Не могу избавиться от навязчивой привычки ковырять прыщи и угри.

Вопрос психологу:
Добрый день. Помогите мне.
Я ковыряю прыщи, угри до очень плохого состояния, на руках, плечах. Не могу себя побороть уже около 15 лет.
Я не люблю себя, я просыпаюсь утром и не вижу причин начинать день так и спала бы все время. За это я себя то же не люблю. У меня есть главная причина жить - дочь. Я её люблю и с удовольствием провожу с ней всё свободное время, я в декретном. Но не могу найти в себе внутренний стимул, чтоб каждый день был в радость и хотелось что-то новое делать, узнавать. Я апатичная лентяйка и считаю, что это плохо. Не хочу быть такой.
Перестать ковырять прыщи для меня важно, я не чувствую себя свободной и уверенной, это мне мешает чувствовать себя девушкой.
В жизни у меня всё в порядке, есть некоторые мелочи, но в целом у меня есть всё, чтоб быть счастливой. И я люблю жизнь, да вот только как жить не знаю.
За свои 27 лет у меня были периоды, когда я поправилась сильно (беременность), потом и курила много и выпивала часто. Но я всё это убрала из своей жизни, я решила, что это мне не нужно. И действительно я в этом не нуждаюсь, но вот прыщи я превращаю в раны, шрамы. Помогите.
Я чувствую себя подростком, давящим прыщи, а не взрослой женщиной, которая создала семью. Ведь моя дочь скоро подрастет, я не хочу, чтоб она меня такой видела, знала. Хочу быть взрослой, уверенной женщиной, а не делать вид, что я такая.
Я много думала о своей проблеме и считаю, что это просто привычка. Я испытываю огромное удовольствие при выдавливании прыщей и мне все равно, что будет потом. Я даже не представляю, как это не ковырять прыщи.
Ковыряю прыщи всегда, в туалете университета, на работе тайком. Порой достаточно 10 минут, чтоб превратить себя в урода. Наказывать, ограничивать себя не умею. Я слишком добра к себе, а может наоборот, не знаю?
Близкие привыкли. Окружающие в недоумении, как это я сама себе плохо делаю?! Сейчас дома одна, в декретном, пол дня ковыряю прыщи, остальные пол дня злюсь на себя и обещаю, что больше не буду. 15 лет обещаю.
Но знаю точно, что себя такой не приму. Помогите.
Мне нужен совет, а ещё лучше посоветуйте литературу, прошу. К психологи в своем городе я не обращусь (маленький город, все друг друга знают), на длительную онлайн консультацию нет денег
Буду благодарна.
Автор вопроса: Елена Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Доброго времени, Елена! Ваша привычка - это невротическое поведение, которое помогает Вам успокоиться, снимает напряжение, поэтому Вы и испытываете удовольствие. Данную привычку можно также назвать неосознаваемой аутоагрессией, т.е. агрессией, которую Вы направляете на себя, как бы наказываете себя за что-то. Вы и сами написали, что не можете полюбить себя и принять.
Поэтому первым шагом для того, чтобы перестать причинять себе вред может стать шаг принятия себя (литературу, которая поможет Вам в этом, порекомендую в конце ответа).
Следующий шаг - нужно выявить те жизненные сферы, которые Вас наиболее беспокоят и начать работать над ними. Как это можно сделать: нарисуйте круг, разделите его на 8 частей. Впишите в каждую часть по одному названию жизненной сферы: здоровье, личная жизнь, материнство, секс, финансы, внешность, отношения с родителями/родственниками, отдых (можно изменить какие-либо названия, исходя из того, какие сферы наиболее важны для Вас).
Подумайте, насколько Вы удовлетворены каждой из жизненных сфер и оцените степень своей удовлетворенности по шкале от 0 до 10 баллов.
Обратите при этом внимание, наносите ли Вы при выполнении этого упражнения вред своему лицу, трогаете ли прыщики. Во время мыслей о какой из жизненных сфер желание прикасаться к лицу усиливается?
Когда Вы поймете какая из жизненных сфер является причиной вашего наибольшего беспокойства, то подумайте над тем, как можно ее изменить в лучшую сторону, какие действия для этого Вы можете предпринять. Составьте план и действуйте. Помните, что любая проблема - как болезнь. Если ее не лечить, ничего не делать, то будет лишь хуже. Само по себе ничего не изменится, либо изменится вовсе не так, как хотите Вы.
Самое главное при избавлении от негативной привычки - осознанность действий. Каждый раз, когда рука тянется к лицу фиксируйте свое внимание на этом действии, останавливайте себя волевым усилием.
Но если Вы не найдете другой способ снятия напряжения и тревожности, то привычку "прогнать" не сможете. Для каждого человека этот способ свой. Можно, например, попробовать занять руки массажным шариком для рук или эспандером (бывают в аптеках). Сжимать-разжимать до успокоения, носить все время с собой.
Вы пишете, что не хотите, чтобы ваша дочь видела Вас такой. Елена, дети во в дошкольном возрасте принимают слова и действия родителей за образец для подражания. Думаю, что это довольно веский повод в "копилку" для формирования вашей устойчивой мотивации.
Что касается литературы, то порекомендую Вам прочитать следующие книги: В. Леви "Куда жить", Д. Нардонэ, П. Вацлавик "Искусство быстрых изменений", А. Ковтун "Через любовь к себе - к богатству жизни", их можно найти в интернете.
С уважением,
Виктория.