Как справиться со стрессом от смены работы и места жительства?

Вопрос психологу:
Добрый день! Ситуация такова. Этой весной произошло два стрессовых события в моей жизни: я сменила работу и переехала в новую квартиру. Объективно, события хорошие. С предыдущей работы меня сократили с хорошим выходным пособием, новую высокооплачиваемую работу нашла быстро. С переездом тоже все хорошо. Год ждали с мужем, пока дом достроят, и мы получим ключи от квартиры. А на деле оказалось, что эти два события выбили меня из колеи. Постоянно вспоминаю старую работу, сама уходить оттуда в ближайшее время не хотела. На новой работе очень придирчивый начальник, выставляет меня не в самом лучшем свете, да и вообще много минусов по сравнению со старым местом. Вместо того, чтобы радоваться переезду, плакала, что уезжаю из родного дома: собирая вещи, буквально рыдала. Ведь в старой родительской квартире остались самые лучшие воспоминания о приятном детстве, когда родители не пили, когда можно было не ходить в школу, если плохо себя чувствуешь, и т.д. Умом понимаю, что ничего не будет так как раньше, но иногда прямо истерика случается из-за этого. Слишком сильный стресс испытала за несколько месяцев. Сейчас состояние стабилизировалось, но могу резко выйти из себя, если что-то меня заденет или расстроит. Иногда такая тоска нападает, начальник может на работе замечание сделать, а мне плакать хочется, слезы на глазах выступают, приходится прятаться в туалете. И что самое главное, наступает чувство безысходности, сразу все проблемы, связанные с отношениями с родителями, мужем, какие-то обиды, детские страхи, «вырастают», как из-под земли. Мне кажется, обиды и тревога копились очень долго, а теперь просто выплеснулись наружу. Мужа жалко, он любит меня и страдает от перемен моего настроения, хотя я объясняла ему всё. Сейчас понимаю, что осталась один на один с данной ситуацией, и я намерена её решить. В идеале, я бы хотела уйти в декрет, отдохнуть от работы, насладиться домашними делами и новым местом жительства в полной мере. Но пока не могу забеременеть, пытаемся уже 7 месяцев. Как вернуться к привычному ритму жизни, и стать прежней собой, но в новом месте? Спасибо!
Автор вопроса: Анна Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Анна.
Вообще, Вы не удивляйтесь! Вы действительно переживаете (не пережили, а именно переживаете) довольно тяжёлое и мучительное состояние, связанное со стрессом, - адаптацию.
Переезд на новую квартиру и переход на новое место работы по шкале стрессогенности (есть такая шкала) оцениваются очень высоко. Это для любого человека достаточно серьёзное испытание.
И есть один к Вам вопрос. Меня резануло одно Ваше замечание: "Когда родители не пили". А они у Вас пьют? Если так, то очень жаль.
Новое место работы.
Это всегда непросто , даже если ты приходишь и тебя ждут, хотят и т.д. Всё равно каким-то образом надо подтверждать свою компетентность, демонстрировать качества,навыки и умения, которые от тебя ждут, доказывать свою психологическую устойчивость, ибо недовольные твоим появлением , сомневающиеся найдутся везде и всегда. Закон социума.
Мой совет - сохранять спокойствие, нейтралитет, рациональный и конкретный подход ко всему (как плохому, так и хорошему), что сейчас происходит в Вашей профессиональной жизни.
В конце концов, если новый начальник "перегнёт палку" настолько сильно, что сил терпеть не будет, то есть и кардинальные меры противодействия, вплоть до увольнения! Но это и правда - крайние меры.
А сейчас - спокойно и сосредоточенно работать, стараясь эмоционально не затрачиваться на "отработку" замечаний начальника. А его замечания имеют под собой основу? Или это придирки и особых причин быть Вами недовольным у него нет?
Как-то ведь Вы получили эту работу? Наверное, не просто так? Есть, значит, у Вас необходимые и ценные качества и нужный "портфель компетенций"!
Помните об этом.
