У парня апатия, как ему помочь? Как вернуть его желание к жизни?

Вопрос психологу:
Мне и моему мч по 26 лет. Мы вместе 5 лет. На момент когда мы начали встречаться он работал на неофициальной работе, но мог там неплохо заработать. Я в это время училась в университете. Совместно жить мы собирались только после окончания моей учебы. Точнее это он так думал. Но я после года отношений уже начала спрашивать когда когда. Но мч сказал, что пока мы не потянем съем квартиры. Я закончила учебу в 2019 году, устроилась на работу и решила пойти учиться дальше, платно и поэтому мы приняли решение, что пока не будем съезжаться так как не потянем. Но мы уже строили планы на будущее, копили на первоначальный взнос и планировали взять ипотеку, поэтому я настояла на том, чтобы мой мч поменял работу (он уволился в августе 2020г). Он начал поиски, но не знал чем хочет заниматься, чтобы это приносило доход и доставляло ему удовольствие и он мог развиваться, а также официально. Всё это время мои родственники и я в том числе давали советы, делали "добра" в поиске работы. Я каждый день твердила что хочу замуж, когда же ты уже устроишься на работу, а ещё хочу путешествовать, ты должен должен должен. И в этот же момент он пошел учиться на автоправа. В итоге в феврале 2021 он впервые устраивается на работу, отрабатывает две недели, уходит на больничный и увольняется. Аргументируя это тем, что ему не нравится и он пойдет работать по профильному образованию. Я поддержала его. Через пару недель он устроился на другую работу. Отработал неделю и уволился. Затем ещё было много попыток устроиться в хорошие и не очень места, но побывав везде по 2 -3 дня , он уходил. Я не выдержала и закатила скандал, сказала , что если он не хочет работать и ни к чему не стремится, то наши отношения не имеют смысла. Он ответил, что лишь хочет найти дело по душе. А так же он сказал, что больше не получает от жизни удовольствия, все что раньше ему было интересно теперь ненавистно. У него апатия, он малоэмоциональный. Говорит , что не знает в какой момент это произошло. На работу он устроился. Сказал, что ее ненавидит , но будет работать, потому что не знает что делать дальше. На права сдать не может уже 3 раз. И у его мамы обнаружили онкологию. Я понимаю, что я своими упреками допекла его. Загнала его в рамки, внушила что он должен мне все. И теперь у него пропала мотивация, энтузиазм. Он больше не жизнерадостный, как раньше. Вот что он написал: "Хотел заниматься спортом, им я заниматься не буду потому что просто физически не вывезу это все. Хотел жениться у меня ничего не получается и все идёт плохо. Начало что то получаться, устроился в нормальное место мать заболела. Ипотека, дети, квартиры, деньги, деньги, деньги человек который тратил не думая не о чем и 90% времени был с деньгами сидит и ничего не может. Вечно хотел чего то хотел развития теперь не хочу ничего. Потому что развиваться в том что мне не интересно не имеет смысла." Как ему помочь? Что делать ? Как вернуть его желание к жизни? Как мне себя вести. Я понимаю что была не права.
Автор вопроса: Карина Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Цуркан Виктория Николаевна:
Здравствуйте, Карина. Вы хотите понять, как можно помочь вашему молодому человеку, как «вернуть его желание к жизни». По тому, что вы описали, ваш молодой человек переживает личностный кризис. Другое название - «кризис творчества», когда жизнь превращается в рутину, когда один день похож на другой, когда отношения становятся стабильными и спокойными, когда все предсказуемо и понятно, вот тогда человека и накрывает.
К сожалению, помочь пережить кризис другому человеку невозможно. Сейчас важно дать парню возможность побыть один на один со своими переживаниями, все обдумать, «опуститься на самую глубину своей души», найти интерес, мотивацию, новые цели. Это внутренняя психическая работа. Для этого не нужно никаких действий. Необходимо только время, спокойствие, возможность остаться в одиночестве, размышлять, анализировать, переживать непростые чувства отчаяния, боли, бессилия, пройти сквозь страдание и найти выход. Этот процесс может занять от нескольких недель до нескольких лет. Ускорить его практически невозможно. Иногда некоторым людям помогает общение с психологом.
Вы можете спросить своего молодого человека, чтобы бы он хотел от вас. Но будьте готовы услышать в ответ: «Ничего». Это означает, что вам необходимо отступить, дать пространство, ничего не требовать, не ждать, а заняться своей жизнью.
Важно подумать, чего вы хотите для себя, а не для парня, о какой жизни вы мечтаете, какие цели перед собой ставите. Определите для себя срок, сколько вы готовы ждать, когда парень определится со своей жизнью и целями. Год, два, десять? Что вы будете делать, если этот срок пройдет, но в ваших отношениях ничего не изменится?
Также стоит поразмышлять, как так получилось, что вы заняли позицию спасателя. Зачем вам это? Не похоже ли это на то, что происходило в родительской семье? Кто из ваших родных был активным, добивался, шел вперед и тащил партнера за собой? Кого на самом деле вы хотите спасти, изменить? Чью судьбу вы повторяете? Рекомендую вам с этим вопросом обратиться к психологу, проработать сценарий спасательства, чтобы не страдать в будущем и не пытаться навязывать партнеру свое видение того, как он должен жить. Важно осознать, что даже если вы – пара, каждый из вас отдельный человек, индивидуальность, со своими ценностями, желаниями, мировоззрением, планами на будущее. Иногда открытие того, что близкий человек имеет совершенно другие ценности и планы на жизнь, может стать сильным потрясением. Это происходит потому, что пара, вступая в отношения, не обговаривает важные аспекты своей жизни: как будут жить, кто и что будет делать, как распоряжаться финансами, как развивать карьеру, когда заводить детей и многое другое.
Рекомендую вам вопросник "Семейный договор" Николая Козлова (его легко найти в интернете). Поставленные в нем вопросы – это помощь вам спокойно, глубоко и искренне поговорить о волнующих вас вещах.
Вот такие мои размышления по поводу вашей ситуации. Надеюсь, они будут вам полезны. Верю, что вы справитесь. Успехов вам, Карина.