Как перестать себя критиковать?

Вопрос психологу:
Постараюсь изложить все свои переживания адекватно. Если что, извиняюсь за сумбурность.
Не могу даже охарактеризовать свою проблему одним выражением. Наверно ближе всего будет это: я не могу перестать осуждать и критиковать себя. Постоянно упрекаю себя, не было и дня, чтобы я не сокрушалась насчет чего либо. Повод всегда находится. Однако одна причина присутствует всегда - я не довольна своей слабохарактерностью, трусливостью и ленью. Это мои самые плохие качества.
Я не могу принять себя. Началось это с этого года, когда я поступила на 1 курс. Раньше подобное было редко, ведь я училась в школе и не заморачивалась насчет будущего и учебы, что я буду делать. В свободное время я просто бездельничала и развлекалась. Эта привычка осталась и до сих пор, у меня постоянный соблазн просто пойти и поиграть в игру, посмотреть видео и т.д. Я не могу удерживать внимание, концентрироваться на чем либо, чаще всего на учебе. Мои мысли всегда соскакивают на другую тему, всегда есть желание переключиться на что либо приятное, к примеру, побездельничать, ведь чего мне тратить время и силы, если у меня все равно ничего не выйдет! Так думает мой мозг. Кратко я бы назвала это ленью, но мне кажется, что это больше какое то отторжение. А отторжение от того, что я боюсь, что у меня все равно не получится это сделать, что я хуже других. Я и сама не уверена, ищу ли я просто оправдания своей лени. Я делаю домашние задания абы как, чаще всего беру уже готовые у одногруппников. Я и сама понимаю: я ведь не изучила эту тему, а что будет дальше? Неизученные пробелы будут нарастать снежным комом, их будет все больше и больше! И тут вступает это самое отторжение. Я ведь все равно это не пойму.. Хуже всего, это когда я все же заставляю себя прочитать материалы об этом, и что же? Конечно, я ничего не понимаю. Казалось бы, просто иди и попробуй вникнуть, в интернете столько информации, только дурак не сможет понять! Что же, вчера я так и сделала. Пыталась понять одну тему 4 часа! Поняла лишь самое элементарное, которое и ребенок может понять.. Тогда мне сильно хотелось плакать от собственной тупости.
Обучение в моем вузе ведется на английском, соответственно и задания надо выполнять на нем же, и материалы по теме читать, чтобы привыкнуть. От этого мне еще сложнее, хоть я и знаю английский.
Второй момент, я постоянно сравниваю себя с другими людьми. Теми, что лучше меня. Пример - мои одногруппники, которые действительно УЧАТСЯ, они быстро схватывают, занимаются дома, потому и все понимают. Я постоянно говорю себе, почему ты так не делаешь? Почему ты такая ленивая, почему не можешь себя заставить делать так же? И как ты тогда будешь работать по специальности, если не можешь осилить даже это?
Я постоянно терзаю себя этими мыслями. По ночам я не могу спать, потому что в голову лезут всякие рассуждения, что я буду делать в будущем. Это особенно хуже всего, потому что ночью я не могу отвлечь себя от этого. Ужасное чувство, когда хочешь спать до изнеможения, а заснуть не можешь. Мне повезет, если я посплю ночью хотя бы часа 4. От постоянного недосыпа я воспринимаю информацию еще хуже.
От того, что я постоянно принуждаю и критикую себя, у меня будто идет еще большее отторжение, которое даже не могу объяснить. Появляется неприязнь, которую не могу побороть. Я НЕ могу заставить себя сконцентрироваться на учебе, и меня бесит свое слабоволие.
Перечитала свое письмо и теперь кажется, что я просто прибедняюсь, хех. И снова я не могу сфокусироваться и выразить свои мысли нормально. Ощущение, будто я не высказала все, что хотела. Но надеюсь вы поймете. Я хочу во первых перестать себя осуждать и сравнивать с другими (как легко же это звучит. Но тем не менее я не могу остановиться делать это), во вторых, начать уже нормально учиться, без всяких истерик и срывов, что у меня не получается, что я тупая и так далее.
Наверняка, что я услышу от вас будет то, что я знаю уже сама, и так ничего и не сделаю, чтобы изменить эту ситуацию. Не удивлюсь, если так и будет.
В инструкции сказано написать об отношении с родителями. Родители всегда хорошо и с пониманием ко мне относились, то есть, не было никакого давления с их стороны. Тем не менее, я очень боюсь разочаровать их плохой учебой, ведь они платят за вуз огромные деньги.
Автор вопроса: Карина Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Лобова Елена Алексеевна.
Здравствуйте, Карина!
