Непринятие себя. Я съедаю себя изнутри.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, я съедаю себя изнутри. Одни только вопросы. У нас с мамой аналогичные проблемы. Мы обе росли в семье, где нас любили. У нее всегда всё было, родители ее любили, она была отличницей. Я единственный ребенок в семье, внимания доставалось много. Единственное, отец никогда не помогал материально, поэтому привыкла все делать сама, не привыкла у кого то что то просить и получать, от этого и сейчас у мужчин не могу ничего просить и не получаю ничего от них, не в смысле материального, а даже помощи не умею просить. И вот я, которая выросла в относительной любви и заботе и внимании, я все время как и моя мама пытаюсь действовать так, чтобы получить одобрение от окружающих, боюсь что обо мне подумают, все время спрашиваю что мне делать, и если получаю неодобрение со стороны, то не делаю. Так же боюсь спорить или сказать что то поперек, высказать свое мнение, чтобы не казаться какой то не такой в глазах других. Всегда пытаюсь казаться хорошей и доброй. А когда начинаю показывать характер и говорить что мне не нравится, люди воспринимают это в штыки. Во мне нет внутреннего стержня, всегда сравниваю себя с другими. Думаю, что я хуже всех. Что я недостаточно хороша. Что у меня много недостатков, от этого и отношения построить не могу. Мужчины у меня почему-то долго не задерживаются. Я не могу понять почему. При них я вроде не хаю себя, не пилю их. Просто говорю им о своих чувствах и они тут же исчезают из моей жизни. Терплю иногда недостойное поведение по отношению к себе. Всё "проглатываю". От чего может идти, из-за каких проблем в детстве, то что я всё время весь негатив притягиваю на себя, не принимаю себя такой какая есть, сравниваю с другими, жажду одобрения и похвалы от окружающих? Как с помощью чего это исправить? У меня всегда были не очень хорошие отношения с отцом из-за того, что он пил. Но недавно я перешагнула через себя, поговорила с ним по душам. И даже мы стали теперь перезваниваться по телефону. Мне сразу захотелось рассказывать ему о чем то, что происходит со мной. Хотя раньше я никогда ему не звонила. Я постаралась принять его таким какой он есть. Но отношения с мужчинами у меня так и не улучшились (когда я спрашиваю у бывших, что я сделала не так. Может я плохая - на что все мне окружающие говорят, что я хороший человек, что умная, красивая, замечательная... но как женщину меня не любят, только как друга). Все окружающие от меня в восторге, несмотря на какие то мои недостатки. Женщины хотят видеть меня своей невесткой. И вот от всего этого у меня и складывается впечатление, что со мной что-то не так. Что у других уже семьи, дети, успех, счастье, а мне 26, а у меня серьезных отношений то никогда толком не было. С 2 парнями всего встречалась. В то время как разведенных женщин с детьми охотно замуж берут, я одинокая, молодая, красивая одна. Вот такой сумбур. Как специалисту, вам конечно что то будет понятно и уже есть какой то диагноз всему тому, что я сказала. Помогите, пожалуйста!
Автор вопроса: Дарья Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Здравствуйте!
Дарья, прежде чем, искать ответы на волнующие Вас вопросы, будет правильно провести личную оценку своего поведения - расставить приоритеты, определив свой "актив" (преимущества) и "пассив" (то, чего Вам не хватает для полного счастья, - то, что зависит от Вас, а не от оценок со стороны, внешнего окружения).
В Вашем запросе явно прослеживается внешняя ориентация на мнения других людей. В связи с чем, несколько вопросов к Вам: что стремитесь получить, когда ищите одобрения от других людей? Признания, комплиментов, похвалы, оценки действиям, оценки внешней и др? Когда особенно нуждаетесь в признании, оценке со стороны: всегда, иногда, в конкретных ситуациях каких? Одобрение стремитесь получить от кого: от любых (всех) людей, родных людей, женщин, мужчин, друзей, коллег и т.п.? Здесь важно конкретизировать: когда, при каких обстоятельствах и от кого что ждете.
