Поиск по сайту

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Кажется, вопрос будет очень коротким и классическим: "что делать? как выйти из этого состояния? где найти толчок?" а история долгой и нудной. Поэтому прошу прощения за отнятое время.
Наверное, имеет смысл начать с раннего детства (все мы из детства, ведь так?). Когда мне было 4 года у меня пропал отец. Уехал и не вернулся. Дело было в конце 90-х, он работал в банке... в общем, по косвенным признакам старшим поколением было решено, что он пал жертвой бандитских разборок. Труп так и не нашли, уголовное дело возбуждено не было... Мама осталась одна с двумя маленькими детьми (у меня младший брат погодка). Чтобы как-то выкарабкаться матушка нашла себе мужчину, которого она презирала, кажется, с самого начала. И впала в депрессию. Сколько себя помню, все эти уже 20 лет она находится в состоянии страшной апатии. Не работала, ни с кем не общалась. За редкими исключениями - все 20 лет. Мы переехали к ее новому мужчине и с тех пор живем с ним.
В общем-то детство я почти не помню, но, кажется, атмосфера застоя в нашей семье возникла еще в самом самом начале. Сколько себя помню, ненавидела ее. Детство проходило в большей части дома, я росла какой-то страшно нелюдимой, неуверенной в себе и погруженной внутрь себя. Когда пошла в школу, начала стремительно набирать вес и внутренняя неуверенность усугубилась. Хорошо помню, что мне всегда страшно хотелось быть в центре внимания, но никогда не хватало смелости что-то для этого сделать. В 15 я даже закурила ради социализации, хотела попасть в компанию.
Когда выпустилась из школы я, кажется, дошла до какой-то черты. К тому времени уже раздулась практически до сотни килограмм, не поступила в желанный вуз, безответно влюбилась. Короче, бросила универ и каким-то макаром умудрилась что-то прорвать. Полгода просидела дома, похудела на 30 кг, превратилась в человека, сдала свои экзамены, поступила в свой ВУЗ. Кажется, все наладилось. И первое время - месяца два, наверное - все действительно было хорошо. Я чувствовала себя красивой, успешной, что я к чему-то и зачем-то двигаюсь. Влюбилась. И впервые в жизни влюбились в меня. Вокруг началась какая-то жизнь. Но длилось это не долго. На втором курсе начался следующий виток какого-то внутреннего упадка. Началось все с того, что я узнала некоторые подробности смерти отца. Оказалось, что ключевую роль в этом всем сыграл его брат, начался семейный конфликт, я впала в состояние какой-то истерии. Постоянно плакала, закатывала всем скандалы. В итоге - рассталась со своим молодым человеком. И где-то внутри меня поселилась уверенность в том, что никто и никогда мне не поможет. И снова - тихое болото. Пришло осознание, что специальность моя - не то, чем я хочу заниматься. Но я доучивалась, чтобы доучиться. От кафедры - тоже было ощущение болота. Снова перестала нравиться себе. Чувство эйфории от превращения в более-менее стройного человека прошло, я стала понимать, что я далека от своей той самой формы. Периодически хватало сил, чтобы быстро сбросить 10 кг, потом радоваться этому месяц-два, потом наедала обратно и по новой - чувство отвращения к себе, собственной убогости, желание запереться дома, смотреть сериалы, читать - лишь бы не искать выход. Университет закончился. Практически все друзья разъехались учиться за границу. Я выбрала остаться здесь. Решила сменить специальность и в магистратуре отучиться на что-то более практическое. Поступила, спустя полгода вновь пришло ощущение болота. Снова стала учиться спустя рукава. Продолжала получать стипендию, но никаких усилий не прилагала. Устроилась на работу. Поменяла еще с десяток увлечений. Еще разок похудела и вновь все наела опять.
