Я боюсь смерти, но жить не хочу.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Анна. Замужем 6 лет, сыну 1 год и 2 месяца. Я боюсь смерти, но жить не хочу. Не хочу с 11 лет. Уже пыталась покончить со своим существованием. Но не смогла, не получилось. Не смогла спрыгнуть с крыши под ноги к матери - она возвращалась с работы раньше, чем я её ожидала, не смогла распороть вены - перешагнуть болевой порог... У меня фармацевтическое образование. Я чувствую себя бесконечно усталой, больной. Нет сил ни на что. Я с трудом поднимаюсь с кровати и автоматически выполняю то, что требуется. На руках маленький сынок. Я хотела детей, надеялась, что смогу найти через них ценность своей жизни, но нашла лишь ещё одну верёвку, связавшую руки - кем я буду, если оставлю его сиротой? Но ведь я даже не знаю, а люблю ли его, я вообще хотела и ждала девочку. Ненавижу машинки и мальчиковую атрибутику, слова узистки были приговором. Я так надеялась, что она ошибается. В родильном зале было уже всё равно, роды были тяжёлые, я просто была рада, что всё прекратилось. В тот момент накатили какие-то чувства и стало всё равно. А потом день за днём его постоянный плачь. Он плохо спал первые полгода. Окситоциновый младенец. Чего уж там. Муж... Он меня очень любит. Всё прощает, старается помогать. Достатка у нас можно сказать что и нет, от зарплаты до зарплаты и не дай бог что-то сломается или порвётся - это приговор для бюджета. Который я устала считать. Я высчитываю его до копейки. Как планы в аптеке... Шаг влево шаг в право и ухнемся - будем голодать 100%. При этом на ребёнке не экономлю. Покупаю ему еду хорошего качества, не премиум конечно, но так, чтобы не сказалось на развитии - у нас здоровый высокий активный мальчик, кушает не очень, поэтому я стараюсь компенсировать его нежелание кушать качеством продуктов. Я слежу, чтобы он был чистым и опрятно одетым. Меняю одежду как только он её испачкает. Но ребёнок не хочет говорить, читать книжки, играть в кубики, смотреть мультики.. Чтобы я не пыталась предпринять для его развития... Всё разбивается о его неусидчивость и нежелание. Я ни на чём не настаиваю, чтобы не закрепить... Стараюсь заинтересовать его, наблюдать за его интересами - он хочет бегать, прыгать и смотреть в окно. Он не плачет, если я ухожу оставив его с бабушкой или папой. Он не проявляет радости, когда возвращаюсь. Это улыбчивый ребёнок, как солнышко. Любит танцевать. Но я чувствую себя не нужной ему. Пожалуй, разве что муж будет в печали по-настоящему. Остальные по долгу родства. Я на грани истерики. Хочется рыдать. Иногда ни с того ни с сего катятся слёзы и я не могу понять почему, не могу их остановить. Особенно когда никто не видит. С каждым днём всё сложнее. Мама говорит я просто лентяйка. Она всё и всегда объясняет ленью и я уже не верю, что это так. Я устала чувствовать себя дефективной, ненормальной, глупой, слабой, плаксивой. Я просто хочу умереть. Но мне нельзя. Как жить? Я устала до мозга костей. Больше так не могу.
Автор вопроса: Анна Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Анна, добрый день.
Сочувствую Вашему состоянию. Для начала немного упомяну, но не буду останавливаться на этом, так как Вы написали, что имеете фармацевтическое образование (а значит медик). То, что Вы описали очень похоже на затяжную депрессию. Здесь важно понимать насколько все сложно (здесь поможет прием у врача, который сможет определить надо ли применять препараты - антидеприсанты).
Я - психолог и постараюсь оказать свою помощь и поддержку, насколько это возможно в письменном ответе. Как медик, Вы наверняка должны понимать, что важно еще исключить гормональные проблемы, которые просто надо проверить. Наверняка Вы знаете о "сниженном настроении" у женщин, связанном с менструальным циклом. Это просто надо уметь переживать, научиться справляться и понимать, что это временно и обязательно пройдет, что связано с физиологией и, что все совсем не так плохо,как кажется. Женщины в такие периоды могут как бы надевать черные очки и через них на все смотреть. Если это осознавать, то может стать легче. Это неприятно, но это временно, это обязательно пройдет. Важно перенаправить фокус внимания. Не бояться этого, позволить себе в этом пожить…
Есть мнение психологов, что когда человек сопротивляется негативным эмоциям они только усиливаются.
Дорогая Анна, Вы написали, что началось все с 11 лет, но не написали как в итоге справились с этим. Уверена, что за все эти годы были и хорошие события и Вы были счастливы!
