Из-за неуверенности бросаюсь из крайности в крайность и не знаю, какую профессию выбрать.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Я бывшая студентка (в этом году закончила учебу). Все время была одной из лучших на курсе (2-3) по баллу, при том, что по сути учиться мне не очень-то нравилось, но экзамены по разным причинам сдавала на отлично - возможно, просто находила подход к каждому преподавателю. К науке меня изначально не очень тянуло, поступала, чтоб работать потом на производстве. Но так получилось, что на производстве найти работу не смогла - у родственников особых связей нет в моей области, а на предприятия без опыта брать не хотели. Плюс меня ожидало распределение. И вот зимой, прямо перед последней сессией, перед которой я нервничала и паниковала как обычно очень сильно, я прошла собеседование в довольно успешную компанию, причем, с внушительным конкурсом. Обещали распределение туда, но в том случае, если все будет получаться с работой. Она связана с продажами. После этого "успеха" я стала сильнее обычного нервничать, сомневаться, меня жутко трясло и бросало в слезы. Я думала, что это и из-за экзаменов тоже (они были довольно сложными) и из-за новой работы. Плюс у меня продолжались проблемы со здоровьем (уже 4 месяц не было менструации). Со всем этим после такого "успеха" я решила все же отказаться от этой работы. И спустя какое-то время вспоминала об этой возможности с дрожью в коленках.
И вот практически во время последней возможности нормально распределиться, когда никаких шансов уже не было, кроме как идти по распределению в сельскую школу (учителем со своей специальностью я тоже могу работать), принимаю решение поступать в магистратуру, чтобы получить еще один год отсрочки + возможность жить в общежитии (я иногородняя). Договариваюсь с преподавателем писать работу по очень даже интересной и перспективной теме. Потом же, буквально за несколько дней до окончания подачи заявок мне все же предлагают работу на предприятии, но теперь уже мне кажется, что этот вариант не так хорош.
В итоге никакой заявки на меня так и не пришло - поступила в магистратуру, на экзамене я снова лучшая из поступающих. При том, что самой умной и больше всех знающей я себя не считаю. Сейчас началась учеба в магистратуре и меня гложет мой выбор. К этому моменту я уже понимаю, что, возможно, сделала выбор только поддавшись панике и нежеланию взрослеть. А еще всему виной неуверенность в своих силах. Я перфекционистка, всегда хотела лучшего, при этом заранее паникую (чтоб не слишком огорчаться при плохом результате). Понимаю, что в душе ребенок, серьезных отношений никогда не было, настоящих, близких друзей тоже, а сейчас еще и плачу по любому поводу. Так сложилось, что во всех трудностях перекладываю ответственность на мать, она у меня замечательная, во многом помогает, много зарабатывает, но в детстве я очень на нее злилась из-за того, что она всегда на работе, сейчас я ей восхищаюсь, но также и понимаю, что во многом в моем "детстве" есть и ее вина, она всегда все доделывала сама, если у меня не получалось, самостоятельности мне такое воспитание не дало, как и уверенности в себе. Из-за злости на родителей ходила даже какое-то время к психологу.
Еще в школе я была полной, брат часто дразнил меня коровой, но в старших классах я похудела, поддерживаю форму и теперь и это то немногое, чем могу гордиться. Еще за все пять лет учебы очень часто думала ее бросить, сменить специальность (быть экономистом, как мама, или заняться шитьем, как хотела в детстве - говорили, что это слишком просто для меня, с моей головой нужно высшее образование). Сейчас возникает вопрос - кому нужно? Мне точно нет. Сейчас в мыслях тоже думаю о смене специальности, но принесет ли мне это счастье? Не знаю. Сейчас понимаю, что могла бы с успехом делать любую работу, но мои эмоциональные качели "из крайности в крайность" мешают, как и детская наивность. Думаю, что таким образом просто бегу от проблем взрослой жизни. А что вы думаете? Как мне стать взрослее и ответственней и какое решение принять?
Автор вопроса: Елена Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Елена!
Могу сказать, что большую часть работы Вы уже проделали и выводы, к которым Вы пришли в этом письме вполне логичны. Это значит, что не такая Вы уж и наивная, довольно хорошо знаете себя и смогли найти некоторые причины возникновения своей неуверенности (нашли корни в детстве). Но как бы там ни было, детство прошло, но в Вашей жизни начался не менее интересный и увлекательный период юности, когда Вы можете пробовать все, что считаете нужным! Именно сейчас, не когда Вам будет 40, 50 и т.д. А сейчас, когда Вы совершенно естественно находитесь в поиске своего предназначения, изучаете себя, свои увлечения. Ненормально было бы вообще об этом не задумываться, плыть по течению и лет через 20-30 понять, что жизнь прошла мимо.
