Психологический стресс преследует меня и мешает жить.

Вопрос психологу:
Добрый вечер! Меня зовут Виктор, мне 21 год, живу я с родителями, на данный момент не работаю, поскольку обучаюсь на заочном обучении в университете и попусту не берут из-за сессии каждые полгода. Отец работает, мать с нашего рождения (меня и брата) не работает. Брат живет с женой в отдельной квартире, имеет хорошо оплачиваемую работу. Отец вкалывает на работе и денег хватает лишь чтобы обслуживать машину, покупать еду (нормальную), одежду по надобности. Но что такое 40-50 тысяч на троих. У матери пенсия 8 тысяч. Поскольку я работал месяца три, то плачу по 5-10 тысяч в месяц, чтобы не чувствовать себя "сидящим на шее". Но родители всегда делали все, чтобы мы не чувствовали себя как будто у нас не хватает денег. Я знаю что они меня очень любят, а я люблю их. Поскольку в школе я учился мало (со 2-го по 8-й класс на домашнем обучении), а придя меня невзлюбили, и я испытывал постоянный стресс, который вылился в высокий пульс, а также много плохих воспоминаний, связанных со школой. Я поневоле забыл практически все, что произошло до 16 лет. Возможно, я просто заблокировал доступ к этой информации, поскольку мне приносило это боль. С 8 до 14 лет занимался шахматами и получил КМС, а ушел из-за того, что надоело нервничать перед/вовремя матча. После 11-го класса поступил в техникум и начал жизнь заново. Сдружился с коллективом, поверил в себя, приобрел друзей. Пожалуй, три года в техникуме были лучшими в моей жизни. После окончания начались проблемы с устройством на работу. Первые две попытки провалились - ушел после двух дней. Начал испытывать серьезный стресс, что вылилось в агрессию (подрался с братом по пустяку, хотя не делали этого как мне исполнилось 14, да и там скорее возня, а тут уже реальная, за что я себя не могу простить), нервный тик левого глаза (едва заметный). Так продолжалось полгода, пока не устроился на работу. Работа продавцом-консультантом в сфере мне полностью незнакомой. Пришлось много учить, а я еще и боялся общаться. Но решил избавиться от этого, перебороть. В скором вроде привык работать, стал более комфортно себя чувствовать, хотя, стресс все же был, например, при звонках (иногда на личный телефон звонил клиент), или в другой ситуации (непривычной). Работа на ногах, почти без выходных. Через 3 месяца я вымотался и перегорел (в плане обучения). Также сбросил 15 кг, хотя до этого не был толстым. Весил 88 кг при росте в 170 см, после 73 кг (сейчас 83). Был физически и психологически утомлен. В последние дни работы перестал есть. После увольнения я решил поработать на себя в сфере интернета (продавать программы). На реализацию ушло полгода, но первая попытка не увенчалась успехом. Пришлось задуматься об устройстве на работу. Ничего нормального не нашел, да и не берут никто (сессия). Начал снова испытывать стресс. Появился тот же нервный тик. Сейчас я нахожусь в каком-то дисбалансе. Я начинаю раздражаться, но пытаюсь успокоится и не испытывать стресс. Но на меня налегло все это: деньги заканчиваются, а я не хочу сидеть на шее у родителей, тем более у нас итак их мало; на работу не устроиться, чтобы решить первую проблему; я не знаю кем хочу быть, с чем связать свою жизнь, поскольку то, на что я учусь, мне не нравится (автомеханик - техникум; инженер - ВУЗ); я нагнетаю себя из-за того, что снова испытываю стресс по пустякам, например: мне нужно позвонить узнать про вакансию; нужно прийти на собеседование и т.д. Обдумывание будущего иногда доводит до дрожи. Но когда все же звоню, или прихожу на собеседование чаще всего говорю спокойным голосом и без нервов, лишь иногда бывает не могу даже слово выговорить. Кроме этого стресс из-за болезни матери (борется с онкологией - лимфома; проходит химию); я испытываю стресс из-за того как я буду жить дальше, если испытываю его по таким пустякам; испытываю стресс, что мои друзья работают и при этом выполняют обязанности, при одной мысли о которых я испытываю стресс; часто мне объясняют простое, а я не понимаю, но осознаю, что выгляжу глупо и начинаю считать себя дураком (сегодня завязывал шнурки на ботинке и он порвался, я хотел все расшнуровать и зашнуровать заново, но отец показал за что надо потянуть, чтобы миновать этой процедуры (мы опаздывали).. Я не понял и отец (он был очень усталый и бывает иногда что-то ляпнет) сказал: "Почему ты такой дебил". Не подумайте, меня отец никогда не обзывал и очень любит меня. Но эти слова для меня были как удар. Потому что когда считаешь себя таким и слышишь это от близкого тебе человека.. Я плакал, хотел плакать последний раз лет 10 назад. Но здесь еле сдерживал. Мне 21, но разве можно назвать меня взрослым человеком, если у меня столько стресса? Я стараюсь минимизировать стресс: читаю книги по психологии, понимаю как влияет на организм психологический стресс; каждый день физически тренируюсь; пытаюсь себя контролировать.. но как изменить себя, как жить полноценной жизнью? Помогите, пожалуйста, разобраться в данной проблеме. Иногда я уже не хочу жить. Не вижу смысла. Нет, я не думаю о самоубийстве. Но смотрю на жизнь сквозь черно-белые очки. Прошу не советуйте мне психологов, терапевтов и так далее. Подскажите как мне самому исправиться. Спасибо за помощь!
