Как измениться, стать увереннее и отбросить тревожность и сомнения?

Вопрос психологу:
Мне 22 года, учусь в университете. Росла очень активным, уверенным в себе ребенком. Потом где-то в 9 классе (может, чуть раньше или позже) я изменилась и стала скромнее и, в конце концов, неувереннее в себе. Сейчас трудно найти причину такого резкого изменения характера. У меня любящая семья, сестра (тоже с низкой самооценкой, трудоголик - самые высокие результаты, но не очень-то ценят на работе). Мама прививала с детства: нужно хорошо учиться, быть ответственными, трудиться, но давления никакого не было, и впоследствии родители даже говорили, чтобы мы не перегибали палку и больше отдыхали.
После школы поступила в университет, сейчас продолжаю учебу на бюджете в одном из столичных вузов (переехала из другого конца РФ, живу одна). Но моя проблема со временем не исчезла, а, напротив, деградировала. Стараюсь, чтобы другие не замечали моей неуверенности, но все вокруг дают мне советы: «Будь посмелее». В общем, моя неуверенность мешает мне жить и добиваться своих целей. Например, многие судят о знаниях человека по уровню его активности, «умению себя преподнести», и будущая моя профессия, как раз, требует активности и даже некоторой публичности. Мне же трудно отвечать перед аудиторией (хотя я тщательно готовлюсь, но все равно всегда считаю: «недостаточно хорошо») и одновременно смотреть людям в глаза (смотрю в сторону) и здесь, на мой взгляд, даже не в неуверенности дело, а в страхе отвлечься, сбиться с мысли и потерять концентрацию. Проблему усугубляет то, что я перфекционист и гиперответственный человек и всегда стараюсь делать все качественно или не делать (не отвечать) вовсе, и человек медлительный. Мне всегда необходимо очень хорошо подумать, чтобы «выдать ответ», а если учесть волнение, то умная мысль мне, как правило, «приходит опосля» или же отвечаю сбивчиво, хотя вроде все нормально с конструированием предложений. Неуверенность мою могут заметить и в обычном разговоре с людьми, порой кто-то со стороны скажет: ты была сильно «напряжена», «зажата», «взвинчена», «оправдывалась» (а я это замечу опять-таки лишь опосля). Повторюсь, что порой я даже не знаю, в неуверенности ли дело, поскольку у меня повышенный уровень тревожности и восприимчивости (а вдруг я недостаточно хорошо знаю тему, а вдруг я не успею что-то сделать, а вдруг я пожалею, как же он-она непорядочно поступили и т.д. и т.п.). Сомнения не покидают меня даже в мелочах - какое платье купить, вообще, купить ли его, - не говоря уже о поступках.
Честно, я страдаю от самой себя, пересмотрела кучу видео «Как стать увереннее в себе», пробовала читать книгу «Как перестать беспокоиться и начать жить», но постоянно нервничаю, переживаю, размышляю. Я интроверт. У меня мало подруг (но они у меня активные и уверенные в себе), личной жизни нет и не было. Кстати, дома или со своими близкими подругами я другой человек: лучше формулирую мысли и могу удачно сострить, хотя те, кто мало меня знают, об этом не подозревают. Но стоит мне перешагнуть порог дома или оказаться в менее знакомой компании, я снова неуверенный в себе человек. Внешность обычная, особых проблем нет, если бы больше ухаживала за собой, было бы лучше, но я постоянно в цейтноте, несусь куда-то, делаю домашку с утра до ночи. Живу «От универа до автобуса» и обратно, ни на что не хватает времени. Сейчас лето, было много планов, а меня обуяла лень и апатия – смотрю телевизор, убиваю время перед компом. Мало читаю (хотя люблю) и пялюсь в ящик с сериалами, выполняю чьи-то просьбы - сделать то-то и то-то. Т.е., на каникулах возникла проблема с концентрацией и волей. Бывает, посещает апатия и в течение года. В целом же, я трудолюбивый, целеустремленный человек, и все мне достается через преодоление и старание. Во время учебы нередко спала по 2 часа, т.к. ничего не успевала.
Прошу совета, какого-то анализа со стороны. Я ощущаю свои проблемы (на которые уже указывают люди, что весьма неприятно в душе; и часть людей вообще меня из-за неуверенности, кажется, не воспринимает и не уважает), но поделать пока ничего не могу. Как переломить себя и стать увереннее, спокойнее, собраннее, отбросить тревожность и сомнения и начать жить? Заранее большое спасибо.
Автор вопроса: Nn Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Толстова Юлия Евгеньевна.
Здравствуйте!