Сейчас заканчиваю свой университет. Смогу наконец найти полноценную работу, а не неполный день. Наверное, какую-то смогу. Но - толку-то? Чувство болота придет опять. Я делаю неправильно, кажется, все. Чувствую себя какой-то грязной, страшной, нудной, никому не интересной. Пытаюсь завязать с кем-то отношения - не выходит. Друзья разъехались, контакты пропали. И будто какая-то стена выстроилась. Понимаю, что это моя стена, стена моей неуверенности, но ничего не могу с ней сделать. Думаю о том, что хотела бы писать и попробовать себя в журналистике, но не покидает ощущение "кому я нужна такая". Я пыталась стажироваться несколько раз, но будто об стену головой бьюсь. Не понимаю, как можно попасть куда-то. Дома - та же история. Мама - понимаю - уже не выберется из своих проблем, она не хочет, ей в них хорошо. Брат - в ступоре еще хуже моего. Он так и смог продержаться в университетах дольше семестра и на работу устраиваться тоже не идет. Отчим пару лет назад попал под машину и у него очень неважно со здоровьем. Конечно, это все не мои жизни, но на меня сильно давят с ответственностью за них. С одной стороны - я должна всем помочь, потому что у меня есть хоть какие-то силы барахтаться по жизни, с другой - мне бы сначала выбраться самой. А как - я не знаю. Как только я попадаю в какие-то отношения - и они становятся болотом.
Ощущение болота внутри меня - это, конечно, мое внутреннее болото. И стена - только моя. Я какая-то душная, замкнутая на себе, напряженная. Как будто где-то внутри меня живет совсем другой человек, но он куда-то заперт. В какое-то мерзкое, неповоротливое, унылое существо, у которого ничего не получается. Этого другого человека очень хочется выпустить, но как, я не знаю. А еще ощущение какой-то вечной каши в голове. Каши, когда чего-то не понимаешь. Вот это ощущение каши у меня - от себя. Я не понимаю себя. У меня тысячи миллионов интересов было за жизнь. От географии до шумерского, от математики до истории. Я учила 10 языков, но ни один не выучила. При чем процесс всегда один - я загораюсь - изучаю это и только это день и ночь месяц-полгода, потом - все, интерес пропадает. И было бы прекрасно - иметь много интересов, но мне уже не 15 и нужно делать жизненный выбор. А я кажется не умею заканчивать - только начинать.
Я ужасно устала от этого замкнутого круга. Хочу почувствовать себя ценной и нужной, найти какой-то смысл в жизни, какую-то цель, куда-то себя применить. Но у меня категорически нет сил. Переодически устраиваю какую-то перезагрузку. Пытаюсь пройти какой-нибудь курс а ля "12 недель в году". Но утром силы есть, какое-то настроение, вечером - хочется исчезнуть. Потом сваливается двести тысяч каких-то идиотских дел, которые надо сделать. И все тут же забрасываю. Не могу ничего довести до конца.
Страшно что-то менять, но как раньше - больше не могу. Ехать дальше по течению не хочется - попадаю, где попроще, ничего не меняется. А я не хочу всю жизнь прожить в болоте. Чувствую невероятную потребность во внимании и помощи, но не знаю, где их взять. Видимо, по каким-то причинам выбираю себе окружение, которое не может и не хочет тратить на меня время.
Как с этим всем справиться? За что хвататься, чтобы вытащить себя из болота? Может быть, я зря мучаюсь - нужно пойти полежать в клинике, пропить антидепрессанты и все как-то устаканиться? А может просто выдумываю проблемы, которых нет? В общем, что делать?
Спасибо, что дочитали до конца этот сумбур.
Автор вопроса: Соня Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Гнатюк Людмила Юрьевна.
Здравствуйте Соня!
Хоть мы все и родом из детства, но ссылаться и прикрываться ним всю жизнь не стоит. Да, у Вас оно было не самое радужное, но Вы не можете этого изменить, поэтому смещайте фокус своего внимания на то, что Вы можете контролировать.
А именно на свое отношение к жизни, детству, родителям и родственникам, работе и увлечениям и т.д.
В Вашем вопросе "Что ДЕЛАТЬ?" уже содержится ответ! Важно именно делать хоть что-то, то что можете, хоть на 3ку, но делать, чем искать оправдания и жалеть себя.
Я обычно рекомендую начинать с тела. Оно как автомобиль способно привезти Вас в пункт назначения, но качество поездки зависит от правильного ухода. Прежде всего наладьте режим сна-бодрствования. Ложитесь и вставайте раньше. Утро - самая благодатное время суток для себя. Начните с зарядки, затем душ, правильный завтрак. Если Вы приучите себя жить в согласии с циркадными ритмами организма, то будете меньше болеть, у Вас появится больше энергии, сил и вдохновения для решения своих вопросов.
