Я не знаю, чем хочу заниматься в этой жизни. Нигде не могу найти себе места.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи. У меня такая проблема. Я учусь на 1 курсе университета. С каждым днем мне становится все сложнее чем-то заниматься. В прошлом семестре я усиленно трудилась над каждым предметом, но все мои усилия уходили в никуда. Часами сидя за учебниками, я затем еле-еле получала троечку. У меня сложилось ощущение, что преподаватели просто гнобят студентов, смеются и специально заваливают. Еще угрожают, что сдать экзамены не удастся. Я постоянно срываюсь на семью. Все в семье говорят, если у меня неудача - значит я не старалась.
Смотря на других студентов, я вижу счастливых людей со свободным временем и деньгами. В университете я улыбаюсь и смеюсь, но внутри я чувствую себя самым никчемным и тупым человеком, который вообще не понимает, что ему нужно.
Уже нет никаких сил и стремлений, кажется, что нет смысла учиться дальше. Я не знаю, чем хочу заниматься в этой жизни. Нигде не могу найти себе места. Подскажите, что мне нужно сделать? Заранее благодарна за любой совет.
Автор вопроса: Алеся Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Алеся.
Находясь в описанном состоянии, Вы приняли верное решение, обратившись к специалистам.
Мне бы не хотелось пугать Вас словом «кризис», так как подобные состояния неизбежны и их можно благополучно пережить. Состояние кризиса показывает, что наступило ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН для личности и есть вопросы и задачи, на которые стоит обратить внимание и решить их. В противном случае, это только ухудшит внутреннее состояние. Теперь конкретнее о том, с чего можно начать:
Какой установкой о себе я руководствуюсь? Это помогает мне или мешает по жизни? Например, если Вы руководствуетесь тем, что «я самый никчемный и тупой человек, который не понимает что ему нужно», как вы будете себя чувствовать и каков будет результат действий? Вы пишите: «В прошлом семестре я усиленно трудилась над каждым предметом, но все мои усилия уходили в никуда..» Вы видите связь между Вашим убеждением и результатами в учебе/жизни? Очень упрощенно: если мозг сравнить с компьютером, то наши действия и результаты можно сравнить с принтером: распечатывается только то, что было введено в компьютер. Ваша задача: Подумать и ВЫБРАТЬ осознанно новое ПОЛЕЗНОЕ убеждение о себе и для себя. Оно отличается от того, что Вы слышали от Вашего окружения? Вам уже 18! Возьмите на себя ответственность думать так, чтобы Вам это помогало и поддерживало по жизни, а не вводило в уныние и бессилие.
Познакомьтесь с собой, понаблюдав «со стороны», ведь Ваш возраст - это время, когда можно узнать о своих потенциальных возможностях, найти силы для их реализации: Какой я человек? Какой личностью я хочу быть? Ваши потребности и желания? Ценности? Что важно, что второстепенно? Каких результатов Вы хотите достичь? Что для этого Вы сами можете сделать? Для этого можно сделать записи в дневнике, это будет как «рентген» Вашего текущего состояния. Легче будет заметить, что именно нуждается в корректировке.
Каков Ваш образ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО? Составьте конкретный план действий и с чего Вы начнете прямо сейчас. Поработайте с приоритетами и возьмите ответственность за настоящее и будущее.
Когда совсем плохо: посмотреть на себя со стороны, выразить себе сочувствие и что бы Вы себе посоветовали как другу? Что именно могло бы помочь? Что ценного эта ситуация дает Вам? Возможности / качества? Важно наметить план выхода и ОБЯЗАТЕЛЬНО двигаться маленькими шагами, но вперед. Твердый настрой: есть испытание и есть возможность его пройти (испытание не дается сверх сил).
Более глубоко проработать свою жизненную программу и другие вопросы, можно со специалистом. Искренне буду рада помочь Вам. Со мной можно связаться через СКАЙП: studia izmeneni или электронную почту: [email protected]
УСПЕХОВ ВАМ!
с уважением, Наталия Гришугина :)