Так, если Вы ориентируетесь на людей, с которыми общаетесь вообще - большой риск растерять свое "Я". Желая угодить, быть вежливой со всеми, заставляет Вас делать в итоге не то, что лично Вам хотелось бы. И не получить желаемые отношения в том числе.
Про кризисы детства и как они могут влиять на личную жизнь теперь - рассуждать сложно, диагностировать в себе причины текущих проблем в прошлом, в детстве, по родовой линии - гипотетично, чтобы отследить проблему в прошлом и проработать ее, нужна очная консультация эксперта. Но, помимо проблем в детстве (детских переживаний, эмоциональных травм), которые могли повлиять на текущее положение дел, есть: привычки, умение правильно поставить цель, характер, выработанные способы поведения, сложившиеся убеждения, система ценностей, коммуникативные навыки, самооценка и др. Через осознание и развитие мешающего/недостающего поведения, можно прийти к желаемому результату.
Когда Ваши действия зависят не от Вас, а от других людей: если нет своих ориентиров (точнее, ориентиры есть, но они сильно завязаны на других), если не можете уверенно заявить о своей позиции, внутреннего стержня нет, то другие люди могут либо использовать это против Вас, либо перестать общаться, т.к. Ваша индивидуальность скрыта за желанием угодить, быть хорошей для человека. Работа над самооценкой, принятием себя, развитием внутреннего стержня и демонстрация его - напрашивается. Вы указали свой "пассив" - то, чем не обладаете, чего не умеете - не умеете заявить о себе, не умеете сказать "нет". Вы упомянули о своем "активе" - умеете нравиться другим людям.
Выберите поведение, которое хотите развить в себе, которое будет способствовать достижению желаемой цели и поставьте себе задачу на ближайшее время.
Помните, что быть разной - это нормально. Будучи удобной для других, сложно занять важное, значимое место. Обратите внимание, так называемые девушки "стервы", они позволяют себе быть такими, как им выгодно в конкретной ситуации, и они умеют быть хорошими, приветливыми и т.д. Хорошо - когда поведение своевременно, уместно и не противоречит личным ориентирам тоже.
Есть риск, что если вести себя "плохо" - это приведет к распаду отношений? Есть конечно, точно также, как если угождать в отношениях (стремление быть правильной, ожидаемой, не приводит к укреплению отношений). Правильно - это когда учитываются и Ваши цели тоже.
Таким образом:
- Определите потребность, стоящую за желанием получить одобрение?
- Подумайте, как лично Вы, сами для себя, могли бы реализовать эту потребность (не только через признание других Вас). Когда мы можем решить вопрос разными способами, зависящими от нас - появляется больше свободы и уверенности.
- Определите недостающее Вам поведение для тренировки, например, говорить "нет". Попробуйте в течение некоторого времени, каждый день на ряд просьб отвечать отказом. Чтобы легче было говорить "нет", обоснуйте для себя - почему "нет" (когда "нет" - экологичней, гуманней, правильней, честней, разумней). Для смягчения ответа, используйте разную интонацию (можно "нет" произнести спокойно и уверенно и "да" - раздражающе).
- В помощь - тренинги ораторского мастерства, сценического (актерского) мастерства, коммуникативные тренинги, личностного роста (тренинги, литература, видео-уроки).
- Если Вы знаете свои сильные качества, которые нравятся Вам, знаете плюсы и минусы, тогда проще понять - какой тип людей к Вам больше расположен - это вопрос сочетание характеров (возможно, что мужчины, с которыми у Вас не сложились отношения, уходили не потому что с Вашей стороны было не правильно выражать свои чувства, но, просто не тот характер).
Пробуйте быть разной, пробуйте быть такой, какой хотели бы быть. Ведь всегда найдутся люди, которым что-то будет не нравиться. И, как Вы видите, стараясь быть удобной, соответствующей ожиданиям - не приводит к тому, что хотите. "Хорошесть" не работает в чистом виде только потому, что ее определение у каждого может быть свое, а еще - это может быть скучно, интерес добавляет разнообразие характера, его индивидуальность.