Как избавиться от постоянного самоконтроля как внешне, так и внутренне?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 19 лет. Не замужем. Детей нет. Данная проблема беспокоит на протяжении 8-9 лет. Всё началось, когда я училась в начальных классах. Ещё тогда я проявляла свою тягу к перфекционизму. Мне всегда было важно, чтобы всё было идеально. Например, однажды утром я начала нервничать из-за того, что линия на верхней части колготок не лежала прямо на моём теле. Все предметы на столе всегда были разложены очень чётко и ровно. Также я была отличницей и даже могла заплакать из-за оценки "4". Я начинала вести личные дневники, но из-за того, что мне не нравился мой почерк, я выдирала листы пока не доходила до последней страницы. Не могла спокойно уснуть, если меня окружал хоть малейший беспорядок. Когда я была в возрасте 9-и лет, мои родители развелись. Я перестала интересоваться учёбой, да и вообще ушла в свой собственный мир. Маму я всегда видела редко, её внимания мне не хватало. Отец завёл другую семью, о чём я узнала в последнюю очередь. Я всегда поддерживала с ним общение. Моя старшая сестра долгое время вымещала на мне свою агрессию. Я никогда не говорила семье о своих чувствах, но если вспоминаю обо всём, то начинаю плакать. До сих пор не могу их окончательно простить за то, что, грубо говоря, бросили меня и оставили меня одну воспитывать себя же.
Помню, когда мне было 12 лет, то мне не понравилось как я проснулась. Я начинала делать вид, что сплю, а потом как-будто бы опять просыпаюсь. Иногда я вставала, занималась своими делами, но мне не нравилось как я при этом выгляжу. Я снова ложилась спать. Такое могло случится и днём, и вечером, но я словно опять начинала свой день. Это продолжается и по сей день. Словно я не могу начать жить, если не буду выглядеть при этом идеально. В возрасте 16 лет у меня имелось расстройство пищевого поведения, которое длилось около шести месяцев. На данный момент я снова перестала есть. Когда я не ем, то чувствую, что контролирую своё тело, хоть и понимаю, что это очень вредно, но иногда не могу остановиться. Очень многие события в жизни я упускаю из-за этого. Часто случается такое, что я никак не могу принять себя, не могу всё контролировать. В таком случае мне остаётся лишь ждать следующего дня. Под словом "идеально" я имею ввиду не внешность в целом, а отдельные части: движение рук, пальцев, мимики и т.д. Бывало такое, что я брала книгу в руки и через несколько секунд бросала её из-за какого-то неправильного движения пальца. Затем стало ещё хуже, постоянное контролирование перешло и на мои мысли. То есть, если мне не нравится то, что появилось у меня в голове, то я опять пытаюсь начать мыслить "с начала". Если я и стараюсь не контролировать себя, то ощущаю будто-бы выгляжу очень нелепо, и тогда я абсолютно не в силах взять себя в руки и заняться чем-нибудь. У меня также бывают дни, когда я ощущаю себя словно свободной от этого контроля, тогда я очень активная, ставлю цели, начинаю прилагать усилия для их достижения. Но чаще бывает просто апатичное состояние, когда я ничего не делаю и ожидаю нового дня в надежде, что тогда я наконец оставлю все эти предрассудки. Но пока я просто не в силах идти против этого. Я пыталась очень много раз, но этот самоконтроль словно всегда преследует меня.
Автор вопроса: Карина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Карина, здравствуйте!
Вы хотите освободиться от излишнего самоконтроля, так? Для чего Вам самоконтроль?
Если Вы что-то делаете, значит это Вам нужно? Как самоконтроль связан с вашим детством и обидами на родных? Если Вы отпустите прошлое (а прошлое - всего лишь воспоминание, фактически, его уже нет, концентрировать на нем своё внимание не имеет смысла), существующее в Вас напряжение уйдёт и, как следствие, самоконтроль может уменьшиться.
Предлагаю взвесить: поставив на одну чашу весов - наличие самоконтроля, а на другую чашу - его отсутствие. Кстати, как Вы можете назвать то состояние, при котором самоконтроль отсутствует? Вы хорошо знаете, как называется то, что Вам не нравится, а также ли хорошо знаете, то, к чему хотите прийти, к чему стремитесь?
Подумайте, когда Вы контролируете себя, то как это проявляется на вашем образе, какие вещи, атрибуты используете, кто вокруг Вас, какие люди в этот момент с Вами? Что делаете, какие способности проявляете? Что притягиваете к себе? И, кто Вы, когда контролируете себя (с каким образом, ролью можно сравнить)?
А когда Вы отпускаете самоконтроль, тогда как? Какие вещи, предметы, окружение выбираете? Что можете, умеете? Что становится важно, ценно и что можете из этого реализовать? В этом случае, как можно охарактеризовать Вашу роль?
Опишите каждый из вариантов? После чего, ответьте на следующие несколько вопросов:
- В каком случае Вам комфортней? (Когда больше самоконтроля или же наоборот?)
- Что именно Вас удерживает на позиции самоконтроля, может быть: окружение, место, воспоминания, убеждения, ценности, получаемые при использовании рассматриваемого качества?
- Представьте себя, отпустившую самоконтроль: до какого предела Вам может быть комфортно это состояние и что на уровне поведения для этого нужно сделать?
Обратите внимание, самоконтроль как качество - "полезная вещь в хозяйстве", поэтому, можно не избавляться от него совсем, а всего лишь снизить до комфортных пределов, как звук через бегунок громности на плейере.
Что нужно сделать, какие элементы поведение убрать, чтобы облегчить самоощущение?
Определите главный элемент, через который, состояние начнёт стабилизироваться.
Уделите внимание своим ценностям и убеждениям, поскольку они имеют вес над поведением.
Расставьте приоритеты ценностей.
Возьмите важные для вас ценности и путём сравнения друг с другом определите главные. Через какое-то время, приориты могут сместиться - это нормально. Главное, чтобы Вы чётко понимали текущие ориентиры для... (того, что хотите). Размытое представление своих ценностей снижает понимание целей и ориентиров.
Какие убеждения стоят за проявлением самоконтроля?
Предположим, Вы верите что: "если не стремиться к идеально выполненной работе, работе без ошибок, то успешным и счастливым никогда не будешь". Согласитесь, размышляя подобным образом, логично, что без перфекционизма сложно достичь то, о чем говорится в убеждении, а без самоконтроля быть перфекционистом. Значит, самоконтроль - необходимость, так?
Но, это убеждение ограничивает, не даёт свободы действий, а значит счастья и успеха не добавляет. А если счастья и успеха не добавляет (успех, от которого нет счастья - не такой уж и успех), значит убеждение не очень то и полезно.
Хорошим решением будет - найти убеждения, поддерживающие проявление самоконтроля, т.е. препятствующие Вашему комфортному самоощущению, заменив их на более продуктивные.
Например: не является ли ошибкой то, когда вы пытаетесь через самоконтроль избежать ошибку, может лучше учиться преодолевать ее? Мы учимся на ошибках? Любой человек, достигший больших успехов, скажет, что без ошибок он добился бы меньшего, чем имеет. Главное извлекать уроки из ошибок и использовать полученные знания в будущем, что позволяет легче приходить к цели.
Когда есть чёткое понимаете своих целей, тогда проще получать желаемое, реабилитироваться.
Тем более, что у Вас есть опыт того, как цель захватывает и вытаскивает из уныния.
Так и воспользуйтесь этим опытом,
расширив варианты поведения для достижения желаемого, не только через самоконтроль.