу. Каждый раз злость (хотя к курящим знакомым относилась нормально, тут дело в том, что близкий человек), из-за запаха я демонстративно иду подальше от него, каждый раз ворчу и ругаюсь, говорю, что я против. Часто ситуация доходит банально до моих истерик и слёз. О ситуации с мамой он в курсе.
Помимо обычной злости, я банально ещё волнуюсь. У знакомого недавно деду отрезали ногу из-за гангрены, как раз подозрения, что началась из-за интенсивного курения, недавно умер одноклассник из-за рака лёгких, а он курил лет с 7, наверное, плюс, еще моя собственная мать, в смерти которой может и не были виноваты сигареты, но у меня чёткая ассоциация, что они сыграли свою роль, чтобы она встретила такой конец.
Мне не повезло за свой короткий срок увидеть уже четыре смерти близких мне людей. Мне страшно, что и его это не доведет до добра. Меня бесит запах, буквально до истерик.
Был момент месяца два назад, когда он попытался бросить, но вышло это очень плохо, что только усугубило ситуацию. Он с такой доблестной фразой "я бросаю ради тебя, клянусь, последняя и бросаю", потом выкурил ещё целую пачку, потом продержался один день и снова начал курить, из-за чего я долго злилась, очень расстроилась, доходило до слёз каждый раз, когда он курит. Через две недели отпустило.
Сейчас я постоянно ворчу, ругаюсь, обижаюсь. Пока мне ничего не напоминает о сигаретах - всё прекрасно. Любое упоминание или он начинает курить - я не могу удержаться от того, чтобы не показать как-то свою неприязнь.
Не представляю, как с этим разбираться. Бросать он пока (как он говорит) не хочет, но я ведь знаю, что чем дольше куришь, тем больше зависимость ( боюсь, что однажды всё это дойдет до того, что вся квартира снова будет прокурена, он будет бегать постоянно на балкон, этот запах будет на моих детях. Это прям злит), расставаться из-за такого и рушить отношения спустя столько лет вместе, когда уже откладываем деньги на свадьбу кажется очень глупым. Но мы живем вместе, состояние такое постоянно. Иногда реагирую спокойнее, иногда более остро.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Филина (Шаипова) Екатерина Борисовна.
Екатерина, здравствуйте! Вы прошли очень травмирующую ситуацию в детстве с матерью. Возможно, закрепилась стойкая ассоциация, связанная с запахом сигарет. Скорее всего присутствует острый страх потери близкого человека. И он тоже ассоциируется с сигаретами. Все это на сегодняшний день у Вас вызывает очень сильную эмоциональную реакцию на курение Вашего любимого мужчины. Плюс к этому добавляется и то, что на сегодняшний день Ваш молодой человек в силу своих причин не может выполнить Вашу просьбу и бросить курить окончательно. Эта ситуация добавляет интенсивности негативным эмоциям, которые Вы испытываете.
Екатерина, чтобы снизить остроту эмоциональной реакции на курение любимого, Вам важно проработать травмирующие ситуации детства, связанные с матерью.
Екатерина, прорабатывать детские травмирующие ситуации лучше с психологом. Если такой возможности нет, попробуйте сделать упражнение. В спокойной обстановке, наедине с собой выпишите на листке бумаги все счастливые ситуации детства, которые вспомните, затем напишите травмирующие ситуации, которые связаны с Вашей мамой. Опишите их коротко двумя предложениями. А затем по каждой ситуации напишите письмо о своих чувствах, которые Вы испытывали в тот момент, какие эмоции испытывали, пишите много, плачьте, ругайтесь, дайте волю чувствам и эмоциям до тех пор, пока не почувствуете некую «пустоту». В этот момент попробуйте увидеть, понять, написать то, за что Вы можете быть благодарны той ситуации, о которой писали, за какой-то опыт и урок. Простите и попросите прощения, если Вам этого захочется. Екатерина, в результате Вы почувствуете облегчение, Ваши негативные эмоции трансформируются в позитивные. Эта работа очень большая и занимает не мало времени. Возможно, это самостоятельное упражнение поможет Вам под другим углом взглянуть на ситуацию с курением Вашего молодого человека. Принять ее как есть на сегодняшний день. Скорее всего, это принятие облегчит Вашему мужчине сделать тот выбор, который он считает нужным относительно курения. Сейчас под Вашим давлением мужчине трудно сделать то, что Вы хотите. Мужчина ждёт от женщины принятия его именно таким, какой он есть. И в этом случае он сам принимает решение об изменениях и с лёгкостью меняется в нужную ему, лучшую для него сторону.
Екатерина, на сегодняшний день Вы со своим молодым человеком можете только договориться об условиях совместного проживания с учётом его курения.
Если Вам не нравится запах сигарет, попросите мужчину минимизировать курение дома. Объясните ему, как сейчас для Вас эмоционально трудно чувствовать запах сигарет.
Екатерина, в любом случае необходимо проработать своё отношение к запаху, к курению. Причины лежат у Вас, а это значит, что Вы в силах с ними поработать и их решить. Я желаю Вам счастья и сил! Если нужна будет помощь, пишите!