Автор вопроса: Виктор Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Виктор!
Вы измучили себя чувством вины за то, что не такой как все! Хотите повзрослеть и одновременно боитесь взять на себя ответственность за свою жизнь, отсюда мысли "убежать" от тягостных мыслей, неизвестности. Вы акцентируете своё внимание на внешних ситуациях, происходящих в Вашей жизни и реагируя на них, плывёте по реке жизни, не зная к какому берегу Вас прибьёт, вместо того, чтобы наметить задачи для достижения цели(которая Вам тоже не ведома, как Вы сообщаете, хотя думается, что Вы знаете, но не осознаёте). Реки несут свои воды к морям и океанам и отважные пловцы-люди, преодолевая все заторы и преграды несутся вперёд от самого истока своей жизни до безграничных возможностей в океане слившихся вод! Как помочь Вам обрести ориентиры с учётом всех накопившихся, застарелых проблем, трудно сказать и всё же, прочитав Вашу отчаянную просьбу, очевидно, что первая задача: переключать своё внимание с себя в коммуникации с людьми на них любимых. Вы так сосредоточены на самоконтроле, что у Вас нет времени и сил на то, чтобы вникать в проблемы и чувства, желания других людей. Мне думается, что всё от этого. Внешняя оценка настолько важна для Вас(это напряжение от постоянных преодолений себя из-за неуверенности в себе). Давайте попробуем разобраться по порядку, чтобы Вы смогли самостоятельно предпринять начальные действия для изменения ситуации.
Вы пишите:"...живу я с родителями, на данный момент не работаю, поскольку обучаюсь на заочном обучении в университете и попусту не берут из-за сессии каждые полгода."
Это оправдание своего бездействия. Раз не работаете переводитесь на очное и подрабатывайте в выходные, вечером, ночью! Само-жалость -не принимается.
ВЫ пишите: " Отец работает, мать с нашего рождения (меня и брата) не работает. Брат живет с женой в отдельной квартире, имеет хорошо оплачиваемую работу. Отец вкалывает на работе и денег хватает лишь чтобы обслуживать машину, покупать еду (нормальную), одежду по надобности. Но что такое 40-50 тысяч на троих. У матери пенсия 8 тысяч. Поскольку я работал месяца три, то плачу по 5-10 тысяч в месяц, чтобы не чувствовать себя "сидящим на шее". Но родители всегда делали все, чтобы мы не чувствовали себя как будто у нас не хватает денег. Я знаю что они меня очень любят, а я люблю их."
То есть Вы считаете себя обязанным работать только из чувства стыда перед родителями и братом? А если бы у Вас был необходимый минимум, Вы работали бы? Труд может приносить человеку радость с Вашей точки зрения? Если да, то какой это труд именно для Вас? Чем Вы могли бы заниматься часами? Есть ли у Вас обязанности по дому? Пример Ваших родителей даёт установку на то, что выжить можно только "вкалывая", а Вы не чувствуете в себе сил на такие "подвиги"?
Вы пишите: "... в школе я учился мало (со 2-го по 8-й класс на домашнем обучении), а придя меня невзлюбили, и я испытывал постоянный стресс, который вылился в высокий пульс, а также много плохих воспоминаний, связанных со школой."
Вам было сложно от того, что Вы не имели опыта социализации и воспринимали окружающее, как враждебную среду. Нужна была психологическая подготовка и если хотите, то сопровождение после такого длительного обучения на дому. А иначе, всё, что с Вами произошло вполне предсказуемая реакция на "белую ворону" и в конечном итоге конфликт!
