Нерешительность, отсутствие интересов, убеждений.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 20 лет. Я хочу свободы, дома меня постоянно мать упрекает в том, что я ничего не делаю, в том, что я бросила учёбу, в том, что я постоянно ничего не хочу делать: ни у бабушки, ни дома, ни у тети, у которой я жила во время учёбы. Она упрекает меня за то, что руки я свои изрезала. Я так хотела бы, чтобы меня принимали такой, какая я есть, но вместо этого все учат меня, как жить, но у меня не получилось. Я ненавижу мать, я никого больше не люблю.
У меня нет никаких желаний, нет способностей. Я не умею жить с людьми. Мне не о чем рассказывать людям, я не могу им понравиться. Я не могу даже чего-то добиться для себя. У меня нет никаких сил и желаний.
Я хочу свободы, но доучиться я не могу. Моя проблема состоит в том, что я не могу подготовиться к экзаменам, которые нужно сдать при возвращении из академического отпуска. Мне совсем неинтересно что-то читать, переписывать в тетрадку, я быстро устаю, внимание рассеивается. Все написанное в книгах кажется бессмысленным и скучным. Если начинаю думать об экзаменах, повышается нервная возбудимость. А потом, когда я много времени потрачу на раздумывания, то я совсем теряюсь. Смысла нет вообще жить. Мне останется учиться всего полтора года, но я не могу себя заставить. Когда я пишу о своем состоянии, тоже повышается возбудимость нервная. Может ли это значить, что я умственно отсталая?
Я могу читать с увлечением только худ. литературу или бесконечно сидеть в интернете, рассматривая картинки, читая короткие истории. Я все время паршиво себя чувствую: болит голова, а уход в нереальность отвлекает. Постоянно нет настроения, ничего не хочется делать. Нет целей, нет убежденностей. Я постоянно ленюсь. Как исправить эту лень? Как захотеть что-то делать, как себя найти? Как стать человеком интересным, успешным, да и просто здравомыслящим?
Автор вопроса: Ирина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Богуцкая Олеся Анатольевна.
Ирина, здравствуй!
Ты большая молодец, что написала это письмо. А теперь внимательно прочти то, что я напишу тебе в ответ.
У тебя достаточно непростое положение, на которое очень важно обратить пристальное внимание. Не хочу пугать и сгущать краски, но не сказать, что тебе требуется серьезная помощь - тоже не имею права. Ты стоишь либо на грани, либо уже за чертой депрессии. Аутоагрессия (порезы на руках) - очень тревожный симптом, за который не то, что упрекать, за него даже косо смотреть нельзя. С этим надо срочно к психотерапевту. И может даже сначала к психиатру - а потом к психотерапевту. Ирочка, возможно, у тебя сейчас нет такой возможности, скорее всего, твои родные не принимают всерьез твое состояние. Но запомни одну вещь - тебе может стать сейчас легче, как-то все перемелется, у тебя может что-то круто измениться в жизни и будто все наладится. Но у тебя внутри, в душе, в голове есть некоторые вещи, которые сами собой не разрулятся, не исчезнут. Тебе важно их разобрать осознанно, проработать, убрать полностью. Только тогда ты сможешь внутри расправить плечи, обрести свободу и гармонию, начать учиться жить в согласии с собой и окружающими людьми. Поэтому, как только в твоей жизни появится реальная возможность начать психотерапию - не откладывай. Это моя рекомендация.
Дальше. Ничего из того, что ты написала, не говорит о том, что ты умственно отсталая. У тебя высокая эмоциональная возбудимость, ты очень тонко сложена внутри, восприимчива к внешним раздражителям. Тебя очень легко можно ненароком задеть за живое, ты на все очень ярко реагируешь. Ты крайне восприимчива наравне с неумением как-то адекватно с этим обходиться, у тебя нет средств защиты, навыков справляться со стрессом, со своими реакциями, с давлением от других людей. Все это очень сильно сказывается на тебе, твоем настроении, твоей жизни. Ты находишься на спаде своих психоэмоциональных сил, защиты, и без того слабые, практически отсутствуют. Ты как планета Земля без озонового слоя, понимаешь? Любая радиация, любой метеорит выжигает все живое в тебе. Тебе очень сложно со всем этим справляться, ты винишь маму, других людей. Винишь себя. Это все влияет на способность сконцентрироваться на задаче. Влияет на мотивацию (учиться, к примеру). Влияет на усвояемость новой информации и тд. Это все психологические проблемы, но никак не умственная отсталость. Надеюсь, с этим вопросом мы разобрались? Ты еще неплохо справляешься в своей ситуации - пытаешься найти помощь... Это ты молодец.
Книги. Читай на здоровье! Но читай книги позитивные! Дающие заряд и толчок вперед! Не читай депрессивные книги, где смерть, боль, расставания, какие-то трагедии и драмы. Поищи в интернете список книг для поднятия настроения, и читай их.
Теперь лень. Лень - это очень важный и полезный психический процесс, который говорит об очень многом, если научиться его понимать, конечно. То, что тебе все лень в твоем случае интерпретируется очень просто - ты не видишь ни в чем смысла, поэтому твоя психика защищает тебя, как бы говоря "Ира, зачем это делать? Все равно бесполезно/нет смысла/никому не нужно/никто не оценит. Лучше посиди, позалипай на картинки и ленты, полежи, посиди, погрусти.". Для того, чтобы что-то с ней сделать - тебе надо захотеть жить. Не важно, что пока ты не знаешь КАК. Просто попробуй найти в себе точку этого желания внутри. Маааленькую, быть может, пока еще точку. Со временем она разрастется. Прекратится в маленький островок и будет продолжать расти. И со временем, если ты будешь стараться его выращивать, он заполнит собой все твое место, превратится в огромный, крепкий, живой город или континент. Но пока что просто найди в себе желание хотя бы остановить падение в пропасть. Тебе самой придется из нее выползать потом. А путь наверх вдвое сложней и дольше, чем вниз.
Начни гулять побольше на свежем воздухе. Начни потихоньку заниматься спортом. Вредные привычки - избавиться. Здоровое питание - по максимуму. Здоровый образ жизни. Окружи себя людьми, которые улыбаются и думают, а не матерятся и существуют. Начни с кем-то разговаривать о своих проблемах, о том, что тебя тревожит, волнует. Если совсем никого нет - начни писать дневник. И пиши туда все-все. Каждый вечер. Как прошел твой день, что ты думала, о чем грустила, на кого злилась, чему порадовалась. Делай это регулярно. Это очень важно. В принципе, дневник вести нужно, даже если у тебя есть с кем поговорить, это очень полезное терапевтическое упражнение. Просто начни что-то делать. Со временем, ты поймешь куда идти, что делать. Но тебе сейчас важно остановиться, развернуться на 180 градусов и сделать первый шаг. Это твоя задача. Справишься?
Я очень желаю тебе, чтобы ты справилась, Ирочка. У тебя просто некоторые сложности, с которыми можно справиться и жить дальше. Хорошо, радостно. Это все будет, просто запасись терпением и старанием. Если нужна будет моя дальнейшая помощь - пиши, буду рада с тобой поработать. Желаю тебе скорейшего улучшения настроения! Всего доброго.