один из советов, который я могу Вам дать - это сфокусироваться на этом положительном. Можете завести себе дневник успеха и записывать там все хорошее, что было и, что будет в Вашей жизни. Когда будет накатывать апатия, читать этот дневник.
Анна, Вам обязательно надо с кем-то делиться своими чувствами и переживаниями. Почаще встречайтесь с позитивными подругами (условие, что они позитивные), которые могут просто выслушать, понять и принять, поднять настроение. Слова мамы про лентяйство лучше не воспринимайте.
Анна, для того, чтобы помочь Вам, необходимо конечно работать с Вами. Необходимо понять, ЧТО именно провоцирует Ваше состояние. Здесь наверняка есть какой - то внутренний конфликт, неприятие реальности, не совпадение ожидаемого и реального и т.д. и уже после понимания истоков работать в этом направлении.
Я могу здесь только предполагать, строить гипотезы.
Часто лечение депрессии состоит в осознании того, ЧТО вводит Вас в грусть и в желании покинуть эту тюрьму, болото, поиск ресурсов и сил внутри себя, а не снаружи! Но и внешними вещами Вы так же сможете для начала помочь себе выбраться из болота своих переживаний. Прекрасными подспорьями для антидепрессивной терапии является лечение красотой, Живопись, музыка, вкусная еда (шоколад) - они вызывают явные, положительные эмоции, способные ослабить эмоциональный голод – важна актуализация радости, нахождение радости в простых вещах. Спорт помогает выработке гормонов счастья.
Может помочь осознание, что очень многие преодолевали и преодолевают такую же беду, что Вы не одна с такими трудностями. Можно найти группы в интернете на подобные темы. НО!!!!!! обязательно там, где женщины делятся как они справились с этим!!!!!!!
Анна, Вам обязательно надо высыпаться. Вполне возможно, что Вы просто очень устали не только морально, но и физически. Вам необходима и прописана смена обстановки. прогулки в лесу. Найдите, ЧТО есть радостного в Вашей жизни (а она - радость есть обязательно, просто пока Вы отказываетесь ее воспринимать, т.к. сконцентрированы на пессимизме и негативе - а это именно то, с чем надо работать).
Возможно, что Вы предъявляете завышенные требования к себе (силен внутренний критик) и, когда им (требованиям) не соответствуете, то начинается внутренняя порка. Возможно, что у Вас достаточно строгая мама. Разрешите себе быть иногда лентяйкой, быть слабой, быть такой какой захотелось с утра (тем более, что муж Вам все прощает). По большому счету Вы ведь никому ничего не должны. Отпустите себя! Ваша ценность определяется не мнением окружающих о Вас, а Вашим понимаем себя!
Было бы замечательно, если бы у Вас появилась цель в жизни. Цель дает очень много энергии и желания жить и действовать.
Часто психологи видят причину депрессии в подавленных эмоциях, таких как гнев, несогласие, обида. Попробуйте быть внимательнее к себе. Осознайте, ЧТО в какой момент Вы чувствуете. мне кажется, что эта гипотеза близка к Вашему состоянию. Эмоции важно осознавать, проживать, а не подавлять. Помогает проговаривание эмоций: "сейчас я чувствую..." Депрессия является вершиной всех накопленных негативных эмоций.
Анна, мне кажется Вам надо определиться, хотите ли Вы меняться. Хотите ли Вы жить счастливой жизнью, радоваться, наслаждаться жизнью и любовью Вашего мужа, Вашего сына, а они очень любят Вас и ценят. Вопрос захотите ли Вы это увидеть и получить радость от их любви. или Вы решите погрузиться в болото надолго. Решать Вам.
Как мне кажется у Вас очень радужные перспективы, несмотря на нехватку денег (это временно) и усталость. У Вас замечательный малыш. Это такая радость - наблюдать за его развитием. Можно же начать играть с ним в то, что ему интересно - например наблюдать из окна. Это можно превратить в увлекательную игру. А далее, когда он почувствует, как тепло и приятно играть с мамой уже увлекать его другими играми. Не думайте о результате. Погрузитесь в процесс игры!!!
Есть такое понятие, как послеродовая депрессия. Почитайте про это и про то, как женщины справляются с ней.
Анна, возможно, что именно сейчас, когда Вы в уязвленном состоянии (ослабленном) просто всплыли детские проблемы, которые не были решены тогда. Может быть тогда был страх, что Вас не любят? ЧТО тогда спровоцировало? Может пришла пора разобраться с этим или просто отпустить и начать жить счастливо? Вы до сих пор боитесь, что Вас не любят или боитесь, что сами не сможете дать любви? Вы все сможете! и Вас очень любят и ценят. И Ваш сынок очень любит Вас. Мама это самый дорогой и важный человек для ребенка. То, что он не плачет, когда остается с бабушкой, это же хорошо. Поверьте - Вас он очень любит и нуждается в Вас.
