Как перестать искать абсолютные истины?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я считаю, что у меня много разных психологических проблем и пытаюсь как то самостоятельно разбираться с ними, читать информацию. Но она чаще всего бывает противоречивой. Со многим написанным можно согласиться, хотя оно является продуктом разных точек зрения разных людей. И когда я примеряю на себя одно утверждение, а потом читаю другое, что также можно применить к себе, у меня начинается еще большая путаница.
Например, я часто чувствую стыд и апатию, в фоновом режиме. Когда я при чувстве стыда говорю себе, что стыд мне не нужен, то сразу чувствую облегчение. Но поддерживать такое состояние требует затрат энергии, потому что я до конца не могу поверить, что имею право на то, чтобы не испытывать стыда. Очень хочется знать абсолютную правду, которая была бы применима не только в данный момент, а ко всей дальнейшей жизни, чтобы она глубоко касалась сути, но сколько ни думай, не получается у меня ее вывести. На что я имею право, а на что нет, если точнее. Допустим, я буду ходить с высокой самооценкой и отсутствием стыда перед всеми. Но боюсь, что превращусь в подобие монстра. То есть ничтожество, которые возомнило о себе, боюсь быть таким больше всего. Лучше быть ничтожеством и признавать это.
Данное утверждение справедливо считать зависимостью от оценки окружающих, насколько я понимаю. Но как понять к чему прислушиваться, а к чему нет. Кто прав в этом мире?
Мне кажется, что даже когда мне скажут, кто прав, я буду искать опровержение и не поверю. Есть как будто часть меня, которая постоянно ищет мифическую истину, даже когда голова занята еще чем-то. Как от нее избавиться, ведь без нее, приняв относительность своего мира, своих реакций на окружающее и индивидуальность других людских миров, можно жить приблизительно в гармонии с собой и быть раскованнее.
Также и смысл жизни. Ни один из тех, что предлагают в интернете, я не понимаю.
Постоянно думаю о тех последствиях, которые может мне принести какое-либо изменение себя. Точнее об откате назад. Такое уже повторялось, это неприятно.
В общем я запуталась и вопрос наверно: как понять на что человек имеет право а на что нет?
Автор вопроса: xc Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Толстова Юлия Евгеньевна.
Здравствуйте!
Начну с того, что человек имеет право на то, что считает нужным. Например, считаете Вы нужным совершить какое-либо действие, и Вы должны его совершить, иначе начнётся внутри личностный конфликт(это когда желаемое не совпадает с возможным) Другое дело, какое это будет действие –плохое или хорошее , и зависит от человека, его воспитания, образа жизни, социальных и моральных устоев.
Вы пишите, что у Вас много психологических проблем, и вы примеряете на себя утверждения, которые прочитали. А вы не пробовали разобраться в себе самой : чего боитесь?, что Вам нравится?, что вы чувствуете?
У Вас возникает стыд и апатия. Когда? При каких обстоятельствах? Зафиксируйте, когда приходят эти состояния. Вспомните, может быть кто-то или что-то в детстве заставляло Вас испытывать подобное. Почему Вам кажется, что вы НЕ ИМЕЕТЕ ПРАВО не испытывать стыда?
Теперь о самооценке. Самооценка-это то, как человек себя оценивает. Формируется она в детстве, и зависит от того, как человек к себе относится. При низкой самооценке прежде всего человека волнует мнение окружающих . При завышенной самооценке человек постоянно доказывает свою значимость и очень чувствителен к любым замечаниям в его адрес.
Адекватная самооценка-это понимание человека, что он не хуже и не лучше других. Я- достойный человек и уважаю себя такого, какой я есть. К этому-то и нужно стремиться.
Ваша фраза " Лучше быть ничтожеством и признавать это", говорит как раз о заниженной самооценке. Почему Вы считаете себя ничтожеством? Что такое произошло, что заставляет Вас так говорить о себе? Подумайте!
И в заключении, хочу сказать, что жить в гармонии с собой- это сохранять внутренний комфорт, вне зависимости от получения желаемого,это любить себя и уважать себя, это принимать себя такой, какая ты есть.
Не примеряйте на себя чужие шаблоны, живите по Вашему сердцу, как чувствуете. А в отношении стыда и апатии лучше разобраться со специалистом- квалифицированным психологом.
Чтобы измениться, сначала надо понять для чего. Что Вас в себе не устраивает. И только тогда, поняв и осознав это, изменение будет конструктивным. Да, это потребует большой работы над собой. Но если есть цель, то её достижение будет великой победой. ВАШЕЙ ПОБЕДОЙ!
Всего Вам самого доброго!