Нет интереса к жизни, только усталость.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Мне трудно подобрать слова. Проблема в том, что меня ничего не интересует. Многие люди ищут работу своей мечты, а я даже не знаю, чем бы хотел заниматься. Иметь любимое дело или хобби - это тоже не про меня. Продолжается это очень давно - много лет. Получается, что эту жизнь я просто терплю. Возможно, просто не умею ставить цели и задачи. У меня много друзей и знакомых, с которыми часто общаюсь, и только это поддерживает меня на плаву. Друзья считают меня умным и приятным человеком. Но о каком уме можно говорить, если я с большим трудом справляюсь даже с маленькими проблемами, вроде протечек крана. Любая проблема вызывает у меня панику и чувство огорчения - решаю их с большим трудом, так как мне не хочется делать ровным счетом ничего, приходится себя заставлять.
Я хорошо выгляжу, хорошо одеваюсь, но это делаю через силу. Буквально заставляю себя заниматься спортом, ходить в магазин, бриться в конце концов.
Год назад закончил университет, получив второе высшее. Именно эти три года учебы были наполнены хоть каким-то смыслом. Естественно, что такой человек, как я, даже не смог придумать, как реализовать полученные знания на практике. Так и сижу с красным дипломом и полным отсутствием фантазии. Может дело в простом отсутствии фантазии и страшным нежеланием что-то делать?
Со стороны у меня все хорошо. Но нет желания жить. Ни в коем случае не имею в виду суицид - это не мой метод. Просто жить так мучительно. Не хочу ни семьи, ни карьеры, ничего. Хочу закрыть глаза и больше не видеть этот мир, тем более, что болезненно воспринимаю несправедливость и хамство, чего вокруг с избытком.
Знаете, на фоне такого мировосприятия, полюбил ходить на работу, ибо это то немногое, что заставляет с утра вставать. Работа как-то организовывает мою жизнь.
Автор вопроса: Франк Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Глазунова Ольга Николаевна.
Франк, здравствуйте!
Судя по описанию Вашего состояния, больше похоже на апатию и низкий эмоциональный фон. И еще у меня сложилось впечатление, что в душе Вы очень творческий человек, мечтатель и у Вас много идеалистических представлений об устройстве мира и окружающей действительности. Из-за этого очень частые разочарования и нежелание что-либо делать.
Обычно энергия появляется на какие-то желания, которые в дальнейшем мы преобразуем в цели, и достигаем результата. У Вас получается проблема с изначальным этапом – «желать». От этого нет и интереса к жизни, ни целей, ни тем более энергии на них.
Давайте попробуем по порядку пройтись по тому, что Вас беспокоит:
1) «Многие люди ищут работу своей мечты, а я даже не знаю, чем бы хотел заниматься. Иметь любимое дело или хобби - это тоже не про меня.» - А Вы не думали о том, что Вы уже занимаетесь своим делом? Почему его нужно обязательно искать? Многие- это не Вы, почему Вы себя загоняете в эти мысли? Вы пишете также что, «работа организовывает Вашу жизнь», что есть смысл вставать по утрам». Это отлично! Значит сама работа более-менее устраивает. Может и не нужно искать ее, если она уже есть? И можно сделать из этой работы – работу мечты, почему бы и нет?! Поищите смысл в вашей работе, наверняка Вы выполняете важный функционал, иначе бы Вам не платили деньги. Возможно, Вы работаете в крупной компании, миссия которой Вам близка и Вы становитесь частью команды для достижения общей цели? Хорошие исполнители на вес золота! Задание Вам на «подумать»: Если Вам скучно на работе, напишите пять причин. Представьте, что Вы заняты противоположным. Нравится ли Вам это? Что Вы чувствуете? Напишите пять моментов, которые Вам хотелось видеть в своей работе.
2) О Вас говорят, как умном и приятном человеке. Это подтверждает и наличие двух образований, значит Вы человек интересующийся и любознательный по природе. Но у Вас в голове какой-то образ или идеал, с которым Вы себя сравниваете. Может Вам легче работать под руководством и быть частью коллектива? Зачем Вам тогда мучать себя самостоятельными целями? Для чего они Вам? Пока это все очень обезличено и неконкретно. Ну не умеете Вы краны чинить, ну и что?) я тоже не умею)) и считаю плохо, зато есть другие способности и таланты. И у Вас они тоже есть! Просто пока что Вы их обесцениваете. Вы не должны все уметь! Достаточно использовать то, что есть, а потом, если захочется в чем-то разобраться, будете изучать, если это действительно нужно. Про второе высшее пока не очень понимаю, для чего Вы его получали? Видимо были какие-то идеи?