Вы пишите: "Я поневоле забыл практически все, что произошло до 16 лет."
Имеется ввиду только школа? Если и домашнюю жизнь, то вероятно она была весьма однообразна? Что ВЫ не принимаете в своей семье? Что вызывало у Вас раздражение в укладе семьи?
"Возможно, я просто заблокировал доступ к этой информации, поскольку мне приносило это боль."-вся жизнь не могла состоять из боли. Вспомните хорошее. Добрые слова и поступки, как свои, так и других людей.
"С 8 до 14 лет занимался шахматами и получил КМС, а ушел из-за того, что надоело нервничать перед/вовремя матча."
Надоело-это не аргумент. Какова истинная причина? Вам не нравился сам процесс игры, а только оценка, результат, значит шахматы были только средством для достижения другой цели или потребности. Например, если Вы хотели стать мастером, то затрату сил считали не сопоставимой с результатом. Да ещё начались школьные будни.
"После 11-го класса поступил в техникум и начал жизнь заново. Сдружился с коллективом, поверил в себя, приобрел друзей. Пожалуй, три года в техникуме были лучшими в моей жизни."
Этот позитивный, успешный опыт вспоминайте всякий раз, как терпите неудачу! Это свидетельство того, что для Вас важны общие интересы и цели с кем-то, кто поддерживает в Вас огонёк воли, мотивации.
"После окончания начались проблемы с устройством на работу. Первые две попытки провалились - ушел после двух дней."
Это не самый худший вариант для молодого специалиста. Что было бы, если Вы отработали 2 недели или месяц, а потом услышали, что в течении испытательного срока Вы не прошли отбор и не подходите компании+ З/П по минимуму или по "0"?
Причина в том, что выбрали не своё дело. в техникуме на практике не понимали, что это не Ваше?
"Начал испытывать серьезный стресс, что вылилось в агрессию (подрался с братом по пустяку, хотя не делали этого как мне исполнилось 14, да и там скорее возня, а тут уже реальная, за что я себя не могу простить), нервный тик левого глаза (едва заметный). Так продолжалось полгода, пока не устроился на работу."
Вы готовы работать только за обещание высокой оплаты труда? Или готовы найти любую работу с тем, чтобы иметь необходимый минимум и параллельно искать то, что по душе.
"Работа продавцом-консультантом в сфере мне полностью незнакомой. Пришлось много учить, а я еще и боялся общаться. Но решил избавиться от этого, перебороть. В скором вроде привык работать, стал более комфортно себя чувствовать, хотя, стресс все же был, например, при звонках (иногда на личный телефон звонил клиент), или в другой ситуации (непривычной). Работа на ногах, почти без выходных. Через 3 месяца я вымотался и перегорел (в плане обучения). Также сбросил 15 кг, хотя до этого не был толстым. Весил 88 кг при росте в 170 см, после 73 кг (сейчас 83). Был физически и психологически утомлен. В последние дни работы перестал есть."
Вы кого-то наказывали на подсознательном уровне через своё нервное истощение? (возможно того, кто вынудил Вас пойти на "любую" работу). Поведение, которое свойственно "поздним" избалованным детям, гиперопекаемым по болезни или повышенной тревожности самих родителей! Это Ваш опыт, который Вам был необходим, чтобы перестать перебарывать себя. Оставайтесь собой и реализуйтесь там, где будут гореть "глаза" и спориться дело в руках, где нет такого числа контактов, которые вызывают дискомфорт.
"После увольнения я решил поработать на себя в сфере интернета (продавать программы). На реализацию ушло полгода, но первая попытка не увенчалась успехом. Пришлось задуматься об устройстве на работу. Ничего нормального не нашел, да и не берут никто (сессия). Начал снова испытывать стресс. Появился тот же нервный тик." Дыхательные упражнения на релаксацию делайте. Организуйте свой день. Идите на дневное обучение, раз такие проблемы, хотя, если будете работать по своей специальности, то возьмут и с заочного.
"Сейчас я нахожусь в каком-то дисбалансе. Я начинаю раздражаться, но пытаюсь успокоится и не испытывать стресс."
Чем больше пытаетесь успокоиться тем больше напряжение. Не надо успокаиваться. Надо учиться переключать внимание на процессы дыхания в упражнениях, на вкус еды, на свои ощущения во время физических упражнений. ВЫ так не желаете делать то, что вам не по душе, что готовы превратиться в инвалида? Это самый лёгкий путь в никуда. Вам это надо?
