У меня синдром отличника. Постоянные нервные срывы из-за учебы.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 20 лет, я учусь в университете. Уже давно у меня появилась проблема, связанная с учебой и так называемым "синдромом отличника", с которой я не могу справиться. Дело в том, что я учусь в вузе на серьезной специальности, где требуется очень много учить и работать. Поэтому, как только я получаю низкую оценку (при условии что я действительно готовилась и старалась), я начинаю расстраиваться, часто плакать прямо на паре, сравнивать себя с другими людьми, которые приложили меньше усилий (им повезло больше и они получили лучше оценку, обидно) и которые больше учили (вот они умнее меня, а я настолько глупая, что не смогла выучить материал). Это повторяется постоянно. Также я очень сильно расстраиваюсь, когда у меня что-то не получается на различных конкурсах и так далее (опять же когда я прикладывала усилия), я начинаю паниковать раньше времени и начинаю думать, что исправить ситуацию нельзя и все очень плохо. Я не могу это перебороть, хотя умом понимаю, что это неправильно и на этом жизнь не заканчивается и все это ерунда. Но даже если я говорю это себе в такие моменты, это очень плохо помогает. Это портит мою нервную систему и здоровье (из-за постоянных подобных срывов часто болит голова и потом тяжело сосредоточиться), а также ухудшает мои отношения с моим молодым человеком, так как он совершенно не паникует по поводу учебы, и чаще учится лучше меня, и ему непонятны мои истерики и очень его утомляют в последнее время (как собственно и меня). Подскажите, что мне делать? Как мне справиться с собой и перестать нервничать по пустякам?
Автор вопроса: Виктория Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Виктория.
Непросто жить с такой вот психологией.
А вообще, я так подозреваю, что этим феноменом Вы интересовались, и тогда должны знать, что далеко не всё так однозначно.
Во-первых, а что в этом плохого? Перфекционизм - штука вполне даже привлекательная. Человек стремится всё делать идеально, достигать абсолютных результатов, преуспевать ВО ВСЕХ сферах жизни и т.д.
Плохо только одно. Всё это он делает , в том числе, с целью заслужить, получить самую высокую оценку социума, окружающих. А каково это - жить "на оценку". Причём, частенько эта оценка сублемируется в свою собственную, себя-самОй-любимой оценку! Это даже не самооценка, нет. Это что-то похожее на самокритику и самоконтроль, но в смысле именно оценки результата деятельности.
"Я ДОВОЛЬНА собой только, если у меня всё хорошо, я везде успеваю и у меня всё получается".
Я употребил слово "довольна", а не удовлетворена, ибо в этом-то и есть парадокс и проблема:
Перфекционист крайнее редко бывает удовлетворён. А ощущение "я доволен" носит некий промежуточный оттенок.
Во-вторых, гиперответственность. Ксли ты хочешь, чтобы всё было чмкм-пики, то надо всё держать под контролем! "Уж лучше я сама всё сделаю, потому что рассчитывать в плане качества работы могу только на себя". Гиперответственость - вторичный "продукт" стремления к тотальному контролю за всеми сферами жизни. И вот тут , ещё глубже, зарылась и низкая самооценка, и боязнь рисковать, недостаток доверия, и многое, многое другое!
В-третьих, зависимость от оценок окружающих.
Кто-то когда-то зародил в Вас мысль о том, что только получая условно "хорошие оценки" Вы заслужите любовь и признание этого мира!
Мы выбираем способы добиться любви окружающих в самом-самом раннем детстве! Малыш, которому два годика, уже знает, как сделать так, чтобы тебя увидели, заметили, подтвердили и - возможно- похвалили! Кто-то делает что-то хорошее, хорошо себя ведёт, слушается и получает конфетку.
Кто-то шалит и проказничает и за это его наказывают. Но наказывая, мы , взрослые, всё-таки подтверждаем, что видим ребёнка, чувствуем его, признаём и т.д.
А кто-то - просто живёт! Просто играет, просто учится, просто взаимодействует с окружающим миром со всеми вытекающими последствиями! Его признают, любят, подтверждают ПРОСТО ТАК!
Разницу чувствуете? Кто-то получает подтверждение тогда, когда ведёт себя хорошо. Кто-то - когда безобразничает. А кто-то - просто, потому что его любят, он вместе со всеми и никогда не исчезает из поля зрения!
Так и создаются программы.
Вероятно, когда-то случился некий программный "сбой", перекос и сложился такой механизм Вашего личного понимания себя в системе координат окружающего мира.
Что делать?
- Работать с психологом. Психолог поможет расставить приоритеты, определить ценностные ориентиры, понять, что важно, а что нет.
Психолог поможет повысить самооценку, превратить Ваши сильные качества в полезные! Именно так. Часто сила мешает, даже вредит, мешает гибкости и дипломатии, является прикрытием каких-то болезненных ощущений! Нужно, чтобы сила помогала.
Психолог поможет Вам со стороны посмотреть на такие же проблемы у других людей, если Вы побываете на групповом сеансе. Это очень выстраивает психологию, оздоровляет.
Психолог проведёт, если надо, сеанс семейной терапии и Вы поймёте, что в итоге Вас любят не за что-то, а просто так!
Телесно-ориентированные практики (снятие внутренних и внешних зажимов, дыхание, релаксация, раскрепощение и т.д.) помогут Вам уже не через мозги, а через мышцы, через телесные ощущения.
- Если у Вас есть близкие люди, то введите для себя закон: КАЖДЫЙ БОЖИЙ ДЕНЬ Я ДОЛЖНА ОБНЯТЬ МАМУ-ПАПУ ПРОСТО ТАК. Обнять крепко и даже немножко послюнявить нос))))))! Сначала обнимашки, потом поговорить, потом просто посидеть рядышком и т.д. Учитесь выслушивать. Умейте сохранять активный интерес к тому, что говорят близкие. А если не интересно, то просто сделайте вид, что Вам интересно! Здесь нужна самодисциплина! Но эффект будет громоподобный!
- Один день в неделю Вы должны просто ОТДЫХАТЬ, получая максимум положительных эмоций! Природа,отношения, книги, телевизор, гуляние, спорт, развлечения всякого рода с большим кол-вом положительных эмоций от визуальных до вкусовых!
Ваш "внутренний ребёнок", которого Вы давно забыли должен выздороветь, проснуться, заиграть! Именно это "эго-состояние" наполняет нашу жизнь красками, запахами, удовольствиями, теплом и драйвом!
Так вот, помимо внутренних взрослого и родителя, есть ещё и ребёнок! Подкормите его "конфетками"! А то он взбунтуется или заболеет. И это будет плохо!
Подумайте о кардинальной смене имиджа. Это очень полезно! И ориентируйтесь ТОЛЬКО на себя.
Короче, работайте над собой и всё у Вас будет отлично! Удачи. А. Журавлёв