Я боюсь ходить на работу. Боюсь сделать ошибку. Боюсь критики.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Начну издалека. По молодости меня устроили в банк кассиром, такое было желание отца, он хотел, чтоб я работала на ''престижной'' работе. Я подумала, почему нет, попробовать можно, хотя что-то во мне было против. Условия работы оказались не просто жесткими в психологическом плане, меня невзлюбили, в глаза называли блатной, за малейшую ошибку морально уничтожали, каждый день я выпивала пузырек валерьянки. Хорошо помню случай, когда неправильно завернула пачку денег в обертку, и меня всей комнатой довели до слез. Когда уже просто не осталось сил, я уволилась, но внутри что-то сломалось, с этих пор я стала бояться сделать ошибку. Когда на меня повышают голос, отчитывают, критикуют и т.д., мне хочется закричать, заплакать, убежать, съежиться и закрыться, но я взрослый человек, это несерьезно, и надо держать себя в руках, и это постепенно перешло в некое ''самоедство'', что я косячная дура, неудачница. Меня воспитывали всегда так, что надо всегда начинать с себя, а по факту: что бы ни случилось в твоей жизни - виновата ты, хотя родные часто грубо вмешивались в мою жизнь и давили. Пожаловаться некому, мне ответят со 100% вероятностью - ты же сама выбрала эту работу, чего теперь жалуешься. В последнее время на работе неприятности, начальство ходит злое, вчера меня оштрафовали на 1000 р за опоздание на 10 мин, хотя это не была моя вина, автобус объезжал пробку из-за аварии. К любой ошибке стали относиться так, как будто это Ужасная Катастрофа. На этом фоне от любого переживания у меня начала болеть голова, иногда тошнит, трясутся руки, а на душе гадостно. Умом я понимаю, но мне уже страшно ходить на работу и что-то делать. Устала от постоянного напряжения и физической боли. Может быть, проблему решил бы разговор по душам с кем-то, но у меня нет таких людей в окружении.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Анастасия!
Мне очень знакомо Ваше состояние! И похоже, оно возникает из-за боязни не оправдать ожидания кого-то, кто для Вас имеет значение, причем боязни настолько большой, что она «отключает» собственные психологические защиты, такие как уйти из того места, где Вам некомфортно, где не нравится, где Вас сопровождают страх и моральное напряжение, делающие Вашу жизнь невыносимой.
Как часто в детстве родители «закармливали» советами из своего опыта, совершенно не задумываясь о необходимости самостоятельно этот самый опыт получать. В нашем языке есть даже множество соответствующих поговорок и пословиц, смысл которых, на мой взгляд, извращен до неузнаваемости, типа «на чужих ошибках учатся», или «яйца курицу не учат» и даже «жираф большой, ему видней». Они используются особо заботливыми и опекающими родителями для того, чтобы оградить их любимое чадо от ошибок, провалов в жизни и разочарований, а на деле приводят лишь к параличу воли и страху оказаться неудачником по-жизни!
Вот и Ваш рассказ о собственной неуверенности и боязни проявить себя начался с «желания отца», который ХОТЕЛ, чтобы ВЫ работали на «престижной» работе. Эдакий «диктат» выбора, когда выбор вроде бы есть, а по факту он отсутствует! И понятное дело, провалить этот опыт «взросления», не оправдать оказанное доверие и быть неблагодарной дочерью, отказавшись от такой помощи, просто недопустимо для послушной и любящей дочери.
И провал этот лишь результат собственной никчемности и неспособности и оправдать его можно только тем, что «я косячная дура, неудачница»!
Я не хочу добить Вас описание Вашей неспособности справиться с ситуацией, когда Вам приходится делать то, что Вам похоже, не доставляет особого удовольствия и не приносит Вам удовлетворения. Я хочу показать Вам, что у этой ситуации может быть и другое объяснение, нежели собственная глупость или неудачливость. Эта ситуация – лишь результат многолетнего отказа от себя, неверия в свои силы и боязни противостоять психологическому насилию, которое совершают над Вами, возможно, совсем не отдавая себе в этом отчета, близкие Вам люди. А Вам в определенный период Вашей жизни пришлось приспособиться к такому способу проявления их любви и отказать себе в возможности проявиться со своими желаниями и потребностями, поскольку для Вас это было равносильно лишиться их любви.
Тяжело осознавать, что большая часть жизни прошла в позиции Жертвы – жертвы обстоятельств, которые не позволили Вам проявить свои способности, жертвы жестокого коллектива, который без жалости вымешал на Вас свою агрессию, причиной которой Вы не являлись, но возможностью для этого были подходящей, жертвой самодуров начальников, которые совершенно не могут принять человеческий облик и войти в Вашу жизненную ситуацию.
Это не только тяжело осознавать, но еще тяжелее от этого избавиться, ведь для этого придется менять некоторые свои привычные установки и «выйти из зоны комфорта», в которой Вы находитесь. Какой зоны комфорта? Ведь у Вас все плохо и Вас это очень не устраивает! А такой, что эта ситуация Вам уже понятна, а главное у Вас уже есть оправдание Вашему сегодняшнему положению и состоянию, а это и есть самая страшная зона комфорта. Понимание и объяснение – это то, что мешает отказаться от привычных схем поведения. Ведь неизвестность страшнее тем, что она непредсказуема и нет привычных реакций, которые помогут ее пережить. А привычные реакции это – усталость, головная боль, тошнота, тремор. И эти симптомы очень понятно как лечить – таблетки, анализы, смена питания, диета отдых и т.п.
Да, согласна с Вами в том, что все это станет меньше, если Вы сможете все это обговорить, произнести вслух в разговоре с кем-то и по новому это услышать и понять. Психотерапия вообще основана на вербальной проработке проблем. И это разговор по душам необходим прежде всего Вам самой, поэтому в качестве собеседника я бы порекомендовала Вам специалиста психологического профиля – психолога, психотерапевта, поскольку тогда от этой беседы у Вас будет не просто облегчение, а еще и новое понимание себя и своих потребностей, переоценка своих возможностей и жизненный установок. Оглянитесь, вокруг Вас обязательно найдутся такие специалисты. А если Вы не сможете остановиться на ком-то из Вашей местности, то сейчас эта возможность есть и на просторах интернета. Скайп, онлайн консультации в других системах связи сейчас могут оказать Вам неоценимую поддержку, тем более, что Ваша проблема имеет реальное решение и Вы можете изменить свою жизнь в любой момент, было бы желание и возможности, Кстати, обычно возможности всегда появляются для такого рода работа, поскольку Ваше желание транслируется пространству и оно приходит на помощь.
Так что смелости Вам и решительности в реализации желания изменить свою жизнь!
С уважением, Гладкова Елена