Я и сама являюсь родителем и скажу вам по большому секрету, что родители любят детей безусловно, а не за какие-то заслуги. Нам гораздо важнее, чтобы наш ребёнок всегда находился в состоянии здоровья и удовлетворённости жизнью. Именно в этом ключе я позиционирую себя и как родитель и как психолог и как педагог. Разве обрадует родителей, если вы будете делать, что-то через силу и при этом будете несчастны? Жизнь дана нам для того, чтобы доставлять радость, а не приносить страдания. Возможно, кто-то скажет мне в ответ, что ему доставляет радость – лежать на диване и ничего не делать. Но я рассчитываю на то, что здоровый человек ответит здраво, а нездоровый психически и имеющий какие-то затруднения, конечно же, "перегнёт палку", так как ему это выгодно.
И я ничего не вижу плохого в том, чтобы лежать и ничего не делать. Лучше позволить себе качественно отдохнуть и восстановить силы, а не дергать себя и окружающих в постоянной тревожности. Через какое время это надоест? Через день, через два, через три дня? – тогда организму требуется просто отдых и восстановление сил, а возможно требуется пересмотреть свои ориентиры в жизни, а не загонять себя в ещё более глубокое напряжение, которое может привести впоследствии к неврозам, кому это нужно? – вам – не думаю, вашим родителям – тоже глубоко сомневаюсь.
Теперь вопрос: а нравится ли вам самой то дело, которым вы планируете заняться и та профессия которую вы хотите получить, обучаясь в ВУЗе. Вы поступили, чтобы учиться или поступили для того, чтобы получить интересную профессию по душе, которая бы вас в будущем кормила? Мы ведь вещи покупаем не только для того чтобы купить, но ещё и для того, чтобы носить. А если вещь не нравится сразу, то не стоит её носить, даже если она и стоила очень дорого. Возможно, вы теряете время, а время невозможно компенсировать никаким деньгами.
Сравнивать себя с другими не стоит. Сравнивать лучше с самим собой в прошлом.
Начните с принятия самой себя. Начните разбираться в истинных причинах ваших проблем и неудач. А критикой вы не добьётесь ничего нового из того, что добились на сегодняшний день. Наоборот критикуя себя, вызывая в себе чувство вины, вы усугубляете ситуацию.
Вы не такая как другие и к чему себя с ними сравнивать. Лучше наметить план и следовать ему.
Лучше не критиковать себя, а найти в себе хорошее и хвалить себя за это. Критика не стимулирует, а похвала возрождает в человеке огонь желания.
Давайте потренируемся? – вот цитата из вашего письма:
«…Однако одна причина присутствует всегда - я не довольна своей слабохарактерностью, трусливостью и ленью. Это мои самые плохие качества…»
Давайте подумаем, как мы можем посмотреть на ваши качества с другой стороны, что хорошего можно найти в слабохарактерности (и вопрос, всегда ли вы были слабохарактерной или в чем-то проявляли настойчивость? А вы очень настойчивы, но не в том в чём нужно (об этом, чуть позже)
Так как можно ещё посмотреть на слабохарактерность, что она вам даёт – это мягкость, это уступчивость, это то в человеке, чем могут воспользоваться окружающие – уже не нравится: уже хочется стать более настойчивой? так и с остальными качествам.
Лень – что это у вас – это усталость, это блокировка ваших действий от убеждения, что всё равно ничего не получится, а отчего подобное убеждение, опять же, что-то вы упустили, а если во всём разобраться и снова попробовать, просто сказать своему внутреннему я: а я попробую!
Как мне показалось вы далеко не слабохарактерная, а даже очень настойчивая и целеустремленная в желании саму себя убедить не весть в чём.
Ваша настойчивость в желании убедить саму себе в том, что вы хуже, ваша настойчивость в самокритике и самоуничижении, ваша настойчивость в само саботаже – достойна похвалы... так что – ваша настойчивость проявляется, даже больше, чем нужно в деструктивных для вас программах.
Мы и ходить научились не с первого шага и говорить не с первого слова, но старались, преодолевали трудности и не сдавались, а остановись мы после того, как первый раз упали и что бы было? мы бы до сих пор бегали в ходунках? Убеждая самих себя, что всё равно не получится, если до этого уже не получалось, так к чему и пробовать, а в ходунках удобнее, нет, ведь мы не останавливались и на сегодняшний день, даже не задумываемся, как у нас и что происходит – довели своё мастерство до автоматизма. Но была ли критика, когда у нас не получалось? было ли осуждение и сравнение с другими, – был только азарт – тоже пойти, тоже научиться, ведь каждый из нас падал, когда учился ходить, но главное – встать и пойти, а не махать на себя рукой.
Попробуйте окрашивать материал в другие эмоциональные тона – нам легче запоминается то на что мы реагируем и во что мы эмоционально вовлечены.
Обратите внимание, сколько уходит вашей энергии на не нужные вам вещи, и попробуйте перенаправить эту энергию на вещи полезные для вас.
Дайте просто себе несколько больше попыток добиться успеха.
Не уступайте своё место под Солнцем, кому-то ещё!
Удачи вам!