Не принимает общество. Трудности в общении. Одиночество.

Вопрос психологу:
Добрый вечер. Мне 33. Друзей нет, отношений близких тоже не было, и всё потому, что я не могу найти общий язык с людьми, не умею общаться. Поначалу они мной интересуются, а спустя какое-то время отворачиваются, делают вид, что я пустое место, теряют интерес. Да я и сама считаю себя не очень интересным собеседником, больше я слушатель, чем рассказчик, могу вставить какой-то комментарий в общую тему, и так всегда. В детстве у меня были товарищи по играм, но как только мы подросли, я осталась одна. В школе меня травили одноклассники, из-за нервного напряжения я скатилась до двоек и меня быстренько спихнули учителя в вечернюю школу, где я тоже была сама по себе. В студенчестве ситуация не изменилась, однокурсницы или открыто называли дурой, или шушукались за спиной. Я всегда старалась людей поддержать, в чём-то помочь, и помощь они принимали охотно, даже начинали наглеть и использовать меня, а я добрая и наивная дурочка всё прощала, и помогала, и терпела. Я не умею отвечать на выпады, болезненно воспринимаю критику, могу даже заплакать. В детстве была общительной, но потом замкнулась и до сих пор существую сама по себе. На работе я стараюсь выполнять обязанности качественно, помогать коллегам, ничего взамен не прошу, в итоге мне сели на шею, навалив лишних обязанностей (чего я делать вообще не должна, например, расписываться за кладовщика в накладных), постоянно выискивают в моей работе ошибки и выговаривают мне, долго, громко, при всех, обидно, стараясь унизить и опустить ниже плинтуса. Я обычно или отмалчиваюсь, или отвечаю невпопад, или огрызаюсь и всегда замыкаюсь в себе. Так происходит постоянно. Хорошо чувствую себя в одиночестве, в компании мне неуютно, я боюсь показаться скучной или глупой. Я уже начинаю верить, что я маленький, ничтожный человечек, которого держат на работе из жалости, так и говорили "где ты устроишься? Работы сейчас нет. Сиди уж где сидишь и помалкивай". Я всю жизнь либо уборщица, либо разнорабочая, посадила спину тяжёлой работой, но не знаю, смогу ли я найти что-то лучше, чем это? Родители авторитарные, хвалили мало, а вот покритиковать да поучить - пожалуйста. Возможно, это одна из причин моей неустроенности. Личных отношений тоже боюсь. Для мужчин я невидимка. Внутренний мир богатый, но выразить его я не могу. Я творческий человек, пишу прозу и стихи, занимаюсь рукоделием, люблю фотографировать, в детстве много чего делала своими руками, любила рисовать, люблю читать. С математикой всегда были проблемы. Общество - серое, ему не нужны такие как я. Я не могу ни с кем найти общий язык, кроме переписки. Пишу я грамотно и интересно, а вот разговаривать и общаться не умею. Потому что постоянно, с детства, меня затыкали, либо отмахивались от меня. Что с этим делать не знаю.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Соколова Анна Викторовна.
Наталья, здравствуйте.
Многие проблемы во взрослую жизнь человек приводит с собой из детства. Ваша ситуация- не исключение. Вы сами это понимаете, говоря о своих родителях и о детстве: "родители авторитарные, хвалили мало, а вот покритиковать да поучить - пожалуйста...", "потому что постоянно, с детства, меня затыкали, либо отмахивались от меня". И дальше вы задаете вопрос:что делать с этим? И здесь как бы три пути: 1. проработать детские травмы с психологом; 2. отпустить прошлое, концентрируясь на том, что есть, работать с настоящими проблемами, строя свое будущее; 3. продолжать тащить за собой груз прошлого, жалуясь на судьбу. Выбор за вами. В рамках данной консультации, первый и третий варианты я опущу, т.к. первый требует несколько сеансов терапии в формате диалога, третий-деструктивен.
Итак, что у нас есть сейчас.
1.Заголовок вашего письма начинается с фразы: "Не принимает общество". А вы принимаете себя? Отношение к вам окружающих- это отражение отношения к самой себе. Это подтверждают фразы, сказанные вами: "Да я и сама считаю себя не очень интересным собеседником", "а я добрая и наивная дурочка всё прощала, и помогала, и терпела", "Я уже начинаю верить, что я маленький, ничтожный человечек, которого держат на работе из жалости, так и говорили "где ты устроишься? Работы сейчас нет. Сиди уж где сидишь и помалкивай". И это вы написали о себе. Как вы думаете, по каким причинам, окружающие вас люди будут к вам относиться иначе? В ваших строках четко читается: неприятие себя, нелюбовь к себе, неуважение и самое страшное, не мой взгляд- это жалось..унижающая вас жалость. Что с этим делать?
