Неуверенность в себе, заниженная самооценка, мнительность.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Елена, мне 22 года. Не замужем, детей нет.
Начну с того, что я всегда была стеснительной и не очень общительной девочкой. Родители часто учили меня, как надо себя вести, быть вежливой, всегда помогать людям. Я даже могла свои игрушки и наклейки подарить другим детям. Я наоборот радовалась, когда что-то им дарила или помогала. Но я была не очень общительная и часто я играла одна. В садик я пошла только перед школой, до этого я с детьми общалась очень редко, либо из-за того, что я часто ходила к врачам или просто из-за того, что мне нравилось сидеть дома с родителями. А в школе я вообще казалась «белой вороной». Я мало с кем дружила, и я всегда была вся в себе, в своем мире. Но с 9-го класса начались издевательства со стороны одноклассников. На вопрос учителя, почему они пристают ко мне, я услышала: «Она сама виновата! Она с нами никак не общается!». Да и потом учителя сами сказали, что виновата во всем я сама. Правда я до сих пор не понимаю в чем. В том, что у меня такой характер, или в том, что я сама ничего не сделала, чтобы прекратить эти обзывательства в мою сторону?
Затем учительница истории в 11-м классе на каждом своем уроке меня «гнобила». При всём классе ругала, мол, я кроме «Холодной войны» и «Кукурузной эпопеи» я ничего не знаю, и что экзамен я не сдам, и так далее. Все это я перенесла со слезами, с истерикой… но прошла. Я сильно стала сомневаться в себе, в окружающих. После всех этих событий я стала очень критично относиться к себе, держа в голове мысль о том, что у меня все будет получаться неправильно. Вдобавок еще внушая себе, что я не умная и не смогу нормально выучиться в школе/университете. Но я все равно осталась отзывчивой и слишком доброй, чем одноклассники в тот момент пользовались. Я хочу помогать людям, чем могу. И мне это доставляет радость, что я помогла, чем-то угодила другим. Правда слово «друзья» стало для меня очень расплывчатым. И я боялась завести новые знакомства… Но я винила чаще всего себя и свою натуру. И я не могла с этим справиться, не могу и по сей день. Пока не свыклась со своими комплексами и «минусами» характера…
Поступив в университет, я нашла новых подруг в своей группе. И я была очень рада, я думала, что нашла друзей, которые меня примут такой какая я есть. У нас сформировалась своя компания. Мы гуляли вместе, праздновали праздники и так далее. Я стала немного более уверенной в себе и менее стеснительной. Но сейчас, на момент выпуска из университета, наши отношения поменялись, и я чувствую себя… «лишней» в этой компании. Все они умные, отзывчивые и хорошие подруги, но иногда до меня доходит мысль, что я им в этой компании абсолютно не нужна. Все они за период обучения вышли замуж, родили уже детей (кроме одной подруги), и с тех пор они изменились. Начали предъявлять мне претензии, мол, ты слишком закомплексована, ты вся в себе, ты сильно себя критикуешь и так далее. Еще они стали давать мне «уроки жизни», мол, ты не должна учиться дальше, ты должна идти работать и т.д. Эти слова в мой адрес меня встревожили и расстроили. Единственное, чем я могла их «достать», это своей мнительностью, ибо я в университете этакий «паникер». Но получилось тоже самое, что и в школе… я чувствую, что я другая, не такая как они. И это меня гложет. Я все также с ними общаюсь, помогаю, гуляю с ними и так далее. Но чувство о том, что я «лишняя» в их компании не покидает меня. Неужели со мной правда что-то не то? Ведь до этого они принимали меня нормально и даже помогали мне как-то с моими комплексами. Может просто терпели? Я не спорю, моя вина тут тоже есть, ибо мне очень стыдно за многие поступки, за мой ужасный характер. Порой даже хочется извиниться за все, что сделала не так или как-то обидела, но… боюсь, что подумают, что я вообще какая-то странная.
Да, у меня заниженная самооценка, я мнительная и принимаю все близко к сердцу. И еще я интроверт, как я себя определила. Я люблю посидеть дома сама с собой, со своими рисунками, рассказами, с учебой, в тишине и без суеты. Рисование – единственное хобби, которое меня хорошо успокаивает и отвлекает от тревожных мыслей и размышлений. И я постоянно себя развиваю в этом направлении, то в компьютере рисую комиксы или же работаю над разными проектами, будь то игры или просто что-то, связанное с рисованием.
Еще 3 года назад случилась трагедия, умерла моя мама от рака. Моя семья же после этого рассорилась и распалась. Я сейчас живу с бабушкой, папа с моей младшей сестрой, которой лет 7. Где-то год у бабушки с папой была настоящая война, они только и ругались и орали друг на друга. Я очень люблю и папу и бабушку. И все эти события сильно меня подавили психологически, притом что я еще не отошла от смерти мамы до сих пор.
Что еще обо мне... Фотографироваться я не люблю, так как не нравится смотреть на себя в фотографиях (мне кажется, что я «не фотогенична»). Я близко к сердцу все принимаю, в стрессовой ситуации могу расплакаться. Теперь я и боюсь заводить новых друзей… боюсь, что легко могут предать, а с моим добрым характером и вообще могут воспользоваться. Мне кажется, что я не умею общаться с людьми. Я боюсь, что я меняюсь в плохую сторону и что во мне все не так.
Подскажите мне, пожалуйста, как мне быть? Заранее спасибо!
Автор вопроса: Елена Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Ягудина Ольга Петровна.
Добрый день, Елена!
Представляю как вам трудно в юном возрасте не иметь близких подруг и друзей. Я так поняла, что это основной ваш запрос- научиться общаться, поддерживать дружеские отношения, получать признание и уважение. Все это очень важно и хорошо, что вы понимаете что вам нужно.
Как вы описываете свой характер - у меня складывается впечатление, что с одной стороны, вы добрая и стараетесь угодить, а с другой обижаете и обижаетесь. Все это может происходить от того, что вы стесняетесь выразить человеку свое истинное к нему отношение сразу как только оно возникает. Вы терпите неприятные стороны ваших друзей, а потом, не сдерживаясь проявляете агрессию, и люди в таком случае не понимают от чего вы разозлились, ведь вы себя показываете как кроткую и отзывчивую. У них складывается неправильное мнение. На самом деле нет полностью позитивных людей, все мы чем-то можем быть недовольны, важно вовремя и в конструктивной форме высказать свои чувства и отношения. Тогда складываются более искренние и близкие отношения.
Очень хорошо что у вас есть хобби. Поищите единомышленников, которые тоже рисуют комиксы, пообщайтесь с теми, кто вам близок по духу.
Не переживаете, что не сложились отношения в школе и в университете, настоящих друзей найти очень не просто. Ищите по интересам, вам легче будет открыть свои чувства людям которые вас понимают.
Можно походить на тренинги по обучению общения.
Вы не нравитесь себе на фото? Можно сходить в студию и сделать портфолио- там профессионалы подскажут вам в каком ракурсе вы лучше всего выглядите, скорее всего вы ошибаетесь) в 22 года быть нефотогеничной не возможно!
Еще я поняла, что вы переживаете смерть мамы. С этим вопросом можно обратиться к психологу- проживание утраты, не все могут в одиночку справиться.
В целом вам стоит более позитивно взглянуть на свою жизнь, отметить все положительные стороны- у вас есть образование, вы молоды, здоровы, свободны. А то чего не хватает- умения общаться, этому можно научиться.
Успехов и наилучшие пожелания!