Уход в себя от чувства нехватки ума и сообразительности.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я бы хотел затронуть проблему, которая меня мучает и преследует практически каждый день. Она не дает мне покоя уже более 7 лет и очень часто доводит до депрессивных состояний, когда даже и смысл существования теряется. Я называю эту проблему думать о том, а могу ли я думать. Это проблема вечного самокопания и анализа, но обо всем по порядку. Началось это примерно в возрасте 20 лет, когда мой лучший друг впервые пригласил меня отправиться с ним в МСК, для знакомства с девушками. Тогда первая встреча и обернулась для меня трагедией, я не мог с ними общаться на одной волне, тогда как мой друг делал это с легкостью и ему было очень весело, тогда я первый почувствовал этот удар по-своему Я - как это принято называть. У меня не получалось так ловко вертеть фактами и шутить, от чего чувствовал неловкость. Это повторялось не раз. В какой-то момент я стал погружаться в себя и часто задумываться о своей глупости, что порой не могу просто сопоставить банальные факты. Стал анализировать все в своей жизни, как учился и, что могло сыграть решающий фактор в формировании моего ума. Мой друг всегда душа компании, ему всегда есть, что сказать, пошутить или высказать свое мнение. Он очень умен и сообразителен, в какой-то момент я сам себе признался, что хочу быть таким как он. Не могу сказать про себя, что я эгоистичная личность, я читал такие книги как Карнеги "Как завоевать друзей и оказать влияние на людей", НЛП и они мне дали больше понимание устройства личности человека, но я так и не вышел на тот более глубокий уровень взаимопонимания между людьми. И теперь все это для меня как болячка, которая каждый раз сковыривается, когда я могу сказать какую-то глупость или у меня просто не хватило слов и воображения. Про себя могу добавить, что я был очень неусидчивым ребенком, с расстройством внимания, писал левой рукой, поздно начал говорить. По поводу учебы в школе, тут все не однозначно, я учился до какого-то момента хорошо, но потом как будто меня кто-то подменил, двойка за двойкой. Иногда мне удавалось находить решение сложных задач, порой даже отличники не могли додуматься или найти зацепку в решении. Казалось, что чем тяжелее задача в математики или физике, тем легче мне она дается, а с простыми как то тяжелее все выходило. Я закончил высшее образование, но при этом все равно порой ощущаю, что глупее или тупее обычных школьников. Я наверное уже бы мог написать целую книгу по само анализу своих мыслей, но как мне жить со своей проблемой я не знаю. Мне хочется стать умнее и сообразительнее, но у меня опускаются руки от того, что нет результатов. Я допускаю ошибки иногда банальные при игре на гитаре, пою песни и забываю слова, меня это очень сильно задевает. Как мне научиться жить с этим? Помогите, пожалуйста.
Автор вопроса: Андрей Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Андрей, здравствуйте!
Читая ваше письмо у меня сложилось мнение, что вы очень умный. Это не пустая похвала или лесть. Все достаточно структурировано и самое главное - понятно написано.
Это уже говорит о том, что человек вы глубокий и грамотный.
Теперь перейдем к сути вопроса. А в чем ваш вопрос? Если перефразировать то, что вы написали- то я себе придумал картинку идеального себя и хочу таким быть. Но мое Я сопротивляется этому. Возникает внутренний конфликт, который уводит в глубокий самоанализ. Но не дает понимания себя и принятия себя. В итоге - депрессии и глобальное недовольство собой. Правильно?
Андрей, все мы абсолютно разные. Кто-то может сыпать шутками-прибаутками без умолку, но при этом быть достаточно поверхностным человеком. А кто-то говорит мало и по существу. И любят, как одних, так и других. При условии, что человек в ладу с собой, принимает себя таким, какой он есть. Когда он доволен собой. Понимаете - о чем я?
«Я допускаю ошибки иногда банальные при игре на гитаре, пою песни и забываю слова, меня это очень сильно задевает. Как мне научиться жить с этим?» - Андрей, практически каждый человек оказывался в таких ситуациях. Это не признак тупости или глупости. Все зависит от настроения и настроя. Можно ведь мысленно быть совсем далеко и забыть слова песни. А можно так сильно нервничать, что опять же таки забыть слова.
Скорее всего у вас слишком завышенные требования к самому себе. Вы не даете себе право на ошибку. Даже самую минимальную. Ваш внутренний критик слишком строго к вам относится и хочет, нет - требует, чтобы все было идеально.
То, что вы были отличником в школе, а потом скатились на тройки - может говорить о пропавшем стимуле учиться.
То, что писали левой рукой - говорит о том, что вы можете быть эмоциональным, ранимым и творческим человеком. Это люди чувств, которые могут глубже вникать в чувства и переживания других людей. Разве это плохо?
Чтобы получать от жизни радость и удовольствие, вам нужно всего лишь принять себя таким, какой вы есть. Это самое простое, что вы можете сделать для себя, но и самое важное! А еще учиться относиться с юмором ко всем своим промахам, оплошностям и ошибкам.
Андрей, знаете, можно так искренне и весело рассказать о том, как вы забыли слова песни или что-то еще, красочно описав свои чувства при этом и выражение лиц окружающих, что вы будете не просто в центре внимания, а и душой компании. Подумайте над этим и попробуйте сместить фокус внимания с критики себя на отношение к себе с юмором. Вам ведь именно с таким собой еще жить и жить. И когда вы ослабите хватку желания быть идеальным или таким, как ваш друг - вы начнете совершенно по-другому относиться к жизни. И в вашей жизни начнут происходить совершенно разные и интересные события, о которых вы будете вспоминать с улыбкой. Вы же этого хотите?
Андрей, если самостоятельно не сможете справиться с этим вопросом - обратитесь к психологу. Это будет гораздо эффективнее, чем письмо на сайт. И гораздо легче и быстрее вы вдвоем со специалистом сможете в этом разобраться. Главное - не пускайте все на самотек. Помните - это ваша жизнь и только от вас зависит, как вы ее дальше будете проживать.