Как избавиться от напряжения и действовать?

Вопрос психологу:
Добрый день!
Примерно 3 месяца уже пробуждаюсь ночью в часа 3, иногда в 4 или 5 и больше не получается заснуть. Все время думаю как бы заснуть, набраться сил, ну и другие мысли также мешают. Засыпаю очень хорошо, можно сказать отключаюсь. Все это началось после расставания с девушкой, хотя и не любил ее в последние 2 месяца до расставания. Была причина другая, что должен был сдать экзамен, к которому готовился год, и от уныния и недоподготовки просто оставил это дело. С этим экзаменом связывал свое будущее, чтоб смог найти в дальнейшем работу. Хотя и сейчас у меня можно сказать все нормально в жизни, 2 другие работы есть, причем удаленные, много свободного времени есть. Чтоб начать отношения новые вообще проблем не имею, могу даже свое время потратить на изучения чего-либо нового, на путешествия. Все это очень хорошо осознаю, но душевно очень истощен. 2 дня как пью Гербастресс ночной, но пока что безрезультатно. И весь день не могу собраться мыслями, все-таки что мне нужно в этой жизни.
Автор вопроса: Anton Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Уразаева Лидия Валерьевна.
Здравствуйте, Антон.
Вы сами отметили основные свои проблемы: "очень истощен", "не могу понять, что мне нужно в этой жизни". С такими потерями, как уход девушки или несдача экзамена, можно справиться, если внутри есть силы, или ресурс, и есть некий стержень, понимание цели и смысла в жизни. А у вас, по-видимому, раньше девушка и работа (экзамен) и составляли смысл жизни, и перестроиться после их потери вы еще не успели. В этом ничего страшного нет. Прошло еще не так много времени, ведь после любой потери происходит некое "горевание".
В вашем случае оно не проявлено наружу, вы даже себе не отдаете отчет в том, что расстроены. Поэтому эмоции уходят из сознательной сферы глубже - в подсознание, в сферу снов. Чтобы вернуть их обратно, нужно в себе эти чувства признать, осознать.
Для возвращения себе душевных сил есть определенный алгоритм, но чтобы он работал, нужно соблюдать последовательность и обязательно озвучивать свои мысли - либо произносить все вслух, либо писать на бумаге.
Сказать себе: "Мне грустно расставаться с ней, мне жаль упущенной возможности с экзаменом, я расстроен, это досадно, мои мечты и планы рухнули, мне тяжело... " говорите то, что думаете и чувствуете. На этом этапе задача - признать в себе эти чувства.
Второй этап - это отпускание. "Это уже произошло, это случилось и прошло. Все это в прошлом. Я могу отпустить это. Я прощаю всех, кто в связи с этим причинил мне боль, и прошу прощения у всех, кому причинил боль я. Я прощаю всех, кого я винил в связи с этим, включая судьбу и себя. Я прощен".
И только потом дать себе разрешение: "Я достоин жизни, любви, радости. Я позволяю себе принимать радость, насыщаться ей. Теперь я могу отпустить прошлое и принять радость настоящего. Я имею право быть счастливым".
Если вы все сделаете правильно, после этого начнется насыщение вашей жизни смыслом и радостью. Старайтесь найти как можно больше возможностей порадовать свою душу любованием красотой и радостью общения, а свое тело - движением и вкусной здоровой пищей.
Спустя время вернется вкус жизни, появятся новые цели, а внутренний ресурс вновь наполнится.
Желаю вам радости жизни!
С уважением, Лидия.