Неуверенность в будущем, чувство пустоты внутри, нервозность.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня накопилось немного проблем, сам я с ними не справлюсь. Первая проблема заключается в том, что я не знаю чего я хочу в жизни. Хочу заниматься тем, что будет приносить мне удовольствие, но вскоре бросаю из- за мыслей вроде: "ты не сможешь", "в будущем произойдёт что- то плохое, что всё равно заставит тебя бросить заниматься этим, так зачем тратить время зря", "кто- то делает это лучше чем ты, зачем стараться" и в этом духе. В душе какое- то чувство неопределённости, пустоты, неуверенности в будущем, некого рода потеря желания вести активную и радостную жизнь. Такое чувство, что ничего совсем не нужно: не нужно ни семьи, ни друзей, ни работы, ни общения с людьми и т.п. Сам по себе я очень замкнутый, застенчивый и полный комплексов человек: я не умею поддерживать беседу, банально не могу говорить с собеседником о всяких простых и неважных вещах, часто грублю, так же заметил за собой привычку не слушать собеседника (возможно из-за того, что люди находят во мне "свободные уши" и это моя привычка не слушать как защитный рефлекс от "забивания головы" всяческой ненужной чепухой), я просто поддакиваю, киваю головой, зачастую это работает, но иногда возникают неприятные ситуации, в которых после беседы, спрашивают моего мнения, а я и не помню о чём говорилось ранее. Я заметил, что у меня нет своего мнения и я лицемер. Так же иногда бывает такое состояние, особенно на работе, в котором я что-то делаю машинально даже, если можно так выразиться, делаю бездумно, из-за этого начинаю делать что-то не так и только потом начинаю думать. Я не скрываю и очень недоволен своим недостатком, который заключается во вспыльчивости, нервозности и раздражительности. Иногда я могу молчать и не принимать ничего "Близко к сердцу", а иногда из- за мелочи могу наорать, оскорбить человека или совершить какой-то глупый и необдуманный поступок, причём всё это, после того как я прихожу в себя, мне кажется чем-то ненастоящим, как будто была пелена, и я делал что-то не руководствуясь ничем, из-за чего у меня возникает острое чувство вины, меня может трясти. Несколько лет назад, будучи подростком, меня часто посещали мысли о том, что с моими родными может что-то случиться. В детстве я наблюдал своими глазами как горел дом моего соседа и как его, обгоревшего, вытаскивали из пламени. После этого у меня боязнь внезапных громких и резких звуков, криков, хлопков: если в доме в другой комнате кто-то из домочадцев чем-то хлопнул, что-то упало, у меня начинает "колотиться" сердце, в голову лезут дурные мысли, и я всегда бегу смотреть что случилось (зачастую это просто нечаянно упавший предмет или закрытие двери шкафчика с не рассчитанной силой кем-то из домочадцев). Так же я не могу переносить громкой ругани и криков, у меня начинается такое же состояние как и с резкими звуками, я начинаю поддаваться панике. Далее родные часто говорят, что мне нужно проводить больше времени с друзьями, гулять, веселиться, общаться, но я не могу, а точнее не люблю никакие мероприятия, не люблю сидеть на праздниках за столом с кем бы то ни было, я чувствую себя скучно и как белая ворона, даже свой день рождения я не праздную, я не хочу принимать поздравлений, потому что для этого нужно наигрывать искреннюю радость, улыбаться, а на самом деле для меня это не важно.
Прошу меня простить за несколько размытое и "скачущее" описание моих проблем, но это всё искренне, это именно то, что я хотел сказать. Я прошу помочь мне советами как быть.
Автор вопроса: Evgeny Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Евгений!
Все, что Вы описываете может быть, как комплексом проблем, связанным с «проблемами роста и взросления» человека, так и может быть «сторонами одной медали», формирование которой также можно отнести к периоду становления.
Замкнутость, неуверенность в себе, неспособность определиться со своими целями и интересами в жизни и вспыльчивость, агрессивность по отношению к другим, избегание контактов и шумных компаний, отсутствие интересов к себе и другим – все это проблемы в понимании и безусловном принятии значимыми людьми, в первую очередь родителями.
Похоже, что в Вашей жизни могли быть ситуации, когда с Вашим мнением и Вашими желаниями не особо считались или принимали во внимание. Или может быть от Вас требовалось соответствие каким-то конкретным стандартам, в которые Вы не могли вписаться и тем самым получали в обратной связи упреки или лишались поддержки от родных и близких. Такой негативный опыт способствовал приобретению и включению в привычные реакции таких качеств как безынициативность, пассивность в поведении, зависимость от постороннего мнения и влияния и прочее.
Удивительно, что оборотная сторона – агрессивность, нежелание контактировать с окружающими не опровергает этого, а лишь усиливает и укрепляет такое выученное одиночество и неспособность активно участвовать в устройстве собственной жизни.
В Вашем случае все вышеперечисленное усугубляется возможными паническими атаками, которые связаны с появлением экзистенциального страха за собственную жизнь, простым языком – боязнь смерти, с которой Вам пришлось встретиться почти «лицом к лицу».
Общее депрессивное состояние, которое возникает в связи с таким комплексом негативного проявления к жизни, может надолго увлечь в свою пучину, если с этим не начать работать.
Как Вы, наверное, догадываетесь, есть «выход из любой безвыходной ситуации», а Ваш случай внушает уверенность в том, что все возможно изменить: и Ваше отношение к себе, к своей жизни, к своему отношению с окружающими, к смерти и ее влиянию на качество жизни.
Работу нужно начинать именно над собой, над пониманием своих реакций, их истоков и для каких защитных целей они стали так необходимы в Вашей жизни. За любой реакцией человека обязательно кроется какая-нибудь смысловая нагрузка, основанная на жизненном опыте. Если Вы избегаете людей, то почему Вы это делаете на бессознательном уровне необходимо довести до сознания, т.е., понять.
Например, если Вы знаете, что трогать горячее нельзя, потому что можно получить ожог, то реакция на та-кое знание у Вас будет избегание открытого огня или горячих предметов. Причем, реакция станет автоматической, о которой Вы даже не будете задумываться. Так же и с избеганием шумных компаний. Просто по каким-то причинам первичное знание этой информации, связанное с Вашим опытом, укрылось в Вашем бес-сознательном, возможно именно потому, что знание связано с травматическим опытом.
Работать над пониманием себя, над признанием себя и уважением к себе это лишь начало работы по улучшению качества собственной жизни. Почему все так, а не по-другому можете ответить только Вы сами, про-сто нужно наконец задаться этим вопросом и начать искать на него ответ. Вы можете делать это самостоятельно, но лучше обратиться к специалистам. Мало того, работа над собой — это самая благодарная работа, поскольку она направлена на улучшения качества своей жизни, а не чьей-то другой и целиком может быть проделана только Вами.
Так что, если Вас действительно тревожат все те вопросы и проблемы, о которых Вы пишите, начните работать над собой. И, несмотря на то, что такое Ваше поведение — это результат участия в нем большого количества людей, начиная от родителей и других родственников, и, заканчивая окружением в школе, институте и других социальных кругов, внести коррективы Вы все равно можете по собственному усмотрению и желанию, руководствуясь своими желаниями и целями.
С уважением, Елена Гладкова