Я очень неуверенная в себе, ранимая и мнительная. Как это исправить?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я студентка 2 курса, живу с мамой и сестрой младшей, старшая уже замужем с 2 детьми, папа умер (но причина моего состояния не в нем). Помогите мне, пожалуйста! Знаю, что от одной консультации проблему не решить, так как началось все с детства и в 13 где то лет стало все только хуже. Я очень неуверенная в себе, ранимая и мнительная. Я стараюсь это не показывать своим одногруппникам, с кем приходится разговаривать. Так как общение с людьми у меня вызывает страх чего именно сложно сказать, но когда общаюсь с кем, то ловлю себя на мысли, что я не интересная, тугодум, делаю вид, что рада общению, но самой хочется поскорее убежать домой, что человек сможет использовать меня ради своей выгоды, а не я интересна. Поэтому, наверное, у меня нет близких, я отстраняюсь ото всех, не проявляю сама инициативу, просто боюсь всего. При этом меня легко убедить в чем то, я не умею подбирать аргументы в споре. Я встаю в ступор, так как не знаю что сказать, а если с ходу говорю, то другой человек легко сделает меня виноватой, мне почему то сложно объективно оценить проблему, из за которой начался спор, будто теряю ее из памяти, из за этого сильно переживаю и вхожу в депрессию. Вялость мысли не только при общении, раньше я легче все запоминала по урокам, например, сейчас это дается с большим трудом, если что то читаю, постоянно ухожу будто от реальности и когда возвращаюсь, забываю о чем вообще читала. Например, с 1 класса у меня были сложности с пересказом, я могла зазубрить сказки, но пересказать своими словами не умела. Не умею и по сей день, испытываю сильную тревогу, в голове никаких мыслей, но говорить то надо, потому что глупо выгляжу и что то не связно скажу (например, когда просят рассказать сюжет фильма, который только что посмотрела.) Это сильно напрягает, я больше не хочу так жить, я не нравлюсь себе и, наверное, поэтому ко мне не тянутся люди. Появилась зависть к тем, у кого много друзей. Есть парень, который не парится ни о чем и при этом все имеет в жизни. Извините, что получилось сумбурно, просто уже конец лета, скоро учеба а у меня нет сил снова все это терпеть. К психиатру в пнд боюсь идти, а в платные ходила, дорого и я молчала в основном. Наверное, поэтому не понимали мою проблему. Может мне попробовать все изложить психотерапевту письменно? И что вы можете сказать из моих слов? Очень надеюсь на ответы!!!!
Автор вопроса: Юлия Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Толстова Юлия Евгеньевна.
Здравствуйте,Юлия!
Для начала надо понять, где лежат корни Вашей неуверенности, мнительности и ранимости.
Несомненно проблема идёт из детства.
У каждого человека есть потребности, которые составляют его психологическое состояние- установку.
В детстве все мы испытываем потребность в безопасности и любви. И эти потребности могут удовлетворить только родители. И только родители закладывают фундамент основы личности ребёнка.
Если родители воспитывают ребёнка по типу непринятия: не учитывают запросы ребёнка, его индивидуальные особенности, иронически относятся к нему, ругают без повода, недооценивают его, то у ребёнка развивается чувство неполноценности, мнительности, тревожности.
Так же эти чувства развиваются, когда родители слишком требовательны, контролируют все действия, навязывают свой тип поведения ( сделай, как я сказал), игнорируют полностью его интересы. Требуют только отличных оценок, достижения успехов во всём. И когда его постигают неудачи, он « ломается»: ощущает себя не полноценным, появляется апатия ( он не оправдал ожидания родителей).
Подумайте и вспомните, как родители общались с Вами? Разрешалось ли Вам проявлять свои чувства ( радость, гнев, страх) , не чувствовали ли Вы себя одинокой и не нужной, не возлагали ли на Вас « недетские» обязанности, любили ли Вас родители не за что-то, а просто так, потому что Вы есть? Или может Вас слишком опекали, и ли ,наоборот заставляли быть лучше других.
Единственно, что точно можно сказать, что с детства у Вас сформировалась очень низкая самооценка ( «...но когда общаюсь с кем, то ловлю себя на мысли, что я не интересная, тугодум, делаю вид, что рада общению, но самой хочется поскорее убежать домой, что человек сможет использовать меня ради своей выгоды, а не я интересна.»), которая мешает жить полноценной жизнью и развиваться в социуме. Вас одолевает страх, если кто-то обращает на Вас непосредственное внимание ( «Не умею и по сей день, испытываю сильную тревогу, в голове никаких мыслей, но говорить то надо, потому что глупо выгляжу и что то не связно скажу (например, когда просят рассказать сюжет фильма, который только что посмотрела.»)
Вялость мышления, забывчивость, апатия – это лишь сопутствующие признаки Вашего состояния. И Вы, прекрасно понимая, что так жить нельзя, устав от этого, хотите всё изменить.
Возможно ли это?
Возможно, но будет нелегко. Заложенные с детства нелюбовь к себе, неуверенность в себе, непринятие себя, как полноценной личности просто так в одночасье не уйдут. Необходимо Ваше участие и борьба за полноценную жизнь. Конечно, если рядом будет квалифицированный специалист, который поддержит и подскажет в трудную минуту, это очень облегчит процесс повышения Вашей самооценки.
А для начала Вам надо просто полюбить себя такую, какая вы есть. Полюбить самой себя. И при этом, как бы и что вы не говорили, как бы и что вы не делали, Вы должны осознавать, что так надо , что Вы всё делаете правильно, и абсолютно неважно, как на это посмотрят другие, это их мнение , а не Ваше. У Вас должно появиться своё мнение , так, как считаете только Вы.
В этом состоит Ваша главная задача.
Существует много техник по повышению самооценки.Но самое главное, выполняя их, Вы должны в это верить.
Например: « Я имею своё мнение, я привожу правильные и весомые аргументы в споре», « Я уверена в себе». « Я умна и всё, что я говорю абсолютно верно и правильно». « Я интересный собеседник, поэтому люди хотят со мной общаться».
То есть всё, что вы говорили о себе в негативном смысле переделать в позитивный.
И обязательно общайтесь. Как бы трудно Вам не было. Начните хотя бы по чуть-чуть. Одерживайте маленькие победы над собой. А потом хвалите и поощряйте себя.
Будет нелегко. Ваш страх и неуверенность не будут давать Вам становиться самостоятельно и уверенной в себе, но Вы всё равно боритесь с ними.
И если Вам будет легче, визуализируйте свой страх, и давайте ему отпор, как неприятелю.
Юлия!
Учитесь иметь своё мнение и отстаивать его.Учитесь любить себя, хвалить себя, уважать себя. Учитесь не бояться людей ( они не враги Вам), но и учитесь не зависеть от их мнения и оценки. Учитесь давать отпор, если Вам что-то не нравится. Вы-личность, и Вы имеете на это право!
Всего Вам самого доброго! Работайте над собой, и успехи не заставят себя ждать!