Ни на что не могу решиться.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, на прямой сеанс к психологу я пойти не могу, поэтому и пишу вам. Я не знаю, что мне делать, с чего и как мне начать какие-либо действия. Мне трудно, очень трудно общаться с людьми, я могу неделями не выходить из дома, а если и выхожу, то это короткий поход в магазин за сигаретами. С тех пор как я закончила школу, с первого раза не сдала математику, потом всё таки пересдала и попыталась поступить в университет, но не поступила, ибо не хватило баллов. Уже с того момента мне всё казалось бессмысленным, кое-как мама устроила меня в колледж, на заочную форму обучения и вот с того времени, я раз в пол года там появляюсь, чтоб закрыть зачёты и всё, снова прозябаю дома. Мама просит меня хотя бы устроиться на работу, ибо одной трудно обеспечивать меня, взрослого человека и сестру, ведь обучение у меня платное. Мне ужасно от того, что я ничем не могу ответить на её заботу. Я ненавижу себя за это, ненавижу себя за слабохарактерность, мне даже не хватает смелости покончить с собой и терзают мысли, что так я доставлю ещё больше хлопот моей семье. Каждый день в моей голове я умираю, рыдаю, кричу, уничтожаю все вокруг, снова рыдаю, снова кричу, уничтожаю себя, рыдаю уже не в голове. Не могу ничего сделать с этим, не могу начать делать что-то другое, меня парализует. Я знаю, что сегодня надо сделать (что-то помимо бытовых дел, что-то, что поможет самореализоваться, заработать и переехать), иногда знаю, как это сделать, но не могу начать и не делаю ничего или пытаюсь отвлечься играми, мангой, мультиками, фильмами, сериалами, чем угодно, чтобы не думать о том, что надо сделать. Это происходит всю первую половину дня, потом я начинаю понимать, сколько времени я так провела, начинаю ненавидеть себя, ненавидеть это место и то, что мне необходимо делать для него и людей, живущих здесь. Потом ненавижу их тоже, потом снова себя за эти мысли, потом чувство вины (или нежелание быть отчитанной за бездействие, не знаю) окончательно берет верх и я начинаю делать какие-то бытовые дела примерно за час до того, как все начнут возвращаться домой, создавая видимость деятельности, чтобы не объяснять, почему я весь день не делала ничего. В это время меня снова накрывает волной ненависти, боли, жалости к себе, я могу заплакать несколько раз, пока мою посуду, чищу овощи, вешаю белье, это уже стало обычным делом. В это время у меня трясутся руки, я ничего не вижу из-за слез и не могу сосредоточиться и сделать что-то правильно, поэтому все дела делаются не очень качественно. В моей голове непрерывно идет монолог, вот список часто встречающихся слов и выражений из него: больно, пусто, ненавижу, устала, не могу, не хочу, прости меня, хочу кричать и плакать, хочу сбежать, спрятаться, исчезнуть, умереть. Каждый день. Когда ложусь спать, могу часами лежать и представлять, как лучше было бы наложить на себя руки, может таблетки и алкоголь, может лучше прыгнуть с крыши и так может продолжаться до самого утра. Мой молодой человек живёт далеко от меня, из-за вот такого отношения с моей стороны, мы стали реже общаться и это ещё больше давит на меня, ведь он просил о том, чтобы я пошла работать, чтоб встретиться или начать жить вместе, ведь я уже не ребёнок, мне не 10 лет. Но я никак не могу себя заставить, как представляю, что мне нужно будет позвонить куда-то, кому-то, какому-то незнакомому человеку, начинает трясти и внутри всё сжимается. Когда-то у меня было пара человек, которых я бы могла назвать друзьями, но и они отказались от общения со мной, потому что я всегда отказывалась гулять, проводить вместе время, я выбирала остаться дома, посидеть в тишине. Я хочу начать жить нормально, хотя бы ради тех, кого люблю, хочу начать что-то делать, но всё на этом и ограничивается, на "хочу", но не могу. Ведь после этого приходят мысли о том, что всё это бесполезно, всё бессмысленно. Ужасно надоело так жить. В принципе, надоело жить вообще. Не понимаю, зачем меня родили...
Автор вопроса: Елена Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Елена, добрый день!
Елена, Вы не описали как жили раньше, еще в школе. Как общались или не общались с одноклассниками, не написали какие у вас отношения с родителями. Мне сложно понять откуда идут корни Ваших проблем, но может быть это и не так важно, а важно начать вылезать из этого болота.