"Но на меня налегло все это: деньги заканчиваются, а я не хочу сидеть на шее у родителей, тем более у нас итак их мало; на работу не устроиться, чтобы решить первую проблему; я не знаю кем хочу быть, с чем связать свою жизнь, поскольку то, на что я учусь, мне не нравится (автомеханик - техникум; инженер - ВУЗ);"
Ищите смежную специализацию, которая Вам по душе и получите знания параллельно институту. Пройдите профориентацию в центре занятости бесплатно и подберите со специалистом профессию и поставьте перед собой цели на реализацию, как специалиста, мастера своего дела.
"я нагнетаю себя из-за того, что снова испытываю стресс по пустякам, например: мне нужно позвонить узнать про вакансию; нужно прийти на собеседование и т.д. Обдумывание будущего иногда доводит до дрожи. Но когда все же звоню, или прихожу на собеседование чаще всего говорю спокойным голосом и без нервов, лишь иногда бывает не могу даже слово выговорить."
Страх быть отвергнутым! Принятие себя со всеми своими особенностями поможет более снисходительно относиться к не совпадающими с Вашим, мнениям окружающих! Вы можете перечислить все свои социальные роли(сын, брат, авто-механик,....? Какая из них Вам удаётся лучше всего? Поможет выбрать направление в реализации на данном этапе жизни. Какая хуже? Это поможет понять, что вызывает беспокойство: неуверенность в себе из-за предыдущего негативного опыта.
"Кроме этого стресс из-за болезни матери (борется с онкологией - лимфома; проходит химию); я испытываю стресс из-за того как я буду жить дальше, если испытываю его по таким пустякам; испытываю стресс, что мои друзья работают и при этом выполняют обязанности, при одной мысли о которых я испытываю стресс;"
А зачем Вам сравнивать себя с другими? Вы -это Вы. У Вас другой путь.
"часто мне объясняют простое, а я не понимаю, но осознаю, что выгляжу глупо и начинаю считать себя дураком (сегодня завязывал шнурки на ботинке и он порвался, я хотел все расшнуровать и зашнуровать заново, но отец показал за что надо потянуть, чтобы миновать этой процедуры (мы опаздывали).. Я не понял и отец (он был очень усталый и бывает иногда что-то ляпнет) сказал: "Почему ты такой дебил". Не подумайте, меня отец никогда не обзывал и очень любит меня. Но эти слова для меня были как удар. Потому что когда считаешь себя таким и слышишь это от близкого тебе человека.. Я плакал, хотел плакать последний раз лет 10 назад. Но здесь еле сдерживал."
Это нормально при таком нервном истощении, как у Вас. Надо говорить о своих чувствах близким, тем более раз они Вас любят.
"Мне 21, но разве можно назвать меня взрослым человеком, если у меня столько стресса? Я стараюсь минимизировать стресс: читаю книги по психологии, понимаю как влияет на организм психологический стресс; каждый день физически тренируюсь; пытаюсь себя контролировать.. но как изменить себя, как жить полноценной жизнью?"
Не изменить себя, а изменить своё отношение к себе и миру! Стресс испытывают в любом возрасте. Вам же надо просто принять реальность и признать, что нужны волевые усилия в те моменты, когда что-то надо просто делать без попыток найти оправдание, объяснение для самооправдания. Вы не желаете принять трудности жизни, как норму. Это взросление. И у Вас всё получится.
" Иногда я уже не хочу жить. Не вижу смысла. "
Смысла нет, когда пропадают желания. А у Вас они есть. Перечислите их на листе бумаги. Затем перечитайте и проанализируйте, что можно осуществить прямо сейчас, а что при определённых условиях. Что для этого необходимо предпринять? Кого можно подключить?
" Но смотрю на жизнь сквозь черно-белые очки. Прошу не советуйте мне психологов, терапевтов и так далее. Подскажите как мне самому исправиться. "
Вы уже начали корректировать свою жизнь, т.к. написали письмо. Советовать что-то конкретное по той информации, что есть сложно, можно навредить. Поэтому снимайте свои чёрно-белые очки(мысленно можете проделать такое упражнение). Какие цвета бывают у летнего луга и цветов на нём? Какого цвета небо и море? А солнце, когда небо чистое и ясное?
Вы становитесь творцом своей жизни, а значит взрослеете и у Вас всё получится Виктор.