Навязчивые мысли. Чувство тревоги.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я всегда была человеком, который себя накручивает. Поводы разные: учеба, отношения с друзьями, родными, работа. Но в последнее время это не даёт мне покоя. Накатывает волнами: в один момент все хорошо, а в следующий я уже думаю, что все будет ужасно, что я абсолютно одна и надоедаю другим людям. Из-за этого у меня в последнее время очень часто возникает чувство тревоги, беспричинной тревоги. И я никак не могу унять это чувство. Начинаю вспоминать все разговоры, которые были в этот день, все свои действия и задумаюсь над тем, что я сделала или сказала не так, что в это время обо мне подумали люди. Что самое ужасное, это возникает в один момент: все хорошо, а потом я уже не могу выкинуть эти мысли из головы. Кажется, что у меня ничего не получается, что я абсолютно лишняя. А затем все проходит. Не до конца, но у меня как-то получается это немного заглушить. А потом меня снова накрывает волной. Как только я пытаюсь начать делать что-то новое, как-то развиваться, все эти чувства возникают все чаще, особенно чувство тревоги.
Автор вопроса: Алина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Роман Николаевич.
Здравствуйте, Алина. Вы хорошо расписали проблему, однако не сформулировали запрос. А именно, для Вас конкретно важно избавиться от тревоги/навязчивых мыслей или же понять почему с Вами происходит то, что Вы описали?
Отвечу в таком случае на оба вопроса.
1) В Вашем случае, скорей всего, это проявление циклоидного характера, нежели наличие какой-то патологии. То есть, если данная полярность чувств («в один момент все хорошо, а в следующий я уже думаю, что все будет ужасно») у Вас была с детства, то скорей всего Вы циклотимик (и это норма!). Если Вы все-таки сомневаетесь, то можете в качестве профилактической беседы проконсультироваться с врачом-психотерапевтом.
2) Если Вас часто мучает тревога, то для избавления от нее применяйте метод «парадоксальная интенция». Более подробно о применении метода, я описал в своем прошлом ответе, однако упомяну его и здесь. Суть метода состоит в локализации места тревоги в Вашем теле и соответствующем искусственном вызывании у себя тревоги высокой интенсивности. То есть, как только Вы начали тревожиться, постарайтесь с еще большей интенсивностью усилить данную тревогу. В некоторых случаях даже можно к примеру, потрясти руками. Или выразить чувства тревоги вербально, говоря себе: «Я очень сильно тревожусь. Сейчас мне будет так страшно/тревожно как не было никогда т. д.». И Вы заметите, что тревожные мысли сами собой уйдут.
3) Для избавления от навязчивых мыслей, осознайте причины и их некоторую абсурдность. Не стоит убегать от навязчивых идей и мыслей, поскольку это сделать достаточно сложно, а постарайтесь проговорить их про себя. Чаще всего, навязчивые идеи и мысли появляются от отсутствия ответов на вопросы. Так попробуйте же ответить на них. К примеру, Вы указываете, что в «один момент все хорошо, а в следующий я уже думаю, что все будет ужасно, что я абсолютно одна и надоедаю другим людям». Задайте самой себе в периоды таких мыслей, к примеру, такой вопрос: «А что же такого произойдет ужасного? Пусть я осталась одна, пусть я «надоела» другим людям. Ну а дальше же что? Земля не перестала вращаться, как я была живой и здоровой, такой и осталась. Ничего плохого то не произошло!» И вот когда Вы начнете анализировать свои мысли с разных позиций и с пониманием того, что самое ужасное, что могло бы произойти, ни к чему страшному то не приведет. Тогда и навязчивые мысли отступят.
Всех благ.