Елена, Вы сами для себя выбрали роль жертвы. Только не надо сразу себя за это ругать, таких людей достаточно много и эта роль бывает даже очень выгодна. В Вашем случае Вы просто уже заигрались. И может пора заканчивать? Может быть пора заканчивать играть эту роль?
Все зависит только от Вас, от Вашего намерения, заметьте не столько от желания, сколько от намерения. Намерение отличается от желания тем, что, когда человек что-то намеревается сделать, то он это делает.
"Я думаю, если вы затратили время на определение цели и двери, значит, у вас есть намерение. Намерение превращает желание в цель. Желание без намерения никогда не исполнится. Мечты тоже не сбываются. Чем отличается цель от мечты? Тем же, чем намерение отличается от желания. Если у вас есть намерение, мечта превращается в цель. Пустые мечты и воздушные замки не могут ничего изменить. Изменить жизнь способно только намерение, то есть решимость иметь и действовать." - Вадим Зеланд
Сразу оговорюсь, что волшебной таблетки НЕТ!
Вам придется поработать. Если готовы, то давайте подумаем с чего начать. Если Вы действительно хотите что-то изменить в своей жизни, быть счастливой, то внимательно прочитайте несколько раз мой ответ и выполните те упражнения, которые я рекомендую и найдите еще дополнительные.
Прежде всего, хочу отметить, что у Вас уже сформировалась определенная привычка, определенный стиль жизни. Но, как Вы уже и сами осознаете - это не те привычки и не тот стиль жизни, которые приводят счастью.
А Вы же хотите быть счастливой?
Замечательно. Значит, будем менять привычки!
Для начала Вам необходимо научиться перестать себя ругать, перестать ненавидеть других и себя. Займитесь практиками прощения! Еще Вам необходимо начать поднимать самооценку – это обязательно! Навсегда запретить себе ругать себя, критиковать себя, да и перестать ругать и критиковать других.
Елена, заведите себе дневник благодарностей: пишите туда все за что Вы можете быть благодарны судьбе, родителям, сестре, друзьям. Обязательно в течении 2 месяцев находите что-то и записывайте, даже самое малое. Сначала это будет нелегко, затем втянетесь.
С другой стороны этого дневника (тетради) записывайте все хорошее, что было в Вашей жизни: записывайте все мелочи , начиная с самого детства. Потом сами удивитесь сколько оказывается есть хорошего и, что Вы на самом то деле счастливая. Даже если сейчас кажется, что это не так.
Так же можно завести дневник, где Вы будете записывать свои положительные качества и достижения. Все это делать не менее 2 месяцев.
Перестаньте смотреть телевизор.
Начните делать зарядку по утрам для начала, хотя бы начните с 5 минут, затем 10 минут и т.д. Обязательно вознаграждайте себя за свои усилия. Затем можно уже выходить на улицу и бегать, делать частые пешие прогулки (начинать с малого и обязательно себя вознаграждать). Договоритесь со своими близкими, чтобы те вознаграждали Вас за достижения, но обязательно только по восходящей (т.е если вознаградили сегодня на 2 приседания, то завтра вознаграждать только за 3, затем за 4 и т.д. а дальше и цели больше и масштабнее, вплоть до выхода на работу).
Но критику исключить в любом случае вообще!!!
Как я уже писала необходимо раз и навсегда запретить себе злиться на себя и расстраиваться. Можете записать себе это, как девиз (но все утверждения для себя лучше всего прописывать и повторять только положительном смысле: вместо я не злюсь, лучше я люблю, я хорошо отношусь и т.д.).
Вы замечательная и у Вас много положительных качеств, иначе Вы бы не написали сюда. Вы же стремитесь к лучшему. Просто раньше у Вас не получалось все и сразу, но обязательно получится. Это достойно уважения. Достойна уважения Ваша смелость. Примите и Полюбите себя! Главное, не останавливайтесь.
Напишите, нарисуйте свое позитивное будущее. Пофантазируйте – чего Вы хотите, кем и как видите себя через несколько лет. Здесь условие, Что описываете Вы позитивное будущее, Ваши мечты, не мелочитесь, представьте как Вы счастливы. Захотите этого. Просто по несколько минут каждый день начните себе это представлять, как реальность. Поверьте в это и захотите.
Ради этого стоит жить? Ради этого стоит встать с кровати? Всего Один раз представьте свое будущее, если Вы остаетесь в таком же положении, как и сейчас и ничего не меняете через 5 лет, 10 лет, 15 лет… представьте самую жуткую картину. Можете даже над этой картиной поплакать. А потом порвать ее, сжечь, уничтожить.
