Мне сложно общаться с людьми...

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я всю жизнь была очень скромной, застенчивой и тихой девочкой из-за неуверенности в себе. У меня никогда не было друзей и отношений. Со мной общались, но не дружили. Мне сложно общаться с людьми.. Я не знаю, о чем говорить. Я считаю себя ужасно скучной. Сижу с человеком и никакие мысли в голову не приходят. Я так завидую тем, кто может быть собой и вести непринужденный разговор. Еще я не умею грамотно формулировать свои мысли. Не умею отказывать: я лучше сначала соглашусь, а потом придумаю какую-нибудь причину, чтобы не делать этого. Очень негативно переношу отказы.. К тому же я часто краснею. И голос меняется, становится таким мерзким (ничего с этим не поделать). Я не могу высказывать претензии, если меня что-то не устраивает. Я всегда терплю. Сама очень болезненно отношусь к любой критике в свой адрес. Могу даже расплакаться. Если кто-то меня обвиняет в чем-то или спорит со мной, я тоже плачу и не могу никак защитить себя. Не могу быть спокойной в таких ситуациях и сохранять хладнокровие. Внутри сразу все закипает..
Сейчас я не учусь. Пошла на работу, чтоб заработать деньги на вуз. Работаю кассиром. Из-за этого чувствую себя ужасно. Мне кажется, что я вот так всегда и буду работать кассиром. Будто меня в жизни не ждет ничего хорошего. Смотрю на своих коллег - пьют, ругаются матом - и, кажется, что я такая же. Чувствую себя очень глупой. Чувствую, что деградирую. Учу английский, читаю книги, но остаюсь скучным и глупым человеком. А работаю я именно кассиром потому что в других профессиях без образования нужно общаться с людьми и уметь решать конфликтные ситуации. А сегодня мой младший брат хулиганил на улице, его привели домой, но я не открыла дверь, потому что не знала, как общаться с этими людьми. Позже они позвонили мне и стали орать матом. А я вместо того, чтобы вывести разговор в нужное русло, стала тоже орать на них матом! Это просто ужасно! Потому что я больше всего на свете боялась быть быдлом (даже больше, чем мямлей). И тут такое... Неужели мне самое место среди кассирш? Подскажите, что мне делать? Как стать более собранной, уверенной?
Автор вопроса: Марина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Марина!
Во-первых, Вы довольно связно и грамотно излагаете свои мысли на бумаге. Это радует и даёт надежду, что устное высказывание даётся Вам трудно лишь потому, что отсутсвует мотивация. Раз нет мотивации, то и нет особого желания тренировать себя в этом направлении.
Ну, и как же сформируется устойчивый навык говорения вслух, навык спонтанной связной речи, если особых усилий в виде тренировок Вы не предпринимаете?
Есть какой-то опыт. Он негативный, травматичный. Он из детства. Этот опыт не переработан, не прожит на рационально-аналитическом уровне. Он эмоциональный!
Есть самоощущение от себя самой, самовосприятие, в-основном довольно отрицательного характера.
Есть ощущение даже от звучания собственного голоса, не говоря уже о страхе и дискомфорте коммуникативного характера. ("...К тому же я часто краснею. И голос меняется, становится таким мерзким (ничего с этим не поделать). Я не могу высказывать претензии, если меня что-то не устраивает. Я всегда терплю. Сама очень болезненно отношусь к любой критике в свой адрес. Могу даже расплакаться. Если кто-то меня обвиняет в чем-то или спорит со мной, я тоже плачу и не могу никак защитить себя. Не могу быть спокойной в таких ситуациях и сохранять хладнокровие. Внутри сразу все закипает...")
Это стоит высоченной бетонной стеной между нормальной коммуникативностью, коммуникабельностью и Вами!
Человек Вы амбициозный. Ни в коем случае Вы не допускаете того, что уподобитесь "быдлу", и в то же время, безумно страдаете от того, что всё ближе и ближе подбираетесь к границе с "быловством" и даже её пересекаете (орать матом в ответ на мат!).