Когда человек не уверен в себе, он находится не в ладу с самим собой. Происходит так сказать внутриличностный конфликт и уровень притязаний личности не удовлетворяется. Проще говоря Вы ставите перед собой цель, но её не добиваетесь.И наступает разочарование. Вы можете злиться на себя, ругать себя. Так бывает чаще всего. И здесь дело даже не в Вашей учёбе, а скорее в вашем восприятии окружающего через саму себя. Ответьте на вопрос: « Какой вы себя хотите видеть?».....
Я думаю, ответ был бы таким: « Уверенной, спокойной, раскованной, с чувством юмора, весёлой». Такой Вы хотите быть, но у Вас не получается.
И корни этого « не получится», лежат в детстве. Человек не рождается неуверенным и закомплексованным, он таким становится в результате общения с нашими первыми наставниками по жизни-родителями. Именно от их общения с ребёнком зависит его дальнейшая самооценка.Родительское слово воспринимается ребёнком как истина. Родитель должен любить ребёнка не за то, что он ответственный и хорошо учится, а безусловной любовью, просто потому что ОН ЕСТЬ!
Вы пишите : «Мама прививала с детства: нужно хорошо учиться, быть ответственными, трудиться, но давления никакого не было,...».
Насчёт последней фразы я бы поспорила. Давление,как раз было. Вот и сестра у Вас трудоголик, и Вы учитесь, не покладая рук.( мама же говорила....Это истина). Потом, конечно же мама говорила : «...чтобы мы не перегибали палку и больше отдыхали...», но это уже Вами не воспринималось так остро. Установка была заложена изначально.
Учёба для Вас ...не как средство достижения Вашей личной цели ( найти хорошую работу,много зарабатывать и т.п.), а как средство доказать Вашей маме « Смотри, я хорошая¸умная, как ты и хотела...». И всё хорошо. До 9 класса вы живёте с мамой и успешно доказываете ей это.
Проблема началась именно тогда, когда Вы уехали от родителей. Доказывать, что вы хорошая и ответственная больше некому, мама далеко.
И возникает чувство фрустрации. Появляются новые люди, разные по темпераменту и характеру, которые вносят сомнение в Вашу самооценку ( «....а вдруг я недостаточно хорошо знаю тему, а вдруг я не успею что-то сделать, а вдруг я пожалею, как же он-она непорядочно поступили и т.д. и т.п.)..» Это коварное слово «ВДРУГ!».
Потом подключается психосоматика , Вы становитесь медлительнее, «возникает проблема с концентрацией и волей», «обуяла лень и апатия». Подсознание через эти симптомы как бы говорит Вам : « Успокойся, отдохни, хватит бороться с собой». И если его слушать и дальше, то можно так и провести всю жизнь, лёжа на диване, не выходя из зоны комфорта.
Подумайте, где Вы чувствуете себя комфортно?
(« Кстати, дома или со своими близкими подругами я другой человек: лучше формулирую мысли и могу удачно сострить, хотя те, кто мало меня знают, об этом не подозревают. Но стоит мне перешагнуть порог дома или оказаться в менее знакомой компании, я снова неуверенный в себе человек»).
Вот Вам и ответ. Вы либо должны жить дома ( в зоне комфорта), либо жить, постоянно борясь и преодолевая себя. Третьего не дано. Это трудно и долго. Могут пройти годы, прежде ,чем организм адаптируется и привыкнет к новым условиям, исчезнут неприятные симптомы, Вы станете спокойнее и увереннее в себе.
Постоянная работа над собой, проявление любви к себе, такой какая вы есть, со всеми своими слабостями и недостатками, восприятие нового окружения не как враждебного, а через призму дружественного восприятия, исключение из своего лексикона слова «вдруг и не» ( вместо «а вдруг я недостаточно хорошо знаю тему»- « я достаточно хорошо знаю тему» и т.д.). Боитесь аудитории? –больше выступайте публично! Это тренировка. Будет страшно, неуютно, включатся соматические симптомы ( одышка, сердцебиение..), а вы всё равно выступайте! И никогда не бойтесь чужого мнения! Вам должно стать всё равно, что подумают о Вас другие. Никто больше не может учить Вас, как Вам жить. Вы уже взрослая и сама знаете, что для Вас хорошо, а что плохо. Учитесь смотреть людям в глаза, хотя по началу это будет страшно ( ведь Вы бросаете им вызов, а для Вас это неприемлемо). Продолжайте!
Попрощайтесь с той девочкой, которая должна быть ответственной и трудолюбивой. Продолжайте быть такой, но любите себя не за это,а за то,что вы прекрасная, умная девушка. Вы успешны, красивы...Найдите у себя много положительных качеств и повторяйте их чаще. Любить себя-вот самая главная Ваша задача!
Желаю Вам успехов, удачи и всего самого доброго!