Депрессии при энцефалопатии. Хочу научиться избегать стрессовых ситуаций.

Вопрос психологу:
Добрый день! Начну с того, что у меня врожденная сосудистая дисциркуляторная энцефалопатия. Мне почти 40 лет и все эти годы я борюсь с этим заболеванием. Два раза в год обязательно прохожу лечение у невролога. Соблюдаю все правила и рекомендации врача. Каждый день, как испытание, тяжелейшая работа над собой: постоянная, непрекращающаяся головная боль на протяжении многих лет, практически не снимаемая никакими препаратами, болит все тело, мышцы, проблемы с позвоночником из-за плохого снабжения кровью, ощущение боли во внутренних органах, слабость, ломота во всем теле (я уже не знаю, болит ли у меня что-то на самом деле или это только симптомы заболевания), приступы нехватки воздуха (часто контролирую дыхание), при поездке в транспорте сводят судорогой руки, рот (не сильно), приступы панических атак, при сильных стрессах не могу есть, пить (как будто горло сжимается, чтобы не пропускать еду), не могу усидеть на месте, нарушается сон, постоянная усталость и утомление, даже когда хорошо выспалась, плаксивость, звон и шум в ушах и голове, проблемы с вестибулярным аппаратом, увеличивается сердцебиение и еще много всего. Я замужем, двое взрослых детей, работаю, у меня есть все, что необходимо человеку в жизни. У меня нет суицидальных мыслей, да и вообще плохих мыслей нет, есть только одна: чтобы не заработать нервный срыв, после которого будет трудно восстановиться. Как научиться справляться с негативными эмоциями, не зацикливать внимание на каких-то симптомах заболевания, не впадать в депрессии (хотя при моем заболевании это практически невозможно). У меня нет проблем в общении, в семье полный порядок, работа, друзья, везде все хорошо. Вот только мое психологическое самочувствие иногда дает сбой. Очень хочу жить нормальной жизнью (знаю, что мое заболевание неизлечимо, но хочу научиться избегать стрессовых ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям). Заранее спасибо за Ваш ответ!
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Свиридова Людмила Павловна.
Здравствуйте, Татьяна!
У Вас, действительно, сложное физическое положение, осознание, которого само по себе вызывает состояние стресса. Но похоже на то, что Вы свое заболевание уже приняли, а это уже маленькая победа. Конечно, застраховать себя от различных сложных ситуаций не получится, но научиться реагировать по-другому можно. Для начала, определите области жизни, которые чаще всего у Вас вызывают негативные чувства. Подумайте, можете ли Вы на что-то в этом повлиять, изменить. Если от Вас что-то зависит, то действуйте, а если нет, то посмотрите на это с разных сторон, возможно, Вам надо что-то понять, а может быть проще относиться, то есть уменьшить значимость события. Можно посмотреть с чувством юмора, включить легкую самоиронию. Важно помнить, что любая ситуация несет в себе как негатив так и ресурс, а также знать, что у человека всегда есть выбор как относиться к обстоятельствам - по привычке с переживаниями или поискать другие варианты, тогда даже интерес пробуждается - а как еще можно? Татьяна, есть такое направление в психологии, оно так и называется "позитивная психология", она учит тому как любые события проживать с пониманием и радостью или хотя бы нейтрально. А еще лучше Вам поработать с собой в сопровождении психолога, это будет гораздо эффективнее. Вам можно будет со специалистом понять, что именно у Вас вызывает стресс, выработать другие модели реагирования, закрепить их. Психолог может специальными техниками снять у Вас остроту тревожности, которая и запускает депрессивное состояние. Вот такие рекомендации в этом формате могу Вам дать, а выбор за Вами, главное не сдавайтесь - действуйте!