Избегающее поведение с моей стороны и холодность со стороны партнера.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Заранее благодарю за отклик.
Надо признаться, что в тот или иной период времени мне уже приходилось обращаться за помощью к специалисту, также имеется опыт пребывания в психиатрической клинике в 17 лет с диагнозом "Обсессивно-компульсивное расстройство (F42)", чему поспособствовал ряд причин, в том числе не самое радужное детство с реалиями глухой деревни и всеми ужасами, происходящими в данной среде обитания; генетика (имеются прецеденты разного рода психических расстройств в обеих родительских ветвях); непростые взаимоотношения с окружающими людьми.
В 19 лет произошло знакомство с моим нынешним партнером и переезд к нему. С тех пор у меня пропало желание сетовать на жизнь, так как она значительно облегчилась во всех сферах. Единственное, у меня по-прежнему сохранились избегающие настроения: иной раз мне натурально страшно выйти в свет из-за мнимого осуждения со стороны общества, хотя объективных причин на то нет; не говоря уже об устройстве на работу при том, что я, как можно было бы предположить, обучаюсь в заочной форме, есть все для того условия, однако меня не покидает чувство, что при первых же моих попытках я получу очередной закономерный "щелчок по носу"; полностью признаю, что это слабость, малодушие, за которыми проще и легче прятаться и жить по-прежнему укладу, будучи бременем для своих близких, которые, кстати говоря, без единого упрека принимают мой "паразитизм", тем не менее присутствует страх даже мыслей о том, что бы я ежедневно имела социальные контакты. О том, что это единственная проблема, я, конечно, погорячилась; тезисно: маниакальное стремление к чистоте в квартире, при несоблюдении - тревога, неуют; крайне низкая самооценка; постоянная саморефлексия; тотальный контроль жизни партнера, но в той форме, когда партнерша перенимает интересы и связи, причем успешно, чему он даже несколько рад, по крайней мере претензий об этом не поступало, но бывают перегибы, признаюсь; холодность во взаимоотношениях с избранником. О последнем подробнее: на протяжении полугода ни в один из дней мной не был получен ни поцелуй, ни объятия, ни что-либо еще в этом русле без просьбы с моей стороны при том, что мной подобные вещи совершаются постоянно и с удовольствием. Без преувеличений. Что касается бытового плана: каждый выполняет свои функции, присутствует полная взаимопомощь и мной оказывается поддержка. И как раз в данный период времени на мои расспросы о том, почему пропала та особая часть жизни с проявлением нежности и заботы с его стороны, он дал ответ, будто бы он перегорел от направления: "дом-учеба-работа-дом", до той степени, когда пропадает всякое желание жить; мою вину он отрицал; попытки вырваться из рутины были периодическими; его позиции: к специалисту обращаться не станет и под дулом пистолета; на удивление, его устраивает данный уклад, однако он несчастен; в любви и верности даже в этот период нет сомнений; чтобы я оставила его на некоторое время, он думать и не хочет; других людей столь близко он к себе не подпускает. Еще момент: совсем недавно от нас переехала его мать, и ответственность возросла, в ее отсутствие квартира приобрела атмосферу пустоты и того же самого всеобъемлющего неуюта, - это ощущается нами обоими. Прошу, скажите, пожалуйста, как я могу помочь ему (что первостепенно) и себе с обозначенными проблемами?
Еще раз - премного благодарна за неравнодушие.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Загородняя Виктория Александровна.
Благодарю за вопрос.
Уважаемая Екатерина!
Мне лично импонирует Ваш стиль письма и Ваш профессиональный взгляд на жизненную ситуацию, Вы пишете четко, по делу, без эмоций и достаточно профессионально. Хочется отдать Вам должное, пишете со знанием дела. Психология как то связана с Вашей профессией или хобби? Позволю себе перейти непосредственно к ответу на вопрос.
Начну сразу с самого главного: не считаю, что Ваш партнер нуждается в психологической помощи. Пока из того, что отражено в письме нет признаков душевных проблем. Для своего спокойствия можно попробовать пройти тесты на клиническую депрессию, сейчас в интернете их достаточно. Подойдет тест-шкала Бека.
Как сейчас обстоят Ваши дела с ОКР? Вы посещаете специалиста очно? С этим Вам нужно разобраться в первую очередь.
Не соглашусь, что диагноз ОКР является «слабостью» или «прикрытием». Человек не должен извиняться к примеру за то, что у него грипп или плохое зрение. Да, это никого еще не сделало более счастливым, но таких людей очень много и нужно постараться принять себя такими. Нас делает людьми наша уязвимость, слабость и недостатки. Получается ли у Вас простить себя за ОКР? За свое «несовершенство».
Так же Вы пишете, что утратили эмоциональную связь с партнером. Свою совместную жизнь Вы описываете достаточно сухо. Это не удивительно, сейчас страсть и влечение поугасли, но с этим можно работать. Человек не может быть влюблен постоянно и навсегда, нервная система просто этого не позволит. После стадии влюбленности и безумного огня наступает стадия спокойной любви и так бывает всегда.
Возможно я ошибаюсь, но Вам бы хотелось слиться с Вашим партнером в единое целое. Вы перенимаете его круг общения и интересы и хотите присвоить ему какие-то психологические проблемы, чтобы выйти с ним на один уровень. Предлагаю взглянуть на это под другим углом. Двое в паре могут дополнять друг друга, вдохновлять и наполнять. Когда девушка подстраивается под мужчину и растворяется в нем, она может стать ему не интересной. То же самое можно сказать и о мужчине. Внутри пары есть место для личных интересов, для свободного времени без партнера. Это не вредит, а лишь укрепляет отношения.
К вопросу о неуюте. Вдвоем оставаться действительно сложнее, чем с родителями. Стоит обсудить с партнером как Вы и он видите совместную жизнь. Возможно это покажется само собой разумеющимся, но вопросы детей, бюджета, проведения досуга стоит обсудить и проговорить вдвоем. Выслушайте друг друга. Может ощущение пустоты подсказывает Вам, что пора создавать семью, либо трезво взглянуть с партнером друг на друга. Как Вы сейчас относитесь друг к другу? Что чувствуете? Спросите себя и его как Вы относитесь к тому, что в семье работает только муж? Вы бы сами хотели работать или так надо? Поначалу такая свобода может испугать. Первое время Вам придется больше усилий приложить к созданию быта Вашей мечты, но с другой стороны сейчас Вам открыты все дороги. Можно лучше узнать себя, экспериментировать.
По поводу социальных контактов. С этим можно работать. Для себя выделяю когнитивно-поведенческую терапию. В зависимости от степени выраженности проблемы можно работать как с психотерапией без лекарств, так и с лекарствами. Препараты на первое время как костыли просто помогают сделать шаг к улучшению состояния. Лекарств не нужно бояться. Плюс не все люди любят общество, в этом нет ничего плохого. Есть и профессии подразумевающие минимальный контакт с людьми. Не мучайтесь и не заставляйте себя идти работать менеджером по продажам, попробуйте найти дело по душе. Не обязательно это должна быть работа, начать можно с хобби. Все зависит от текущего материального положения дел и Вашего личного выбора.
Екатерина, Вы несомненно умная и интересная девушка. Поверьте, что с Вами все в порядке. Все хорошо с Вашим любимым и с семьей. Чаще уделяйте внимание приятным вещам: отдых с семьей, оформление интерьера, шопинг, новое хобби. Закрываться в себе и своих мыслях – это сложный путь, стоит ли его пройти решать только Вам. Позаботьтесь о себе, позвольте себе быть любой, Вы имеете на это полное право.