Поэтому сначала - тело. К тому же у Вас уже имеется опыт успешного достижения цели на этом поприще, Вы уже знаете, что сможете, это дает уверенность в своих силах.
Второй пункт - это пространство которое Вас окружает (сюда входят все места, где Вы бываете: дом, дача, офис, машина, гараж и.т.д.). Там везде должно быть чисто, имеет смысл освободиться от хлама и испорченных вещей (май - очень подходяший месяц для этого!). Любое пространство в котором Вы находитесь - это отражение Вас. К тому же дом и очищение связанны именно с женской энергией, так что не откладывайте с уборкой. Вы и сами заметите, когда начнете заниматься своим телом, что хочется преображать и окружающее Вас пространство.
Дальше - Ваши мысли, чувства, ощущения себя и своих потребностей.
На сегодняшний день есть множество медитаций в интернете, где под приятную музыку дается инструкция работы с воображением/телом/ мыслями. Выберите себе ту, которая Вас вдохновляет и слушайте как можно чаще, первое время можно несколько раз в день. Если не найдете - напишите мне, сброшу Вам варианты. Задача в том, чтобы приучить свой мозг фиксироваться на положительных событиях, отслеживать свои чувства, вдохновляться и заряжать себя. Немаловажный момент - это благодарность. Умеющий благодарить никогда не будет одинок и несчастен. А тот, кто не находит в себе благодарность, не знает за что и кому может быть благодарен - обречен.
Поэтому практикуйте благодарность ежедневно, заведите себе дневник благодарности и пишите туда все, за что Вы благодарны. Чем чаще будете это делать, тем быстрее заметите перемены к лучшему в жизни.
Следующая рекомендация - отпустить обиды. Для этого нужно сначала самой попросить прощения у всех, на кого Вы обижаетесь, за свою глупость (мудрые не обижаются), за осуждение, неблагодарность, гордыню и т.д. и простить их. Чем искреней Вы это сделаете, тем быстрее увидите, как уходит и лиший вес, и цели проясняются, и жить становится радостнее.
Что касается помощи своим родным, то единственный способ - это показать им на своем примере как бытт счастливой. Все остальное - это поучения от головы, к добру не приведут, лишь оттолкнут от Вас. Вот когда Вы сами достигнете успеха, окружающие будьте уверены, заметят это и придут за советом, тогда имеете полное право поделиться своим опытом. До тех пор же, даже не пытайтесь решать чужие проблемы, помогать, конечно нужно, но не поучать.
Чтобы чувствовать себя ценной и нужной попробуйте инвестировать часть своего свободного времени на благо города, страны, людей.
Делайте что-то посильное регулярно, что-то, что будет полезно обществу и миру вцелом. Например, пособирайте мусор на площадке, посадите цветы на клумбе возле подъезда, предложите свою помощь в волонтерских центрах, организуйте сбор вещей для малоимущих, помогите пожилой соседке с уборкой и т.п. Есть тысячи способов применить свои руки-ноги, мозги и время на благо миру, уж поверьте это заряжает и вдохновляет, дает ощущение нужности и ценности.
Хотите пробовать себя в журналистике - пробуйте. Пишите на темы которые Вам самой иетересны, размещайте у себя на стене в соц.сетях, промониторьте сайты, предложите свои услуги, на первом этапе можно безоплатно, для опыта, далее - по ситуации. Оповестите всех знакомых, о том, что ищите подработку в сфере журналистики и возможно именно так Вы найдете то, что хотите.
Вобщем, Соня Вы поняли, нужно действовать, просто размышлять "а что если... ", не эффективно. Сделав хотя бы один шаг, Вам уже откроются возможности, которых Вы не видели, пока стояли на месте. Помните, что дорогу осилит идущий, а Вы - на верном пути, написав сюда, уже сделали шаг на встречу переменам.
Если захотите подробнее пообщаться - пишите, обязательно отвечу. Верю в Вас и Ваши силы!
Автор ответа психолог: Гнатюк Людмила Юрьевна