Расшевелите себя, сделайте что-нибудь отличное от повседневного, неважно, чем Вы займетесь, главное -сдвинуться. Не ищите мотивацию, не задавайтесь вопросами: «Зачем? А кому это нужно?».
Пройдитесь на свежем воздухе, заварите вкусный чай, сварите кофе, сходите в гости или сами пригласите гостей. Наша сила – это энергия. Негативные мысли забирают энергию, позитивные придают энергию.
Переключите внимание с негатива, пессимизма, на оптимизм, на позитив. Встретьтесь с позитивными подругами, посмотрите комедию, прочитайте любимую когда-то книгу, слушайте обязательно веселую музыка, танцуйте под нее. Просто начните танцевать, и Вы сами не заметите, как начнете улыбаться.
Примите себя, свою жизнь, свою судьбу. Проблемы бывают разрешимые и неразрешимые, тем не менее, всегда есть выход. Да, случается такое, когда мы не способны повлиять на сложившиеся обстоятельства, в этом случае нужно принять их и жить с ними. Спросите себя: могу ли я изменить это обстоятельство, если осознаете, что пока это не зависит от Вас, то отпустите и примите таким, какое есть (это уберет внутреннее сопротивление и станет легче. это уберет, что "Вы должны" и чувство вины). Ведь не все в Вашей воле, а значит и вины нет. А вот если можете изменить, то действуйте!
Есть такая старая притча.
Жила-была женщина, которая всё время жаловалась на свою судьбу. Судьба и разложила перед ней мешки с «жизненными ношами». Женщина долго ходила, искала что полегче для себя. Наконец-то выбрала небольшой мешочек. Судьба её и спрашивает:
- Теперь-то ты довольна?
- Да, – отвечает довольная женщина.
- А ведь ты выбрала свою ношу, – говорит судьба!
Порой нам кажется, что другим легче, чем нам, но это совсем не факт.
Создавайте вокруг себя приятную обстановку. Попросите мужа переставить мебель. Добавьте светлых ноток в Вашу квартиру.
Замените слово проблема на слово задача.
Если все-таки Вы замечаете, что все стало плохо, что как будто на мир смотрите через черные очки, то хочу предложить следующие упражнения:
-) Любую негативную мысль, которая придет к Вам продолжите как устно, так и письменно
Это хорошо тем, что…
А за то…и позитивное…
Делать это упражнение не меньше 2 месяцев, чтобы позитивное видение вернулось и заменило негативное.
-) Возможно ВСЕ!!! Все преграды, ограничения у нас в голове. Есть много техник из Симорона. Жизнь – игра! Придумайте Волшебный ритуал по избавлению от чего-то плохого, того, что Вам не нравится, мешает или по приобретению то, чего хотелось бы…
-) «Я молодец!» Напишите на листе бумаги - я молодец потому что: … Можно сохранить это написанное и повесить на видное место.
-) Принцип «маленькая радость» - запланировать и доставить самому себе радость. Даже если это будет всего 5 минут. Это хорошая поддержка на эмоциональном уровне.
Помните, что жизнь сама по себе не является проблемой, хотя она, как мы говорили, и непростая штука. Она может подкидывать нам неприятные сюрпризы, но проблема - это то, что создано нами, нашим восприятием, а значит мы может это изменить :).
Если позволите, на последок еще одна притча, немного юморная:
Буддист и Депрессия (притча)
Депрессия: Ты — ничто.
Буддист: Благодарю за комплимент.
Депрессия: Твоя жизнь пуста, в ней нет ничего хорошего.
Буддист: Если она пуста, то в ней нет и плохого тоже. Выходит, что я свободен.
Депрессия: Любви нет. Добра нет. Радости нет.
Буддист: Однозначно. В рамках данной реальности существуют лишь навязчивые иллюзии, продиктованные человеческим Эго. Мы сами их творцы.
Депрессия: Над этим миром нависло Страдание.
Буддист: Но страдания без радости быть не может.
Депрессия: Ты умрёшь, так и не осознав Истины.
Буддист: Это не страшно — впереди ещё столько жизней.
Депрессия: Вокруг война, ложь, мерзость и соблазны, Земля погрязла в собственном дерьме. Человечество обречено.
Буддист: Космос велик. И что бы ни происходило — это случается во имя вселенской гармонии. Наши души — чистая энергия, которая так или иначе, рано или поздно, избавится от мирской тяжести, и растворится в бесконечности небытия.
Депрессия: Да ну тебя нафиг.
Дорогая Анна, я желаю Вам счастья! и я верю, что у Вас все получится! Вы молодец!