Депрессия?

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
В последнее время я стала закрываться от всех, однако на этот раз это затянулось на целых пять дней. Я ни с кем не общаюсь. До этого я думала, что мне должно стать лучше, если я побуду немного одна, но это нет. Мне становится только хуже. Я хочу вновь общаться с друзьями, но... Когда я думаю об этом, то меня охватывает какое-то мерзкое чувство, сама не знаю почему.
Также я стала ужасно агрессивной. Это длится уже давно, но в такие моменты агрессия усиливается. Я не могу ее сдерживать. Меня бесит абсолютно все. Я срываюсь на своих близких постоянно.
Очень часто меня преследует тошнотворное чувство. Оно может появиться в любой момент, причем по непонятным на то причинам. Например, один раз я ехала с мужчиной в лифте. Все было нормально, но резко это тошнотворное и мерзкое чувство вновь напало на меня. И это не в первый раз. Или же когда мне подруга делала массаж. У меня отвращение от всего.
Раньше я испытывала чувство вины, наверное. Или же это чувство, будто меня кто-то пожирает изнутри. Например, я думаю о чем-то, и в моей голове будто бы меня кто-то бьет. Не знаю, как лучше объяснить. Такое чувство, что я схожу с ума.
Надеюсь, что Вы мне поможете. Я описала не так много, но надеюсь, что этого хватит.
С уважением,
Анастасия.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Саркисян Светлана Игоревна.
Здравствуйте, Анастасия!
Анастасия предлагаю вам поисследовать, чувство отвращения и презрения, так как они схожи.
«Отвращение — это проявление глубокой неприязни.
Отвращение обычно подразумевает проявление реакций отталкивания и уклонения, целью которых является удаление объекта от индивида или уклонение индивида от контактов с объектом. В случае проявления самого крайнего, примитивного и неконтролируемого отвращения у человека возникают тошнота и рвота. Разумеется, тошнота и рвота могут возникать и при отсутствии отвращения, а отвращение может проявляться без тошноты и рвоты.
Презрение во многом родственно отвращению, но имеет и свои отличия. Презрение можно испытывать только к людям или их поступкам, но не ко вкусам, запахам или прикосновениям. Проявляя в своей неприязни к людям и их поступкам элемент пренебрежения, вы ощущаете по отношению к ним свое превосходство (обычно моральное).
Нередко отвращение испытываются одновременно с гневом. Вы можете быть разгневаны на кого–то за то, что он вызывает у вас отвращение. Часто отвращение используется для маскировки гнева, потому что в отдельных группах общества существует табу на проявление гнева. Как это ни парадоксально, но некоторые люди предпочитают вызывать к себе гнев, а не отвращение. Если вы вызываете отвращение, то ваш проступок воспринимается как омерзительный. Предпочитаете ли вы вызывать отвращение или гнев, зависит от интенсивности этих чувств и от того, рассматриваются ли они как направленные на конкретное действие или лично на вас.
Отвращение может смешиваться не только с гневом, но и с удивлением, страхом, печалью и радостью. Некоторые люди не выносят чувства отвращения. Опыт переживания этого чувства настолько пагубен для них, что малейший признак возникновения отвращения способен вызвать у них сильную тошноту.
Отвращение можно рассматривать, как форму страха, защищающего от опасных вещей. Это защитная реакция подсознания на определённые опасности». (П. Экман)».
Отвращение (брезгливость), так же можно рассматривать, как форму стыда. Стыд и гнев, тоже испытываются одновременно. Но не стоит забывать и про чувство вины. Стыд, гнев и вина обычно связаны между собой. Одна эмоция, тянет за собой другую. Очень часто эмоции и чувства, которые мы испытываем по отношению к другим – это то, что мы испытываем по отношению к себе. Но, в силу некоторых причин, например: в силу табуированности эмоции или в силу того, что эмоция слишком сильная и может привести к саморазрушению, мы проецируем ее на окружающих. Например, "Я не могу быть плохим, но я делаю что-то плохое". Стыд, потому что делаешь что-то плохое. Вина, потому что не оправдал ожидания (делаю, что-то плохое), гнев на себя (что не могу честно признаться, что раз я делаю, что-то плохое, то я – плохой). Но гнев, проецируется не на себя, а на тех, в чьих глазах, надо быть хорошим. И все это скрывается под чувством отвращения. То, что вам надо сделать - это понять, что находится у истоков отвращения, что там за ситуация, которая вам претит. Триггер срабатывает в нужное время и в нужном месте, логика есть в любом поступке, даже, если вам кажется, что «оно может появиться в любой момент, причем по непонятным на то причинам". Просто надо быть готовым, чтобы видеть.
Анастасия, когда вы впервые почувствовали, это ощущение: о чем вы думали, что делали, с кем разговаривали, о чем говорили и т.д. Вернитесь к тому самому первому случаю и проанализируйте, что дало толчок появлению чувства отвращения. Люди социальные существа, им нужны другие люди и закрыться от всех – это не всегда выход из ситуации. Но это то, что можно анализировать. Закрыться, спрятаться, ограничить себя в чем-то, наказание (лишение себя чего-то). Ассоциативный ряд можно продолжать и продолжать.
Вам важно спокойно проговаривать свои переживания, чем быстрей проговорите, тем быстрее отпустит и вы сможете увидеть ситуацию более трезво.
На самом деле информации в письме достаточно, чтобы начать исследовать. Исследовать, значит задавать вопросы. Осмотритесь вокруг и ответьте на вопросы: 1. Какие у вас отношения с родителями? 2. Насколько вы близки или может быть, наоборот? 3. Есть ли у вас личные отношения, встречаетесь ли вы с кем-нибудь? 4. Устраивает ли вас ваш образ жизни, что хотелось бы изменить? 5. Что было такого в мужчине в лифте, что вызвало у вас отвращение, или может сама ситуация в целом повлияла? 6. Что произошло в ситуации с подругой? Вспоминайте все: ваши чувства, мысли, желания, реакцию тела.
Анастасия, по-поводу фразы: «Например, я думаю о чем-то, и в моей голове будто бы меня кто-то бьет. Не знаю, как лучше объяснить. Такое чувство, что я схожу с ума». Психиатрические заболевания наследуются, если в вашей семье не было людей с отклонениями от психической нормы, то есть вероятность, что и с вами все в порядке.
Но для вашего же спокойствия я настоятельно рекомендую обратиться к специалистам: к психотерапевту, чтобы действительно разобраться в своем состоянии, проработать ситуацию и выработать, подходящий для вас и социально приемлемый способ реагирования, и к психиатру (так как у него есть медицинское образование, и он имеет право назначать медикаментозное лечение), чтобы выяснить действительно ли у вас депрессия. Если она подтвердится, вам назначат лечение. Не бойтесь, психиатр такой же врач, как и все остальные. Когда у вас болит зуб, вы же не ставите себе диагноз, по симптомам вычитанным в интернете и не назначаете сами себе лечение, а идете к стоматологу.
Анастасия, заочно решить проблему не получится, необходимо ваше присутствие и включенность, желание изменить ситуации, а значит работать над этим.
Анастасия, вам 18 лет, у вас впереди вся жизнь и лишь от принятых вами сейчас шагов зависит, чем она будет наполнена: радостными воспоминаниями, друзьями или одиночеством и чувством отвращения.
Удачи вам!
С верой в ваши силы, Светлана.