И Далее снова представлять то, чего бы Вы хотели. и уже жить с этой картиной.
Теперь давайте поговорим о привычках. Привычки – это наши действия, которые часто выполняются уже на автомате, и даже не осознаются. Наш организм так утроен, что ему нравится все постоянное и знакомое, даже если это и вредное. Организму часто нравится (если его к этому приучить) только то, что доставляет удовольствие, даже вопреки здравому смыслу.
Если человеку тепло дома, его кормят, одевают и обувают, то зачем ему что-то менять в жизни? Зачем напрягаться? Так рассуждает избалованный организм (подсознание, лень). И только серьезные стимулы могут изменить что- то.
Ваше счастливое будущее – это стимул?
Один из способов: чтобы приучить себя гулять, я не заниматься уговорами, не убеждайте себя, что физические нагрузки полезны Вашему здоровью и что-либо еще. Действуйте проще – удалите из дома, например все сладкое и/или хлеб или что-то в чем Вы нуждаетесь очень, что доставляет Вам удовольствие (договоритесь с родными, чтобы они Вам не потакали и не давали этого). Когда Вам обязательно захочется этого, например, в конце дня – а этого нет. Что делать? Страдать от горя, или идти в магазин или куда то еще за этим. И тогда Вам придется идти за этим и лучше всего самой дальней дорогой. Важно, если это можно купить в магазине, то покупайте совсем мало, на одну «дозу», чтобы и завтра был стимул пройтись. Если Вы будете это делать в течении 2 месяцев, то у Вас однозначно выработается привычка гулять по вечерам, а это уже сдвиг! Вы смысл смены привычек поняли?
Многократное повторение желаемого поведения, а затем обязательное подкрепление – вознаграждение! Любые привычки можно выработать самостоятельно, главное это делать сознательно и прививать полезные привычки и хвалить себя!
"И маленькая победа над собой делает человека намного сильней". М. Горький
Как уже писала выше организм бывает ленив и не хочет ничего менять, а может и боится (не важно, что перемены к лучшему – реакция одна, вплоть до паники. И это нормально). Вам Елена надо выбрать: хотите Вы получать удовольствие и спокойствие от старых привычек или в начале потрудится, а потом уже жить другой жизнью.
Все в Ваших руках, в этом всем только Ваше решение и Ваша ответственность.
Может пусть уже новые привычки (полезные) доставляют Вам удовольствие, а они будут приносить удовольствие, как только войдут в жизнь (после многократного повторения) – это научно доказано.
Вы можете менять свои привычки, а вместе с ними и свою судьбу! Ведь таким образом можно приучить себя к чему угодно: много читать, работать, хвалить, любить себя, хвалить, любить и благодарить других.
Наша жизнь состоит из привычек, а теперь используя этот метод, вы сможете сотворить из нее все, что Вам угодно!
Возможно, что иногда Ваш организм (подсознание, лень, страхи, комплексы) будет нашептывать Вам «хваааатит, я устала, мне надоело, мне скучно. Ненавижуууу…». Но у Вас есть еще и воля!!! У Вас есть мечты и цели – стимулы. Именно благодаря тому, что Вы ЧЕЛОВЕК у Вас есть воля, а она точно есть. Именно она говорит Вам продолжать. И Вы знаете ради чего! Ведь знаете же?!
Включать свою волю и двигаться вперед в цели к мечтам – это тоже привычка. Так сформируйте ее у себя! Я уверена, что Вы сможете!!!
Чтобы приучить себя внедрять в свою жизнь что-то новое, а в свой характер полезные привычки – нужно действовать таким способом. Вы выполнили намеченную работу – наградили себя.
Иван Петрович Павлов (помните «рефлекс собаки Павлова». Про принципы научения) вырабатывал условные рефлексы у собак при помощи кусочков мяса (есть еще много подобных опытов и экспериментов, например в бихевиоризме, в поведенческой психологии), а Вы можете вырабатывать у себя полезные привычки при помощи небольших, но обязательно приятных именно Вам вознаграждений.
Для того, чтобы вознаграждение действовало сильнее до таких мероприятий желательно совсем отказаться от этого удовольствия. Понимаете смысл этого. Вы должны жаждать этого.
Чтобы привить полезную привычку – нужно сознательно лишить себя удовольствий, и выдавать их дозировано, только как ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ за сделанную Вами работу.
