Периодически накатывает ненависть к себе, подавленность, агрессия и к себе и к другим.

Вопрос психологу:
Меня волнуют изменения в моем поведении, которые наступают некими периодами месяц через два. То есть у меня может быть нормальное настроение и самочувствие, а потом резко накатывает ненависть к себе, подавленность, агрессия и к себе и к другим, расстраиваюсь и выхожу из себя из-а малейших неудач, могу себя оскорбить, ударить, были периоды, что резала руки ножом, не знаю зачем, как будто в отместку себе. Мысли о суициде у меня появляются, но не с целью его совершить, а просто они есть в голове, иногда представляю, как меня могут спасти, но совершать его я не хочу. По ночам иногда мучает бессонница, а так днем постоянно хочется спать, встаю не отдохнувшей, сил нет. Не могу концентрироваться ни на чем, хотя по учебе нужно запоминать очень большие объемы информации. Являюсь одной из лучших студентов в группе, но чувствую, что с таким настроем ненадолго. Нету мотивации и сил, могу проснуться утром, сделать одно маленькое дело и уже чувствовать усталость. В общении с людьми в целом у меня все хорошо, проблемы я от других прячу. Но отношение к людям у меня меняется, нет ни жалости, ни сочувствия. Иногда кажется, что я становлюсь каким-то психопатом маньяком. Потому что меня очень привлекают такие персонажи в различных фильмах или сериалах. Сны снятся очень красочные. Но реальная жизнь как то не привлекает. Пишу книгу.
Проблемы эти у меня, мне кажется, что с детства. В подростковом возрасте я стала это прям замечать (лет 13), самооценка у меня низкая, уверенности в себе почти нет, но я стараюсь это скрывать, с людьми контакт налаживаю хорошо. Мое мировоззрение меняется и мне кажется, что я скоро не смогу жить в нормальном обществе, потому что оно мне таковым не кажется. Возможно, это связано с детскими травмами, боюсь, что повторяю поведение отца. Он так же может устроить огромный скандал из-за мелочи, обругать, чувствует власть над более слабыми людьми и питается негативной энергией. Боюсь, что когда-нибудь стану такой же.
Меня очень волнует мое состояние, что это может быть и куда с этим обратиться?
Автор вопроса: Анна Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Анна , здравствуйте.
Если совсем коротко, то Вы живёте так, как живёт большинство населения Земли: всё нормально, но время от времени ... накатывает))))!
Сейчас говорить отчего и почему смысла особого нет.
Как всегда, вопрос вопросов - а что делать-то?
Главное - рационально и без особого драматизма и паники относиться к тому. что происходит. И если уж говорить о причинах, то может быть это какой-то "виток" усталости, скопившееся за месяц-полтора напряжение, изменение погоды, тяжёлое полнолуние, в конце-концов! А ведь чисто внешние факторы никто не отменял и именно они оказывают на нас такое воздействие, от которого ни уйти, ни спрятаться, ни скрыться невозможно.
Ладно...
Надо научиться контролировать себя, своё восприятие действительности, свои эмоции и отношение к каким-то вопросам.
1. В периоды, когда ОНО накатывает, надо больше внимания уделять, например, структуризации своей жизни. Режим дня, режим физических нагрузок, питание, лёгкая физиотерапия.
То есть, основное внимание - чисто внешним аспектам своего существования.
Режим дня - это профилактика тревожности и страхов базового характера. Режим и чёткая структуризация жизни позволяет удовлетворить одну из самых базовых потребностей человека - потребность в безопасности.
Физические нагрузки и их планомерность - это прекрасный механизм переключения, "переработки" и отработки стресса + возможность "включения" правильных и нужных в такие моменты гормонов, отвечающих, скажем, за настроение. Тут важно не перегружать себя, но и особо не жалеть.
Психологический аспект регулярности физических упражнений - повышение самооценки, ощущение удовлетворения.
