Чувство тревоги и волнения на протяжении всего обучения вождению.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 20 лет. Начну с начала. В 11 классе (2014 год) были проблемы со здоровьем (падала в обмороки), мне поставили диагноз вегетативная дисфункция, было назначено лечение. С того момента меня не беспокоило ничего, т.е. обмороки не повторялись и психологически все было стабильно, конечно были проблемы в разговорах с незнакомыми людьми, или просто не могла завести разговор с незнакомцами, но я особо не придавала этому значения, списывая все на свой скромный и молчаливый характер. В этом году я решила обучиться и получить права. По началу все было нормально, первые 2-3 недели я посещала только лекционные занятия по изучению ПДД, было небольшое волнение по поводу самого вождения, я тогда боялась просто сесть за руль. После первых занятий по вождению, где мне были объяснены все азы вождения, страх "просто сесть за руль" вроде как исчез и по автодрому я уже ездила более менее спокойно. Когда я начала ездить по городу страх или какое-то волнение перед вождением снова появился и превратился в проблему. Когда я только подумаю о том, что мне например завтра на вождение, или просто, что мне снова придется идти и ездить с инструктором по городу, я начинаю очень сильно волноваться, появляется чувство тревоги, которое кстати не покидает меня на протяжении всего обучения вождению. Я по началу волнение и тревогу списывала на свой диагноз, ну там нервы шалят и все такое, и не понимала почему я так волнуюсь, ведь вроде в голове страх вождения исчез. Сегодня снова было вождение, и, как заметил инструктор, я с каждым разом все хуже и хуже езжу по городу, хотя я все знаю и понимаю что нужно делать, но все равно из-за чувств тревоги и волнения я не могу собраться на дороге и выполнить все что необходимо, хотя я осознаю что нужно делать. Когда езжу на автодроме, то абсолютно никаких проблем у меня не возникает, т.е. чувствую себя как рыба в воде. Как только выезжаю в город я просто превращаюсь в самого неуверенного наверно человека на свете, иногда просто не осознаю правильно ли я делаю или нет, когда стоит ехать, а кого пропустить, плюс ко всему постоянное ощущения тревоги и страха неизвестно чего. Словесный контакт с инструктором я настроить не могу до сих пор, т.е. когда он делает замечания или что -то спрашивает из разряда, зачем ты так сделала, я ответить ничего не могу, как будто просто рот заклинило, а если уж и что-нибудь говорю, так только очень тихо, из-за чего приходиться повторять. Я не понимаю почему все так происходит, хотела бы разобраться в помощью психологов в своей проблеме.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Роман Николаевич.
Здравствуйте, Анастасия.
При вождении автомобиля, на начальных этапах, наличие волнения и тревожности - это вполне распространенная проблема.
Однако, если данная тревожность мешает Вам ездить по городу и банально получить права, то соответственно необходимо её преодолевать. В этом Вам поможет техника, которая используется в поведенческой психотерапии под названием «систематическая десенсибилизация». Суть данного метода (техники) состоит в постепенном преодолении страха вождения при непосредственном столкновении Вас «лицом к лицу» со своим страхом.
Вполне понятно, что без прав Вы особо не сможете поездить по городу. Поэтому данную технику следует применять уже после получения прав, для преодоления тревоги. Или во время поездки с инструктором по городу. Или же для тренировки, при возможности на компьютерном симуляторе.
В данном методе, необходимо выполнять следующий алгоритм действий:
1) Завести «дневник поведения» и записывать там значимые изменения поведения, в Вашем случае, по преодолению страха вождения. Где Вы должны, в одной графе - указать дату и время начала поездки; во второй графе - время пребывания в поездке; в третей - тип поездки (по какой местности и т. д.); в четвертой графе – Ваш страх (что Вы конкретно боитесь), а в пятой графе - поощрение, которое Вы применяли для «борьбы со страхом».
2) И соответственно в столбик заполняете все графы, перед началом поездки. При этом, в четвертой графе Вы указываете сначала самые не значимые страхи, которые с Вами могут случиться на дороге, до самых значимых страхов, которые больше всего Вас пугают и вызывают тревогу/волнение (по шкале от 1 до 10). А вот в пятой графе, Вы записываете виды поощрений. Здесь важно подобрать именно подходящий Вам вид поощрения, который Вас успокаивает или же приносит удовольствие (это может быть прослушивание музыки, определенная еда и т. д.). И также Вы должны про-ранжировать для себя данные виды поощрений по степени значимости от 1 до 10 (где 10 – это самое важное поощрение, которое Вас в большей степени интересует и больше всего успокаивает).
3) Теперь, Ваша задача состоит в том, чтобы перейти к действиям. А именно, начинайте воплощать в жизнь, для начала, самый не значимый страх под пунктом 1 (к примеру, Вы боитесь припарковаться, то соответственно именно это Вы и должны сделать), но в этот же самый момент Вы должны использовать поощрение, к примеру, поставить диск с любимой музыкой, которая Вас успокаивает и т. д.) и проделать данное упражнение несколько раз.
4) Как только Вы перестанете бояться страха №1, тогда переходите к страху №2 и уже подбираете для себя более серьезное поощрение под номером также 2-м и так далее. То есть, Вы должны систематически, на протяжении нескольких месяцев, встречаться «лицом к лицу» со своим страхом, но при этом успокаивая или же подбадривая себя тем или иным видом поощрения. Который будет перекрывать Ваш страх, блокировать его.
На мой взгляд, это одна из лучших техник, которая подходит именно в Вашем случае.
Успехов.