Как избавиться от состояния неуверенности в своей внешности?

Вопрос психологу:
Мне 19 лет. Отношения с родителями отличные. У меня такая проблема: я уже 2 месяца не могу нормально жить. Все время провожу возле зеркала, доказывая себе же, что я красив. Не могу ничего делать. Постоянно это навязчивое состояние затягивает. Сначала прическа была не такая, позже не понравился нос, теперь улыбка не нравится. При этом, наступали такие моменты, когда я себе нравился, даже очень, но через некоторое время это состояние возвращалось, и я уже не могу с него самостоятельно выйти. Депрессия длится уже 2 недели, каждый день все повторяется, а состояние только ухудшается, просыпаюсь с теми же мыслями и в том же состоянии, стараюсь полюбить себя изо всех сил, но возвращаюсь в начало. А недавно начал очень, прям очень, завидовать внешности других парней, и меня это вообще убивает. В этом состоянии я и правда становлюсь таким, каким больше всего не хочу быть. В тот момент, когда мне удавалось убедить себя в моей красоте, я еще больше начинал себе нравиться, а сейчас даже когда не смотрю в зеркало, наступает состояние, будто бы я смирился с тем, что я не красивый. Думаю все это самообман, и что никогда не был красивым, думаю что от того, что я буду чувствовать себя привлекательным, в реальности красивее не стану, хотя я почти уверен, что когда я нравился себе, то становился таким, каким хочу быть. Очень жалею, что я засомневался в своей внешности, когда был уверен в своей привлекательности. Состояние, когда мне нравилась моя внешность, новое для меня. Раньше моя внешность не нравилась мне, даже можно сказать, что я не любил себя вообще, и моя внешность меня раздражала. Но после того, как я почувствовал себе уверенным, я не могу жить как раньше. Когда я почувствовал себя уверенным, так я прожил почти два дня. Насчет зависти. Я понимал, что не хуже внешне тех, кому завидовал, даже лучше, при этом я не смотрел в зеркало, просто был уверен, но достиг я этой уверенности насчет внешности как раз возле зеркала. И стараюсь вернуть прошлое состояние, но не могу, сил нету, я полностью разбит. В тот день, когда я понравился себе, я почувствовал как мне стало легко жить, я посмотрел в зеркало еще раз, немного позже, наверное, что бы испытать прошлое состояние радости, и продолжал жить дальше, счастливо и уверенно, но потом возникло непреодолимое желание посмотреть еще и еще раз, и я подумал, почему я радуюсь, все не так хорошо как я думал, у меня начали появляться комплексы, и я упал в глубокую депрессию, в которой нахожусь до сих пор. Понимаю, что вся проблема в том, что не нужно смотреть в зеркало, но перестать не могу, так как наступает состояние, как я говорил, что смирился со своей непривлекательностью. И не доказав себе противоположное, я просто не могу начать действовать. Помогите, таким слабым я еще не был...
Автор вопроса: Егор Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.
Здравствуйте, уважаемый Егор. Первый вопрос, который у меня возник: почему Вам так важно быть красивым, красивее других? Для чего Вам это? То состояние радости, которое Вы испытывали от ощущения себя красивым - о чем оно? Вы красивый, и что дальше? Как меняется Ваша жизнь, что в ней становится лучше?
Почему Вам важно что-то себе о себе доказывать и в чем-то убеждать?
А что если недовольство внешностью является лишь проекцией какой-то другой или каких-то других сфер Вашей жизни? Помимо внешности у Вас все хорошо или же наоборот внешность - это единственное, где Вы считаете себя успешным и конкурентноспособным? Если второе, то, концентрация на одной лишь внешности делу не поможет, необходимо понять о чем действительно Ваша тоска и печаль. Возможно, Вы где-то собой не довольны, в чем-то разочарованы (помимо внешности). Но кто сказал, что другие люди, да и Вы сами можете любить себя только если Вы в чем-то очень хороши? Вы заслуживаете любви просто за то, что Вы есть.
Как бы то ни было, Егор, даже если предположить, что дело исключительно во внешности и никакой проекцией и компенсацией она не является, то Вы выбрали не самый лучший предмет для застревания на нем. Внешность (черты лица, густота волос, рост) - это то, что изменить мы не можем. Соответственно, чтобы любить себя и считать (зачем бы то ни было) себя самым красивым, Вам нужно либо с помощью пластики изменить свою внешность так, чтобы себе нравится. Либо изменить внутри себя стандарты красоты таким образом, чтобы Вы под них попадали. Вот только зачем это делать? Понятно, что Ваше эмоциональное состояние и мироощущение меняется от того, считаете ли Вы себя красивым или нет, но больше-то ничего не меняется. Мир остаются прежним, люди остаются прежними. Да, если Вы будете более уверенны в себе, люди на это среагируют и их отношение к Вам изменится в лучшую сторону, но чтобы повысить самооценку не обязательно повышать ее с помощью убеждения себя в своей привлекательнности (кстати, привлекателности для кого?). Людям все равно за что Вы любите себя: за красоту, виртуозное владение скрипкой, размер половых органов, знание языков или просто за то, что Вы есть. Они считывают Ваше отношение к себе и решают: "ага, этот парень любит себя, значит его есть за что любить, буду-ка я тоже уважительно к нему относиться".
Поэтому мой совет: оставьте свою внешность в покое. Ищите в себе то, что Вы можете изменить, развить в лучшую сторону и работайте именно над этим. Что для Вас важно помимо внешности? Может, Вы хорошо готовите или читаете Ницше в оригинале. А может, Вы хороший друг и порядочный молодой человек? Сосредоточьтесь на тех своих добродетелях, аспектах к себя, которые находятся в зоне Вашего контроля (в отличие от черт лица). А если хочется пустить энергию именно на совершенствование своей внешности, пустите: ходите в зал или занимайтесь каким-то видом спорта. Главное, осознавайте что и для чего Вы делаете.
Успехов Вам, Егор, надеюсь, Вы найдете свой путь. Если будут вопросы, пишите.