Как приобрести утерянную уверенность в себе

Вопрос психологу:
Я родилась в городе, в семье, где отец периодически уходил в запои, часто были скандалы, рукоприкладства. В школе училась на отлично, с отличием закончила ВУЗ. Окончила ординатуру (я-врач), аспирантуру не закончила: не устроила тема кандидатской и ждала ребенка. Уверенно и бесстрашно уехала на село. Работала самоотверженно, добросовестно, без конфликтов. Первые звонки неуверенности ощутила в период третьей беременности. Работала перед родами в родильном доме: был страшный токсикоз, постоянная слабость, сонливость. однажды утром мне позвонили, что новорожденный, оставленный мною под наблюдение дежурного персонала умер. Это был удар для меня, стресс неописуемый--у меня едва не произошел выкидыш. Я не находила себе места. Еще большим ударом был медсовет, где абсолютно равнодушно, не вникая в подробности, обсудили случай. Я по своей инициативе поехала к главному неонатологу с вопросом: виновата ли я в смерти ребенка? Меня убеждали в обратном, но вера в себя была потеряна. После этого я стала бояться и всячески пытаться избегать подобных ситуаций: перестала брать дежурства, постоянно перепроверять назначения, постоянно контролировать выполнение назначений персоналом. Вообщем, постоянно стала пребывать в позе "готовности" к худшему, к плохому. В результате перестала следить за своим внешним видом, появилась бессонница. ночные страхи, апатия к окружающим радостям жизни. Страх совершить ошибку, быть наказанной, постоянно сковывает меня, мой разум. Я чувствую, что у меня в голове "мозговая жвачка". А так хочется проснуться однажды со светлой отдохнувшей головой и уверенностью в том, что ты все делаешь правильно. А этого не случается. Я хочу найти ответ у окружающих- и это, вероятнее всего, выглядит нытьем. Мне, с учетом моих интеллектуальных способностей, предлагают руководящие должности-а мне это невыносимо!! У меня любой упущенный вопрос-трагедия, и я уже вижу себя чуть ли не в тюрьме. С удовольствием бы работала уборщицей, посудомойщицей, домработницей--лишь бы поменьше груз ответственности, но такой работы на селе нет, да и попытка жизни и работы в городе показала, что это не решение моей проблемы. Предполагаю, что в ответ Вы предложите мне тренинги или психологическую литературу-это мы все проходили! Хочу" синичку в руке", а не жаворонка в небе! Где она, панацея?
Автор вопроса: Римма Возраст: 52

На вопрос отвечает психолог Соколова Анна Викторовна.
Римма, добрый день!
Я внимательно ознакомилась с Вашим письмом. Оно пронизано болью,которая вызвана чувством вины, страха. И это чувство мешает Вам жить и наслаждаться жизнью. Вам необходимо понять,что чувство вины не аналогично раскаянию в совершенных ошибках. И чем больше Вы погружаетесь в это чувство,тем сложнее Вам осознать свои ошибки. Следовательно,чувство вины-это не конструктивно. Оно приводит к самобичеванию. Человек мучается, терзает себя и ощущает себя дискомфортно. И как следствие, у человека снижается самооценка, пропадает уверенность в себе, возникает упадок сил и происходит потеря интереса к жизни. В итоге, может возникнуть глубокая депрессия и потеря уверенности в себе.
Итак,вопрос,-"Как приобрести уверенность в себе?"
Римма, необходимо принять тот факт,что "груз" прошлого "тянет" Вас назад. Чтобы не произошло в прошлом, его не исправить.Это наш опыт.И это необходимо принять.Простить себя, а это необходимо, и начать жить настоящим,заботясь о будущем. Быть здесь и сейчас,наслаждаясь каждым моментом свой жизни.
Как?
1.Не пытаться найти ответ у окружающих. Вы его обязательно найдете в себе.Для этого почаще задавайте себе вопрос "чего я хочу?". И следуйте своему внутреннему голосу.Это первый шаг к приобретению уверенности в себе.
2.Не стоит бояться ответственности и необходимо побороть "страх совершить ошибку". Страх-это механизм самосохранения,данный человеку природой.Но бывает и такое,что страх выходит за пределы механизмов самозащиты и человек начинает бояться даже тогда,когда ему ничего не угрожает. Вот тогда страх начинает "портить" нам жизнь.
Главная неприятность,которую сулит нам страх-это прожить тусклую и неинтересную жизнь, не реализовав свои возможности.
Для того,чтобы избавиться от страха:
-Вам необходимо понять, что большинство страхов не имеет под собой объективной причины.Все люди совершают ошибки и на них учатся.
-Задайте себе вопросы: "Если бы Вы ничего не боялись,как изменили бы свою жизнь.? На что решились бы? Чем бы занимались?". Возможно, после ответов у Вас появится мощный стимул избавиться от страха.
-Научитесь хотя бы время от времени идти навстречу своим страхам. Вы узнаете,какое это удовольствие, -побеждать свои страхи.
Это второй шаг,который предаст уверенность в себе.
3.Начните с малого!
Возьмитесь за простое дело и спокойно доведите его до конца. Настраивайте себя на успех. Следующее- более сложное...и так шаг за шагом. И еще одно обязательное условие, -не забывайте себя хвалить за это!
4.Чувство вины,это еще одна причина развития неуверенности в себе. Мы говорили об этом в самом начале. Для того,чтобы избавиться от данного чувства необходимо,осознать реальную причину возникновения этого чувства. Самое важное-научиться прощать себя.Помните Вы -всего лишь человек,а среди людей нет совершенства. Пресекайте попытки самобичевания-научитесь следить за собой и своим состоянием. Когда Вы понимаете,что чувство вины снова над вами берет верх-говорите себе "Стоп"!
5.Научитесь любить и одобрять себя. Почаще говорите себе следующие утверждения (аффирмации):
-Я себя люблю,я себя понимаю,я себя одобряю!
-Я хороший человек и достоин лучшего.
-У меня все хорошо,я молодец!
5.Учитесь оптимизму. Оптимизм-это одно из главных качеств уверенных в себе людей!Научитесь видеть положительную сторону во всем,чтобы не происходило,перестаньте выискивать плохое в себе и Вы заметите,как Ваша жизнь меняется к лучшему.
6.Развивайте в себе творческое начало.Это откроет в Вас новые грани,что так же способствует повышению уровня уверенности в себе.
7.Спорт. Начните с пробежек. Бег способствует выделению эндорфинов (гормонов радости), он так же развивает силу воли и положительно влияет на организм, фигуру и внешний вид. Это так же является еще одним источником "прокачки" уверенности в себе.
И,напоследок, я хочу поделиться с Вами одной историей:Уинстону Черчиллю исполнилось уже девяносто три года, когда один из университетов пригласил его прочесть лекцию. Люди приезжали издалека, чтобы услышать своего самого знаменитого земляка и современника.
Когда Черчилль вошел в аудиторию, там уже собралось несколько тысяч людей. Декан университета представил Черчилля собравшимся как самого выдающегося из живущих ныне англичан и объявил, что тот прочтет речь, содержащую квинтэссенцию своей долгой жизни. Под овации аудитории Черчилль взошел на трибуну и произнес: «Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь».