Как изменить восприятие себя?

Вопрос психологу:
Если посмотреть со стороны, то у меня довольна не плохая жизнь: у меня есть молодой человек, с которым мы уже давно вместе, я закончила университет, живу в том городе, в котором хотела, у меня есть работа, друзья и крыша над головой (правда съемная).
НО, я жутко, жутко, жутко ленивая, самовлюбленная, эгоистичная, завистливая и неуверенная в себе. Я не могу назвать даты, когда я стала такой, я такая всю жизнь. Семья у меня хорошая, не идеал, ссорились, но как все родители с детьми.
Итак, парень: он очень хороший человек, и я его люблю, но это не та любовь, которая со страстью и всеми возможными выносами мозга, просто я четко понимаю, что с этим человеком я бы хотела быть рядом всю жизнь. Он надежный, добрый и никогда меня не обидит, и мне с ним хорошо, а что касается страсти и тому подобного, то у меня ни к кому такого не было. Если кто то сильно нравился, это редко было взаимным. Когда мне очень сильно понравился один человек, я вела себя просто унизительно, ну, а ему по закону жанра, было все равно. Т.е. пока я играла гордую недотрогу, была ему интересна, а потом поняла, что он нравится мне и стала унижаться... неприятно вспоминать.
Учеба: в школе училась середничком - не плохо и не хорошо, но в универ поступила на бюджет, считаю, что просто повезло. Поступала по принципу: просто нужно высшее образование. В универе училась из рук вон плохо. Дружим с одногруппницей - обе учились плохо, но она на 3 курсе вдруг резко пошла в отличницы, а я как была двоечницей, так и осталась. И что, самое неприятное, у меня прям какая-то злость и зависть из за этого к ней. Это уже что касается дружбы: с этой одногруппницей мы дружим до сих пор, и она по-прежнему во всем лучше меня и, вроде как, я должна радоваться за нее, но тяжело. Бесит и все. Я злой человек.
Друзей у меня немного, вернее одна эта девочка и есть. Я не социофоб, просто мне как то лень поддерживать отношения с людьми. В школе была отдельная тема: я старалась дружить с девочкой, которую все боготворили и тогда, вроде как, ко мне тоже относились не плохо, но как только мы с ней ссорились, всем на меня было наплевать.
Наверное, я интроверт - мне комфортно наедине с собой, но в то же время я хочу безудержно отрываться с большой кучей народа, при этом, в этой куче я буду чувствовать себя далеко не всегда комфортно.
У моего парня есть друзья, которые ко мне относятся очень хорошо, и мне с ними тоже относительно комфортно, но это не дружба, хотя нельзя сказать что я не пыталась.
Работа: я её ненавижу, я ненавижу свой коллектив, который состоит из 5 человек вдвое старше меня. Ладно, я здесь по распределению и скоро уйду, НО я понятия не имею чем я хотела бы заниматься. Повторюсь, я до жути ленивая.
В общем, я себя ненавижу. Я ненавижу то, что я ленивая, то, что я продинамила свою юность (14-20 лет) ни на что (была очень очень закомлексованной, в особенности из за денег - я не из обеспеченной семьи, скорее из бедной, я ненавижу себя за то, что не умею быть дружелюбной, а когда с кем то начинаю уже сближаться, становлюсь саркастичной и злобной, за то, что я завистливая и т.д.
Автор вопроса: Алиса Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Сологубова Екатерина Александровна.