Только в этом случае у человека появляется возможность вырваться из порочного круга вредных привычек, возвыситься над собой и сделать свою жизнь лучше!
Что еще могу посоветовать:
Благодарите, как можно чаще и как можно большее число людей. Начинайте свое утро с благодарности. Это зарядит Ваш день позитивом! можете ежедневно повторять слова - моя жизнь с каждым днем становится все лучше и лучше. Найдите еще слова аффирмации и повторяйте их осознанно, а еще лучше еще и визуализируйте их, чувствуйте их.
Важно понимать, что Ваш мир будет заботиться о Вас только тогда, когда Вы сами будете к нему относиться с любовью и благодарностью!
Мечтайте! Ставьте перед собой интересные для Вас цели!
Научитесь любить! Учитесь прощать, понимать и принимать близких людей и себя!
Найдите для себя Хобби – это то, что Вам самой хочется делать, что доставляет удовольствие, что расслабляет. Найдите какой то интерес, начните чем то интересоваться – это как научный проект, только Ваш собственный. Каждый день находите какой то интересный факт, а потом делитесь этим с близкими.
Замените в своем лексиконе слово «НАДО» на слово «ХОЧУ». Вы идете убираться, потому что сами этого хотите, потому что хотите, чтобы было чисто. Вы идете готовить, потому что хотите сами кушать, потому что хотите порадовать близких.
Если на Вас накатывает злость, то идите мыть полы и вымывайте изо всех сил эту злость, прям представляйте как моя полы Вы чистите свою душу, как злость вымывается, идите стирать. В Вас много энергии, которую длительное время Вы никуда не тратили, ее надо выпускать. Делайте это осознанно! Как только Вы будете заниматься домашним хозяйством потому, что сами этого хотите, так сразу легче станет. Когда что – то делаете, то представляйте, что Вы это не просто так делаете, а это все для Вашего развития, для Вашего будущего.
Когда Вы грустите или крутите у себя в голове негативные мысли – Вы впустую спускаете свою энергию. Когда Вы таите в душе обиду, и не собираетесь прощать – Вы лишаете себя энергии. Помните притчу про гнилую картошку?
Когда же вы сознательно мыслите и учитесь позитивно думать – вы наполняете себя энергией.
Я очень люблю притчи. Позвольте, я процитирую несколько:
Есть красивая притча о человеке, автор которой – Шалва Амонашвили, педагог, психолог и мудрый человек. О человеке ищущем, о человеке созидающем. Этим человеком может быть каждый из нас. Но что мы ищем? Что можем подарить миру? По большому счету, самый главный подарок миру от нас – это достойная, гармонично развитая, счастливая, созидательная личность, которую мы в себе воспитаем! Именно это – в наших (Ваших) руках.
Единственная красота.
Мальчик размечтался перед сном. «Вот скоро стану взрослым, и что я сделаю для людей? – подумал он. – Давай подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет». И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям. «Построю великолепный Храм». Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много. Подумал еще: «Сочиню необыкновенную Песню!» Но опять замешкался: песен тоже много. «Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!» И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много. И он загрустил. Так и заснул с этой мыслью. И увидел сон. Пришел к нему Мудрец. «Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное?» – спросил он. «Да, очень хочу!» – с жаром ответил мальчик. «Так подари, чего медлишь?» «Но что? Все уже сотворено!» И начал перечислять: «Хотел построить Храм, но все храмы уже построены…» Мудрец прервал его: «Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты… »
!!!Как-то король пошел в свой сад и обнаружил увядшие и умирающие деревья, кустарники и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не такой высокий, как сосна. Обернувшись к сосне, король обнаружил, что она погибает оттого, что не может давать виноград. А виноградник умирает потому, что не может цвести так же прекрасно, как роза. И король нашел лишь один цветок, анютины глазки, цветущий и свежий как всегда. Ему было интересно узнать, почему так происходит. Цветок ответил: «Я принял как само собой разумеющееся, что когда ты посадил меня, то хотел именно анютины глазки. Если бы ты захотел видеть в саду дуб, виноградник или розу, ты бы посадил их. А я — если я не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь, — я буду стараться быть этим как можно лучше».
Елена, если Вы пришли в этот мир, значит Вы нужны и нужны такая какая Вы есть!
Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у неё на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды.
В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.
Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан. Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине: “Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода."
Старая женщина усмехнулась. "Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина - нет ? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол."
Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому.
