Как справиться с умственной вялостью?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Мне очень мешает моя рассеянность, умственная вялость и инертность. Если не происходит ничего, на что надо немедленно реагировать, впадаю в какое-то оцепенение, смотрю и слушаю, но без всяких эмоций и без собственных мыслей по теме разговора. Мне говорили, что я «застываю», не шевелюсь и даже взгляд почти неподвижен. Сонливости при этом не чувствую. Мне как бы лень шевелить мозгами.
Могу внезапно забыть какие-то важные факты, которые мне давно и хорошо известны. Например, говорю подруге: «твоя дочка в садике?» А она уже во второй класс ходит, и мне это прекрасно известно. Это не оговорка, говоря о садике, я думала именно о нем, как будто какой-то переключатель в мозгу щелкнул. И это далеко не единичный случай.
Постоянно попадаю впросак в том, что всем вокруг понятно.
Не могу заставить себя продуктивно заниматься малоинтересной деятельностью по обязанности. Заставляю себя думать усилием воли, но получается медленно и недолго. Упускаю какие-то важные детали, даже когда знаю о них, не получается все удержать в уме.
Очень медленно соображаю. В разговоре, пока обдумываю одну часть фразы, человек говорит дальше, и потом оказывается, что я пропустила важную информацию. А если не осмыслить, мимо ушей пролетает половина из сказанного. Мне трудно выражать свои мысли вслух, подбирать слова, если я заранее не обдумала фразы, которые хочу произнести. Если тема разговора мне не остро интересна, могу вообще к середине фразы забыть, что хотела сказать. Пока подбираю слова, иногда забываю, что хотела сказать. Не могу решить, какую информацию подать вначале, а какую потом.
Особенно неприятно при конфликте – я не могу защитить себя (словесно). Когда меня, например, обвиняют в чем-то, я оцениваю фразу собеседника слишком прямолинейно – «верно/неверно», а об обстоятельствах, которые меня оправдывают, забываю напрочь в тот момент, и могу только виновато молчать. Не могу сказать, что страх застилает мне разум, у меня не темнеет в глазах, не дрожат руки, я не потею. Потом я, конечно, нахожу возможные возражения (когда успокоюсь и подумаю), но, как известно, после драки кулаками не машут.
В последние 3-4 года сильно возросла раздражительность – чаще всего на пустом месте. Постоянно прокручиваю в голове возможные конфликтные ситуации, чтобы быть к ним готовой, из-за этого возникает постоянное раздражение (то ли на противников, то ли из-за отвращения к себе, потому что я не могу постоять за себя). Несколько раз заготовленные фразы пригодились, но практически постоянно плохое настроение хотелось бы изменить.
На одном медицинском форуме мне посоветовали обследоваться у эндокринолога и невролога. Эндокринолог никаких нарушений не нашел (я сдавала анализы на гормоны и делала УЗИ щитовидки), невролог осмотрела меня и сказала, что она никаких болезней не видит, что мои проблемы не по ее профилю и я должна обратиться к психотерапевту. Мне уже стыдно лично идти в поликлинику, кажется, что ко мне такое недоуменное отношение, «девочка, ты здорова, иди и не отвлекай людей от дела, нам нужно заниматься по-настоящему больными».
Мне советовали отдохнуть, но это бесполезно. У меня был период в жизни – 5 месяцев, свободных от работы, так я все это время провела, смотря фильмы и с книжками на диване. Из дома выходила только в магазин. Гостей не принимала, никому не звонила, по интернету не писала. И никакого желания изменить образ жизни не возникло. Детей или мужчины у меня нет и никогда не было, что меня полностью устраивает (мечтать о романтических отношениях мне нравится больше, а с реальными людьми скучно), родственники живут в другом городе.
Каких-либо травм, сильных стрессов или тяжелых болезней у меня не было. Я рассеянная еще со школы (сейчас мне 28 лет). Раньше мои проблемы были менее заметны.
В период учебы в школе и техникуме преподаватели нам «разжевывали» весь материал, их слова сами укладывались в сознании, и потом я нормально сдавала экзамены (тем более, от нас не требовали что-то рассказывать без подготовки, можно было написать на листке и потом прочитать вслух). А сейчас требуется самой искать и анализировать информацию. Когда я только пришла в организацию, ко мне были более снисходительны – молодой специалист все-таки. Кое-как я научилась выполнять свои обязанности. А сейчас, спустя несколько лет, требуется осваивать новые виды деятельности, и от меня, как от «опытной», ждут большего.
Профессия моя мне абсолютно не интересна (как и, наверное, любая работа), работаю только ради зарплаты. И я не единственная такая среди моих знакомых, только остальные разбираются в своей работе, а я формально выполняю прежние обязанности и не могу самостоятельно освоить новые. Менять работу не хотелось бы: хороший коллектив, умный и понимающий начальник, достойная оплата, удобный график работы.
Прошу вашего совета: могу ли я как-нибудь повысить свою активность и внимательность?
Автор вопроса: Надежда Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Толстова Юлия Евгеньевна.
Здравствуйте, Надежда!
Прочитав Ваше письмо , у меня возникли вопросы: « Чем Вы любите заниматься больше всего? Есть ли у Вас друзья? Поддерживаете ли Вы отношения с родителями? Что Вам нравится в людях?»
Все мои вопросы направлены на социальный аспект и эмоциональную окраску Вашей личности.
Человек- существо социальное . Социализация начинается с момента рождения и продолжается в течение всей жизни. Человек делится опытом, чувствами, страхами, надеждами и так далее с другими людьми, тем самым развивая и формируя свою личность.
Одиночество полезно, но на какой-то срок.
Вы же пишите, что 5 месяцев, свободных от работы, у Вас не возникло желания ни с кем пообщаться. Почему? Вы считаете людей скучными. А какими же качествами Вы наделяете людей в своих фантазиях? Может быть есть такие и в реальной жизни?
Теперь об эмоциях. Эмоции, какими бы они не были, положительными или отрицательными- это окраска личности. Без эмоций человек жить не может. Из Вашего письма я поняла , что из эмоций Вы испытываете лишь оцепенение или раздражение на себя из-за беспомощности перед нападением и невозможности вовремя оппонировать противникам ,как Вы называете людей , и видимо воспринимаете их именно как противников. А есть ли в Вашей жизни хорошие и доброжелательные люди, которые приносят Вам радость?
Вам неинтересна работа. А может быть заняться тем, что Вам нравится и от чего Вы получаете удовольствие, и есть ли такое дело? И если есть, как вы мыслите и думаете, выполняя его -легко или тоже с усилием воли?
Как Вы поняли, Надежда, у меня к Вам много вопросов, которые на данный момент остаются без ответа.
Скорее всего Вам всё-таки придётся посетить врача-психотерапевта, который, исключив клиническую картину, даст точный диагноз Вашего состояния и назначит лечение.
Со своей стороны, я лишь ещё раз повторюсь, что страдаете Вы из-за нарушения эмоциональной сферы, и как следствие ассоциальности Вашего поведения ( трудно сосредоточиться в общении, эмоциональная отстранённость, вялость мышления, раздражение, одиночество).
Надеюсь мой ответ Вам разъяснил ситуацию, но всё же советую обратиться к психотерапевту.
Всего Вам доброго!