Но Вы к счастью девушка умная, с правильной установкой на жизнь. Вы абсолютно правы в том, что работа должна приносить удовольствие. И если Вы знаете, что, будучи портнихой будете получать не только опыт и деньги, но и вдохновение от своей работы, тогда – это Ваш путь. Вот только прежде чем все радикально менять в своей жизни, найдите время для начала попробовать поработать по интересующей Вас специальности. Часто бывает, что, наблюдая и зная профессию в теории, мы не имеем возможности прочувствовать ее изнутри. А это очень важно, важно понять не только плюсы любимой деятельности, но и минусы, с которыми предстоит столкнуться. К примеру, у той же портнихи может накапливаться физическая усталость, затекать шея, руки, спина и т.д. Но если учитывать это и делать несложную профилактику, либо организовывать свой график таким образом, чтобы не выматываться на работе, то эти последствия вполне легко нейтрализовать.
Думаю, что Вы оттягиваете с выбором не только из-за неуверенности и неумении доводить начатое до конца (последнее так вообще не справедливо – Вы проучились на хорошем уровне 5 лет, если бы не доводили начатое до конца, ушли бы после первого семестра), а скорее от осознания важности этого выбора и отсутствия достаточной мотивации в будущей профессии. Ведь для женщины в профессии не вознаграждение должно играть решающую роль, а ее интерес в работе! Только тогда она не выгорает, а наполняется, даже сталкиваясь с трудностями на своем пути. Вы это интуитивно чувствуете! Вы отказались от первого варианта работы, так как понимали, что даже при всей ее перспективности, Вы и Ваше здоровье – важнее! И это замечательно, что Вы приняли такое решение. Просто раньше Вы, наверное, всегда согласовывали свои действия и свой выбор с мамой, семьей, а теперь, когда сами принимаете важные решения испытываете этот дискомфорт. Но Вы постепенно привыкнете и сможете быть смелее.
Вы сейчас проходите переоценку своих ценностей, определяете, что для Вас важно, а что – второстепенно. Думаю, что, делая непростой выбор, стоит прислушиваться к своей Душе, учиться доверять себе, не обращая внимания, на логичные доводы со стороны, Вы и сами их знаете. Ваша цель – найти свое предназначение, а не просто подстраховаться перспективной, престижной работой, ведь так? Тогда и действуйте из любви, а не из страха. Прочувствуйте себя настолько глубоко насколько возможно. Подумайте, чем бы Вы хотели заниматься, даже если бы Вам за это не платили? Чем бы Вы занимались в своей жизни, если бы Вы не нуждались в деньгах? Ведь ошибочно думать, что та же портниха – это менее престижно, чем управляющий на производстве! Если человек на своем месте – он успешен, востребован и имеет хороший доход. А если он делает свою работу из-под палки, то и высот особых не достигнет!
Еще один важный момент - как Вы думаете – так и живете. Ваша жизнь – это отражение Ваших убеждений. Если Вы считаете, что «взрослая жизнь» заключается в количестве «надо» и «должна», то и в жизни Вам придется чаще делать то, что должна и нужно, чем по собственному желанию! Поэтому проведите ревизию своих убеждений, спросите себя о том, какой образ возникает, при проекции себя в зрелом возрасте, какая Вы там? Тот, ли это образ, который вдохновляет и к которому хочется стремиться? Или это навязанный кем-то стереотип, который засел в Вашем сознании? У Вас обязательно должна быть цель, к которой Вы хотите прийти! Если у Вас не будет цели, то ни один ветер Вам не будет попутным, и Вы не сможете сделать правильный выбор. Если Вы еще не задумывались над этим – самое время!
Главное всегда вспоминайте о внутреннем балансе, важно поддерживать внутреннюю гармонию, осознавать, что все решаемо, что можно исправить и начать заново то, что не получилось. Не нужно себя изматывать до истощения и слез. Вам в этом может помочь йога и медитации, четкий режим дня (с учетом Ваших потребностей), вкусная полезная пища, прослушивание аффирмаций (чтобы они со временем стали Вашими новыми представлениями о себе и о своей жизни), полноценный сон.
Любите себя, и цените свою жизнь! Верю в Вас и Ваши силы!