Естественно, что это - один из "пунктиков" Вашего внутреннего конфликта.
Марин, а ведь всё довольно просто!
Вся наша активная социальная жизнь - сплошной тренинг навыков эффективной коммуникации.
И , раз это тренинг, то надо что-то учить, запоминать, вызывать навык и дальше активно этот навык "втренировывать"!
Естественность в поведении (это то, что Вы называете непринуждённостью, умением формулировать мысли и т.д.) - это навык! И , если уж это не предоставлено самой природой, то его надо вырабатывать, нарабатывать и активизировать.
Надо понимать, откуда "берётся" естественность.
К.С. Станиславский в своё время потратил немало сил и времени на то, чтобы выяснить для себя и понять, почему ему так нравится на сцене певец Фёдор Шаляпин, а вот другие, не менее голосистые певцы, раздражают и бесят.
Станиславский ходил и ходил на спектакли Шаляпина, смотрел и смотрел, и понял: "Шаляпин на сцене ведёт себя ЕСТЕСТВЕННО. И ему начинаешь верить!"
Потом - это понятно - Станиславский задумался о том, как и чем достигается естественность сценического поведения. Он разговаривал со смногими артистами, смотрел и анализировал... И вот он понял, что всё дело в мышцах! Любой неоправданный мышечный "зажим" (напряжение мышц, без особой причины) вызывает неестественность в поведении.
Мышцы должны помогать, а не мешать. Мышцы должны работать настолько, насколько это нужно в это время, в этом месте.
Шаляпин сказал Станиславскому, что он напрягает только те мышечные группы, которые помогают ему создать нужный образ и быть вокально убедительным!
Вывод 1: БОРИТЕСЬ С МЫШЕЧНОЙ ЗАЖАТОСТЬЮ! Снимайте лишнее мышечное напряжение! Это легко тогда, когда мы хорошо знаем своё тело, привыкаем его "сканировать" и умеем определять очаги напряжения.
Если не получается, то есть прекрасный комплекс упражнений - Прогрессирующая мышечная релаксация. Это чередование напряжения и расслабления разных мышечных групп. Буквально, это игра "день-ночь". Играли? День - бегаем, прыгаем, веселимся. Ночь - застыли, превратившись в камень. И чередовать.
Вывод 2: ХОДИТЕ, СМОТРИТЕ и ГОВОРИТЕ! Получайте и перерабатывайте информацию из внешнего мира. Я говорю о том, что Вы должны привыкнуть ощущать себя себя НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ЭТОГО МИРА, такой же, как все, но и одновременно не такой, а уникальной и неповторимой. А знаете, что делает нас по-настоящему уникальными и неповторимыми??? Нет, Марина, не внешность! - ГОЛОС! Тембр, интонация, окраска и т.д. И я уверен, что Ваш голос заслуживает того, чтобы называться исключительным! Кстати! Самый большой шок человек испытывает, когда слышит свой голос в первый раз!
У Вас есть телефон с диктофоном? Ну запишите свой голос, прислушайтесь, "поиграйте" тембром, громкостью... Попробуйте научиться говорить ниже и тише, чем Вы привыкли обычно.
Это тоже надо тренировать.
И легче всего это делать там, где Вас никто не знает.
Вы - кассир и работаете с людьми. Разговаривайте с каждым покупателем по-разному, но в пределах вежливости. Разговаривайте и улыбайтесь. Даже если улыбаться не хочется совсем! Просто , когда Вы улыбаетесь и говорите, то меняется тон голоса!
Вывод 3: УЧИТЬСЯ! Это даже не обсуждается! Тем более, если у человека есть внутренняя потребность в развитии. А у Вас эта потребность точно есть!
Поступайте! Получайте образование.
Решительность, устойчивость, высокая подтверждённая самооценка, психологический иммунитет, уверенность - эти какчества обязательно появятся, если Вы начнёте работать и тренировать коммуникативность, если Вы перестанете бояться ошибиться и будете общаться! Как угодно, но доброжелательно и регулярно!
С уважением, А. Журавлёв