Алиса, доброго времени суток! Я думаю, что не «открою для Вас Америку» если скажу, что одного желания изменить что-либо недостаточно. Ведь очень часто бывает так, что желания так и продолжают оставаться таковыми, если человек не прилагает никаких усилий к их осуществлению. Ведь в нас так глубоко «сидит» вера в чудеса, в то, что кто-то придет и все за нас решит, осчастливит, облагодетельствует… И главное, что за это не придется платить. Но, как ни парадоксально это звучит, платить придется за все: и за действие, а еще больше, за бездействие. Просто получается довольно-таки странная картина: с одной стороны, Вас не устраивает Ваша лень, с другой – Вам лень с этим что-либо делать. А чему она препятствует? Вашему личностному росту? Отношениям? Возможно не так уж она и бесполезна? Может быть в этой лени для Вас есть какая-то вторичная выгода и она защищает Ваши границы? Подумайте об этом… Ведь, когда мы в глубине души чего-то очень сильно не хотим, то находим массу объяснений нашего бездействия…
Алиса, мне не очень понятен Ваш запрос – все-таки чего Вы хотите? Сначала Вы пишите о том, что считаете себя эгоистичным и самовлюбленным человеком. А затем, опять же про себя, говорите, что ненавидите… Как-то это не совсем складывается в общую картину. Т.е. на основании вышесказанного, получается, что Вы одновременно и любите, и ненавидите себя. Так чего же в Вас все-таки больше: любви или ненависти к себе? Я думаю, что это очень важный вопрос, на который Вас стоит дать ответ.
А теперь разберем по порядку за что Вы, все-таки, себя не любите. Вы пишите, что считаете себя очень ленивым человеком. Смею заметить, что здесь Вы немного лукавите, или принижаете свои достоинства – как, скажите мне, ленивый человек может закончить ВУЗ и ежедневно, в одно и то же время подниматься для того, чтобы пойти на работу. Патологически ленивые люди на это не способны – они вообще кроме своего живота и дивана ничего в жизни не видят. Значит это не совсем про Вас. Я хочу сказать, что здесь речь идет о той лени, которую Вы, при желании, вполне можете контролировать и управлять ею, подчинив своей воле.
Далее Вы пишите о том, что в Вашей семье было недостаточно денег для того, чтобы чувствовать себя самодостаточно. Это Ваше прошлое, которое никто не в состоянии изменить. Но Вы вполне способны откорректировать настоящее и зарабатывать столько, сколько Вам нужно для того, чтобы комплексы, о которых Вы говорите, отошли на второй план, зарабатывать столько, сколько Вам нужно для комфортной и полной жизни.
Что же касается зависти – здесь очень важно прояснить для себя вопрос: «А чему именно я завидую?» Ведь здоровая зависть может быть очень мощным стимулом, той мотивирующей составляющей нашей деятельности, которая помогает подняться на более высокий уровень в профессии, в саморазвитии и т.д. Отметьте на листе бумаги, по пунктам, чему именно Вы завидуете. Вы пишите, что Ваша подруга во всем лучше Вас. В чем именно? Что есть у нее того, чего нет у Вас? Ведь, если посмотреть с другого угла зрения, все можно добрать и Ваш возраст совершенно для этого некритичен.
Еще я услышала о том, что Вы умаляете свои достоинства, не цените того, что Вам дано. Ведь даже о поступлении в ВУЗ Вы говорите, как о везении. Да, с большой натяжкой, могу предположить, что так оно и было, но ведь Вы, как бы то ни было, отучились и закончили институт. А это уже о многом говорит. Больше цените себя, не будьте так критичны по отношению к себе. И иногда разрешайте быть себе «плохой девочкой».
Теперь о Вашей недружелюбности… А сколько подруг Вы бы хотели иметь? Возможно для Вас комфортен именно такой, узкий, круг общения и Ваша ироничность и язвительность – это то, что призвано охранять Ваши границы и не допускать проникновения посторонних на Вашу территорию? Стремление быть в большой компании, в центре внимания – может быть шаблоном, навязанным современным обществом, не имеющим никакого отношения к Вам, как к личности. На мой взгляд, Алиса, Вам нужно научиться слушать себя, свои потребности, понимать, чего же Вы на самом деле хотите. Это непростая наука, но вполне по силам человеку с интеллектом.
Желаю Вам удачи в диалоге с самой собой! С уважением, психолог Сологубова Екатерина.