Задание Вам на «подумать» - опросите 5 своих друзей о Ваших сильных и слабых сторонах. Примерно посыл такой - «(Имя вашего друга), я сейчас произвожу переоценку своих ценностей, возможностей и способностей. Для меня очень важно твое мнение. Мы знакомы с тобой уже больше ... лет и я глубоко ценю твой ум и проницательность. Именно поэтому я и обращаюсь к тебе. Скажи мне, по твоему мнению, какими тремя основными талантами (способностями) я обладаю? И какие у меня три основных недостатка?» (если смогут больше сказать, это отлично!)
Кому задать этот вопрос? Самые лучшие кандидаты это:
— ваши родители, братья, сестры
— ваши близкие друзья
— ваша жена (можете спросить и ваших детей — узнаете много нового о себе)
— ваши «бывшие» (любовники, любовницы) (не сомневайтесь они многое знают о вас и ваших талантах)
— ваши лучшие клиенты
-ваш непосредственный руководитель
Почему мы спрашиваем про недостатки? Потому что наши недостатки — это Темные стороны наших Талантов. Очень часто кроме того, недостатки в глазах одним являются достоинствами в глазах других. Все зависит от точки зрения. Мы просто спрашиваем и записываем.
3) Вы себя заставляете, так как не видите в этом смысла. Вы очень эмоционально истощены сейчас. Я бы тоже ничего не хотела. Вообще состояние апатии периодически бывают у всех, даже у меня) в такие моменты очень важно позволить себе побыть в одиночестве и побаловать себя чем-то. У меня всегда есть красный список для быстрого поднятия настроения.
Задание «на дом» - Составить список Ваших ресурсов. Он состоит из трех колонок – «Душа», «Тело», «Разум». Поясню: в колонке «Душа» - нужны положительные эмоции, какие-то эмоциональные встряски, например- прыжок с парашютом, поход на симфонический концерт, дайвинг, катание на водных лыжах, парк аттракционов, катание на лошади, картинг, прыжки на батуте, любимая музыка, путешествия (можно даже в рамках своей области, города, столько мест красивых)… В общем все что может принести Вам либо адреналин либо умиротворение, в зависимости от того, чего больше хочется. Вот, чтобы бы Вы посоветовали другому человеку, если ему нужно было встряхнуться? Начните вести такой список. «Тело» - это все действия, которые позволяет телу вздохнуть, расслабиться, почувствовать вкус жизни – секс, вкусная еда, массажи, танцы, сауна, спорт (только то, что нравится, не надо себя насиловать), прогулки по лесу, смена имиджа (да, да! Позволяет взглянуть на себя с др стороны) и .т.п. «Разум» - это интеллектуальная информация и действия, от которых становится легче и возникает энтузиазм, свежие идеи- например, коллективные игры (настольные, квесты), участие в каких-то игровых проектах, тренингах, просмотр фильмов по настроению, мозговой штурм на волнующую Вас тему, изучение языков, истории, др. вещей, которые Вам интересны, многим нравится смотреть фильмы про путешествия, коллекционировать что-ниб. Подумайте в этом направлении.)
4) Вам я бы очень посоветовала развивать навыки позитивного мышления. У Вас очень много сейчас обобщений и преувеличений- слова «ничего», «полное отсутствие», «не хочу ничего», «вокруг с избытком», и др. У Вас сейчас пока очень ограниченное восприятие происходящего, Вы склоны сейчас к преувеличению на фоне Вашего состояния. Это понятно, но давайте будем выходить потихонечку оттуда. В жизнь столько всего прекрасного! И у Вас жизнь одна, другой не будет! Поэтому начните замечать хорошее, сначала через силу. Посмотрите пож-та фильм «Полианна», «Терминал», «Мирный войн». Может быть они немного поднимут Вам настроение и позволят немного посмотреть на вещи иначе.
Я не советую принимать никаких серьезных решений в таком состоянии. Сначала приводим мысли в порядок, а потом уже разбираемся с целями.
Поэтому, Франк, я лично верю, что Вы сможете сейчас по-другому взглянуть на вещи и снова вернуть себе смысл жизни.
В рамках письменного ответа, я постаралась Вам ответить максимально подробно, но предпочитаю конечно же личный контакт. Если не сможете самостоятельно справиться, пишите! Консультирую по скайпу также эффективно!
С уважением к Вам, Ольга