Один человек мечтал о лучшей жизни. Ему не нравился дом, где он жил, одежда, которую он носил, словом, все, что его окружало. Он вопрошал: почему у кого-то есть все, о чем только можно мечтать, а у меня ничего этого нет? «Вот если бы у меня был хороший дом, красивая жена, много денег, тогда я был бы счастлив!» - думал он целыми днями. И однажды он повстречал Волшебника. - Я слышал твои мысли, - сказал Волшебник, - и готов помочь тебе. Скажи, чего ты хочешь, и я все исполню. Человек сначала даже не поверил своим ушам. Он очень обрадовался: - Неужели так бывает? Вот так просто попроси – и все исполнится? Наверное, ты что-то хочешь взамен? Но Волшебник ответил, что ему ничего не нужно: - Ты так давно просишь, что я подумал, наверное, ты точно знаешь, что тебе нужно. Просто попроси, и все будет! - Отлично! – обрадовался человек. – Мне нужен большой красивый дом, красавица-жена, но чтобы умела хорошо готовить. Еще мне нужно, чтобы у меня всегда было много-много денег! - Хорошо, - ответил Волшебник. – Ты уснешь, а завтра утром проснешься, и у тебя все это будет. И действительно, на следующее утро человек проснулся в большом роскошном доме, его встречала улыбчивая красавица, которая была его женой. Завтра уже был приготовлен. Все было великолепно. В банке был открыт счет на его имя, и сколько бы он ни тратил, счет все время пополнялся. Сначала человек был просто в восторге! Но день летел за днем, месяц за месяцем, а в его жизни ничего не менялось. Он сам себе задавал вопрос: чего еще можно хотеть, ведь у меня и так все есть? Но между тем, он чувствовал, что желанного счастья так и не обрел. И он снова стал звать Волшебника. Тот пришел. - Почему я несчастлив, ведь у меня все есть? - Я исполнил все, что ты хотел. Так что наслаждайся своим счастьем. - Я не могу. В моем огромном доме мне одиноко, красавица-жена не радует меня, и деньги, которых я так хотел, не приносят мне удовлетворения. Почему? Ответь мне, Волшебник. - Ты попросил у меня дом, но не попросил тепла и уюта в нем! Ты попросил у меня денег, но не попросил свободы, силы и радости, которые они могут дать. Человек обрадовался: - Спасибо! Я все понял, - сказал он. – Хочу всего этого! Дай мне это! - Ну, раз ты все понял, тогда иди и создай все сам! – сказал Волшебник и исчез. А человек проснулся в своем прежнем доме, один, без жены и без денег. Он задумался: что же я хочу на самом деле?
!!!Елена, Вы пришли в этот мир, поскольку Жизни , Вселенной, Миру нужны именно Вы! Вы, и никто другой! Вы – воплощение чего-то очень важного, нужного, особенного. Вам не нужно быть кем-то, кроме самой себя. Каждый человек вносит свой вклад в Жизнь. Вглядитесь в себя и примите себя! Вы можете цвести, радоваться Жизни и развивать свои лучшие качества! Начните уже это делать! Вы это можете. Вы этого достойны!
Если все-таки Вы замечаете, что все стало плохо, что как будто на мир смотрите через черные очки, то хочу предложить следующие упражнения:
-) Любую негативную мысль, которая придет к Вам продолжите как устно, так и письменно
Это хорошо тем, что… А за то…и позитивное…
Делать это упражнение не меньше 2 месяцев, чтобы позитивное видение вернулось и заменило негативное.
-) Возможно ВСЕ!!! Все преграды, ограничения у нас в голове. Есть много техник из Симорона. Жизнь – игра! Придумайте Волшебный ритуал по избавлению от чего-то плохого, того, что Вам не нравится, мешает или по приобретению то, чего хотелось бы… Найдите в интернете техники Симорона – «веселое волшебство» поможет Вам.
-) «Я молодец!» Напишите на листе бумаги - я молодец потому что: …
Можно сохранить это написанное и повесить на видное место.
-) Принцип «маленькая радость» - запланировать и доставить самому себе радость. Даже если это будет всего 5 минут. Это хорошая поддержка на эмоциональном уровне. Помните, что жизнь сама по себе не является проблемой, хотя она, как мы говорили, и непростая штука. Она может подкидывать нам неприятные сюрпризы, но проблема - это то, что создано нами, нашим восприятием, а значит мы может это изменить :).
"Посеешь мысль - пожнешь действие, посеешь действие -пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".
Елена, позвольте себе поверить в себя, создать нужные привычки, Создать свою судьбу!
Я желаю Вам этого. Любовь Вам в помощь!