В принципе, Ваша задача - учиться. Учиться работать на новом месте, в новых условиях, в новой среде, с новой "вертикалью" и новым стилем коммуницирования. И, как и в процессе любой "учёбы", возможны и ошибки, и недоразумения, и связанный со всем этим и вышесказанным, дискомфорт.
Но вот так просто работать, не обращая внимания на некоторые болезненные сейчас для Вас вещи, трудно. Вам обязательно нужны источники, из которых Вы будете черпать настроение и силы, то есть, ресурс. Вам нужно находить методы создания у себя "ресурсности", "ресурсного состояния".
У каждого эти источники свои. Кому-то многое даёт личная жизнь, родные и близкие. С мужем у Вас ведь всё в порядке? Его поддержка много значит! Я прочёл, что он Вас любит, но хорошо бы, чтоб он , помимо страданий, ещё и помогал Вам эмоционально и психологически. Это значит то, что вы с ним должны искать и находить максимально много источников получения положительных эмоций. Подойдут и театры, и музеи, и "в гости", и на природу, и в магазины, и к маме с папой. Всё-всё-всё, о чём мы все прекрасно знаем, но плохо помним!
Вообще, искусство в любом виде - отличный ресурсный источник. Даже мультики по телевизору имею чудесный психотерапевтический эффект.
Дальше... Отличное средство получения положительной энергии - занятие собой, своей внешностью, своим кругозором, образованием и т.д. Причём, это не надо делать прям вот как-то по "спецметодике"!))) Вам достаточно как-нибудь завершить трудный день тёплой ванной с очень ароматной солью или любым ароматическим средством, бокалом вина (да простят меня врачи и традиционалисты), мерцающим светом свечи и тихой музыкой. Дальше я даже продолжать не буду - и так всё понятно!
Ну и - глядишь - настроение улучшиться. А настроение - основной показатель того, что ресурс восполнился и Вы готовы к дальнейшей работе над собой!
Секс - отличный антидепрессант. В такие минуты - это самое здоровое и естественное средство для снятия избыточного и хронического напряжения. А затянувшийся стресс - это и есть напряжение.
Умеренная физическая нагрузка. Фитнесс советовать не буду, хотя это и хорошая штука. А вот бассейн, плаванье или, скажем, пешие прогулки в быстром темпе - да!
Дело в том, что физическая нагрузка в спортзале далеко не всегда бывает приятна.А вот бассейн или ходьба - это здорово!
Продуктивное творчество. До этого момента мы говорили об искусстве с точки зрения восприятия. Но можно (и нужно!) и самим создавать некие "произведения искусства".
При угнетённых состояниях психики очень помогает рисование! Причём, рисование именно красками, цветными карандашами.
Очень хорошо влияет на внутренний психологический "климат" сочинительство. Можно попробовать писать стихи, рассказы, романы, истории и сказки, даже музыку!
Это и есть продуктивное переживание. А раз оно продуктивно, то значит полезно!
Джоан Роулинг начала писать про своего Гарри Поттера именно в период смятения, подавленности и общего депрессивного настроя.
Не надо становиться "прежней". Надо развиваться. Для этого надо идти, не думая об обстоятельствах и преградах, не зацикливаясь на них. Надо искать пути решения задач, пути и способы реализации своих собственных ожиданий.
Когда Вы осознаете, что никакие обстоятельства над Вами не властны, Вы никуда не исчезаете, Вы способны не только выдержать, но и извлечь пользу (а польза эта в том, что Вы качественно становитесь умнее, сильнее и устойчивее, увереннее), то всё будет отлично и ни один вредный начальник не сможет Вас поколебать своими придирками.
Это можно сделать только тогда , когда есть силы и есть понимание смысла. Когда мы знаем "зачем живём, зачем страдаем" (А.П. Чехов), нам легче справляться с обстоятельствами.
Где брать силы я Вам сказал - положительные эмоции Вам в помощь! Идея у Вас есть - выжить в сложной ситуации просто необходимо! Вперёд!
Всё будет хорошо! А . Журавлёв.