1.Отказаться от жалости к себе-раз и на всегда.Что взамен? Взамен-работа над собой. Как? Прекратите слушать голоса призраков из прошлого (я о детстве, школе, родителях, отношениях на работе). Обозначьте для себя те моменты, которые вам не нравятся в себе или те пункты, которые вы хотите изменить. Напишите их. Посмотрите на этот список и определитесь с тем, над чем будете работать.Начните с наиболее приоритетных пунктов. Обозначьте первый шаг. Составьте план.
2.Научитесь принимать себе таковой, какая вы сейчас. Полностью. Примите в себе как сильные так и слабые стороны. Оцените их без преувеличения. Развивайте свои сильные стороны. И помните слабые стороны есть у всех и это нормально. Идеальных людей нет и это здорово, на самом деле. Представьте себе мир, в котором живут идеальные люди с идеальной внешностью и манерами...пресно,да? Именно несовершенства являются стимулом для развития и прогресса. Изъяны делают нас живыми, уникальными и настоящими. Важно отношение к ним. Вы, наверное, ни раз замечали, как некоторым людям удается с достоинством говорить о своих промахах и не самых лучших, как кажется на первый взгляд, чертах характера. В чем их секрет? В безусловном принятии себя: "хорошее -мое и плохое-мое".
3.Относитесь к себе с любовью. Начните говорить себе теплые и приятные слова. Как часто вы говорите себе: "я люблю себя", " я нравлюсь себе". Словом, научитесь относиться к себе позитивно. И помните-слово способно исцелить. Говорите себе добрые слова почаще.
4. Настоятельно рекомендую пройти тренинг уверенности в себе. Найдите для себя эту возможность. Пусть это будет первым вашим подарком себе, а так же признаком проявления любви к себе. В этом же пункте обозначу еще два важных момента:
1.Раз и на всегда прекратите позволять пользоваться собой ( да-да,это не люди вами пользуются, это вы им разрешаете это делать с вами).
2.Научитесь говорить "НЕТ" другим. Таким простым способом вы освободите себя от ненужных телодвижений с вашей стороны. Просто сделайте все наоборот: "нет"-другим, себе-"да". И самое важное-не оправдывайтесь. Скажите нет и на этом точка. Иначе, особенно на первых порах , вас переубедят или уговорят. Исключите эти возможности.
Это в ваших силах!
5.В этом пункте давайте поговорим о трудностях в общении.
1.Самое важное: научитесь выстраивать внутренний диалог. Как только вы почувствуете, что вам стало приятно общаться с собой, общение с окружающими начнет меняться.
2.Ваша фраза: "Хорошо чувствую себя в одиночестве, в компании мне неуютно.." Протестирутесь на предмет интроверсии / экстраверсии. Интроверты предпочитают больше слушать, они практически не участвуют в разговорах "ни о чем", для них, как правило, имеют значение разговоры наполненные смыслом. Экстраверты же могут говорить часами просто так ради общения. Это объясняется тем, что энергия интровертов направлена внутрь, а энергия экстравертов направлена вовне. Но не смотря на эти факторы, человек- существо социальное и общение ему необходимо. Соответственно, так же становится необходимостью развитие и совершенствование навыков общения.
3.Я вам рекомендую связать свою профессиональную деятельность, напрямую связанную с общением с людьми. Рассмотрите вариант (возможно он будет временный для вас) работы в call-центре или консультантом. Таким образом, вы сможете преодолеть многие барьеры, связанные с общением и прокачать себя в этом направлении.
Вы так же написали, что любите фотографировать. Недавно я проходила курс по цветокоррекции и ретуши фотографии у одного очень талантливого художника-цветокорректора. Так вот, в процессе обучения, он ни раз говорил мне о том, что до того момента, как он начал фотографировать людей, он испытывал колоссальные трудности в общении. Он рассказал, что фотографирование научило его общению. В процессе съемки, он стал преодолевать барьеры связанные с коммуникациями. И он с таким удивлением говорит об этом, что мне кажется, это стало для него очень важным открытием. Сейчас, общение с ним доставляет удовольствие, он очень приятный собеседник, его хочется слушать...
Наталья, возможно, эта история вдохновит вас...
6.И последнее, на что я хочу обратить свое внимание, это ваша фраза: "для мужчин я невидимка". Что вы имеете ввиду? Как вы думаете с чем это может быть связанно? Что необходимо изменить? Как это сделать? Составьте портрет привлекательной, на ваш взгляд, женщины для мужчин. Подумайте над чем вам необходимо поработать. Но не забывайте про один неоспоримый факт: до тех пор, пока вы не станете привлекательной для себя, вы не сможете стать таковою для мужчин. Эта аксиома.
Наталья, я искренне надеюсь, что эта информация будет полезна для вас. Я так же верю в ваши силы и внутренние возможности. Самое главное- эта ваша работа над собой, только так вы сможете изменить реальность. Развиваясь и работая над собой, преодолевая внутренние и внешние барьеры , вы в скором времени начнете удивляться изменениям вокруг себя. Вы сможете изменить свою жизнь и свою судьбу. Так как хотите вы.)
С уважением, Анна.