Питание - всё те же функции и задачи. В такие моменты жизни я советую привести в порядок всё, что касается диет и пищевых предпочтений. Но это не значит, что Вам надо от всего отказаться. Нет! Всё можно, но очень в меру и по делу. Меньше тяжёлой пищи в виде мучного и жирного. Сладкое (шоколадки, фрукты, соки, мёд и т.д.) можно, но не на ночь, а после тренировки или долгой прогулки. Можно позволить себе кусочек шоколада и тогда, когда настроение падает. Только не жуйте его, а рассасывайте, как леденец. Эффект будет ярче и объём потребуется гораздо меньший.
Но и в питании главное - режим! Лучше 5 раз понемногу, чем три (или два) помногу!
Физиотерапия - дополнительное средства расслабиться. Почему расслабиться? - Да потому, что речь-то идёт о том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения или наоборот. В любом случае, нам нужны дополнительные способы привести свои ощущения в порядок, прежде всего, на мышечном уровне.
Итак! Контрастный душ - начинаем с тёплого и заканчиваем тёплым: Т-Х-Т-Х-Т.
Тёплые (не горячие) ванны с ароматической солью.
Прогулки пешком, меняя ритм и скорость движения. Не менее 40-ка минут в день. В момент ходьбы фиксируем внимание на дыхании: шаг-вдох, шаг-выдох; шаг-шаг-вдох, шаг-шаг-выдох; шаг-вдох/выдох, шаг-вдох/выдох.
Это не сложно, но и не просто.
Такие процедуры координируют работу полушарий головного мозга, что, естественно, положительно скажется и на настроении, и на эмоционально-волевой сфере.
2. Работа с мыслями. Отслеживайте негативные мысли. Они прячутся в виде оценок, критики и самокритики, оспаривания. Научитесь соглашаться, сохраняя при этом свою точку зрения. "Я согласна, хотя на этот счёт у меня другая точка зрения." "По этому вопросу есть и иная точка зрения" и т.д.
Попробуйте сократить кол-во частицы "НЕ"в своей речи, как внешней, экспрессивной, так и внутренней!
Сократите число отрицаний до минимума!!! Увидите, как всё поменяется.
Научитесь в моменты, когда всё бесит, планировать! Планируйте (ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ) будущее в любом виде: покупки, новые маршруты для прогулок, отпуск, смена работы, занятия и т.д. Когда Вы это делаете, то заставляете испуганный мозг , отбросив насущные проблемы, заглянуть в будущее!!! Это же ПЕРСПЕКТИВА! И не будет у Вас депрессии.
По этому поводу написана куча книг, самая лучшая из которых "Сила внутри нас" Луизы Хей.
3. Работа с эмоциями. Ищите возможности "добывать" положительные эмоции. Держитесь за эти источники и пользуйтесь бережно, чтобы подольше сохранить!
Фильмы и музыка, книги и визуальные впечатления, магазины и общение в любом формате, одежда и разгадывание кроссвордов, выходы в "свет" и т.д., - подойдёт ВСЁ! Кроме алкоголя и наркотиков.
Почему-то мне кажется, что у Вас всё получится.
Запомните! Верить не обязательно. Просто начните это всё делать. Просто, без особых надежд. Я Вас уверяю, что всё получится! Вы и сами не заметите, когда и как именно.
О маньяках, которые Вас привлекают.
Ну, вероятно, Вы реализуете таким образом некие потребности психики. Я не считаю важным делать на этом акцент! Отрицательные персонажи часто нравятся нам больше, чем положительные, в силу их убедительности, романтичности, яркости, нестандартности и т.д.
Равно, как и мысли о смерти в таком , как у Вас виде!
Читайте "Приключения Геккельберри Финна" Марка Твена. Там про это отлично написано.
Анна! Всё будет отлично, если будете хоть как-то работать над собой.
Пишите и мы продолжим разговор. А. Журавлёв.