Перфекционизм на грани безумия.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Хотела бы попросить у вас совета по следующему вопросу: как можно избавиться от нездорового перфекционизма? Или хотя бы притупить его? Дело в том, что мое стремление к совершенству уже начало переходить все грани и причиняет мне немало неудобств. Это бесконечное вылизывание квартиры, психи по поводу лишней пылинки или выпавшего из кошачьего лотка песка, нескончаемое переписывание рассказов (написание которых является не только моим хобби, но и работой) и постоянное гложущее чувство неудовлетворенности собственной жизнью. Перфекционизм мешает мне наслаждаться простыми человеческими радостями и доводит меня до исступления. Ничто уже не приносит удовольствие: рисование доводит до зубовного скрежета, потому что мне не удается нарисовать все идеально ровно и правильно; писательство выводит из себя, потому что кажется, что я неудачно составляю предложения и вообще пишу из рук вон плохо. Все, что я любила, превратилось в пытку. Я постоянно упускаю дарованные мне судьбой возможности и отпугиваю людей своим маниакальным стремлением к совершенству. Уже несколько лет я могу не закончить книгу, которую должна была сдать в издательство год назад - постоянно переписываю, пытаюсь вылизать ее до идеала. Отношения с молодым человеком тоже перестали ладиться - он не понимает, почему я довожу себя до исступления, переделывая любую работу по двадцать раз.
Я неоднократно пыталась побороть это безумие, но ничего не помогает. Старалась при написании тех же рассказов и статей ограничивать себя временем, не позволять править текст после написания; оставляла квартиру неубранной на день... Но это не работало. Без привычных действий у меня начинается нечто, вроде "ломки", и я срываюсь.
Пожалуйста, дайте какой-нибудь совет, потому что я скоро с ума сойду (если не уже). Мне всего 22 года, а я уже почти похоронила себя в попытках сделать все идеально. Перестала спать ночами, переписывая рассказы и рисуя. Превратила квартиру в стерильное нечто, похожее на больницу. Я даже потеряла аппетит, потому что все мои мысли вертятся вокруг одного - ИДЕАЛА. Которого - я это прекрасно понимаю - нет и быть не может. Это какая-то навязчивая идея, выбросить которую я не могу. Повторяю себе бесконечное количество раз: "Ты не рубль, чтобы всем нравиться", но каждый раз понимаю, что это бесполезно. Я уже бьюсь головой о стены и боюсь, что дальше будет только хуже, потому что этот перфекционизм на грани безумия прогрессирует. Пожалуйста, посоветуйте, что делать и к кому обращаться (если это необходимо).
Заранее огромное спасибо.
Автор вопроса: Кира Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Сологубова Екатерина Александровна.
Здравствуйте, Кира! Ваше отчаяние мне вполне понятно, т.к. через подобное стремление к идеалу и мне пришлось пройти. И здесь ключевым моментом, который надо усвоить. является понимание того, что все мы не идеальны, каждый из нас может ошибаться, быть неправым. И именно это делает нашу жизнь такой насыщенной и интересной. Мы с Вами не роботы, и нужно дать себе право на ошибку! Разрешить себе сделать что-то плохо!
Очень часто эта особенность поведения запечатлевается в раннем детстве, от родителей. И если они подобным образом относятся к себе и, как правило, к окружающим, то и ребенок научается действовать именно так, берет этот образец поведения за истину. И уже будучи взрослым, через понимания себя, он может волевым усилием переломить данную модель поведения. Или же, если родители транслируют ребенку свою любовь, только в том случае, когда он добивается высоких результатов (любят за что-то, а не вопреки…)
В данном случае неплохо было бы отследить, в какой момент зародился Ваш перфекционизм, что послужило толчком к этому…Возможно об был кем-то навязан и присвоен Вами…Проанализируйте, как это происходило в Вашей жизни.
Кроме того, нужно отслеживать, как «ведет» себя Ваш внутренний голос. И как только он говорит: «Я недостаточно хороша», тут же апеллировать: «Я уже молодец!» Это даст Вам больше энергии, больше ресурса для свершений.
Так же, нельзя забывать о том, что стремясь довести до совершенства статью, рассказ, картину, Вы можете испортить продукт своей творческой деятельности, т.к. в нем не будет изюминки, очарования, прелести…
Кира, Вы выбрали очень правильную тактику работы со своим перфекционизмом – терпеть беспорядок. Так, например, исследователи этого явления говорят о том, что в случае патологического стремления к чистоте, нужно специально наводить некий беспорядок. А если для Вас имеет огромное значение то, как Вы выглядите, можно, например, попробовать одеть носки наизнанку…
Вы – творческий и разносторонний человек. И это очень здорово! Один из советов по борьбе с перфекционизмом – это концентрация на 1-2 направлениях, что, собственно говоря, у Вас и происходит – это написание книг, статей и рисование.
Далее, и не менее важно – это концентрация на процессе делания, на «здесь и сейчас». Ведь за стремлением к идеальному результату мы перестаем наслаждаться процессом делания чего-то нового, процессом творчества. А это именно то, что составляет львиную долю нашего времени, нашей жизни. И, не умея наслаждаться процессом работы, мы теряем способность получать удовольствие от жизни вообще. Т.е. нужно достичь такого состояния, чтобы аффект вовлеченности в дело преобладал над аффектом страх неудачи.
Зигмунд Фрейд писал о том, что «единственный человек с которым Вы должны себя сравнивать – это Вы сами год назад, 5 лет назад….»
Кира, но уж коль данное положение вещей стало мешать качеству Вашей жизни, то, скорей всего, следует обратиться за помощью к психологу (5-6 консультаций помогут ослабить давление перфекционизма). Потому что, насколько я поняла из Вашего письма, у Вас уже наблюдаются первые признаки расстройства пищевого поведения и нарушения сна, а это уже первые звоночки, на которые нужно обратить внимание. Тело сигнализирует Вам о том, что Вы ставите перед ним непосильные задачи.
Удачи Вам, Кира! С уважением, психолог Сологубова Екатерина.