Страх и неуверенность. Как перестать бояться быть с людьми, понять себя и начать жить?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Анастасия, и я очень устала от себя.
В целом-то, я не скажу, что я какая-то глупая или страшная. Нет, напротив. Внешность мне своя вполне нравится, и тупой не назову себя. Когда одна. Но когда выхожу в люди – все комплексы вылезают наружу. Я сразу становлюсь зажатой, трусливой, неуверенной в себе девушкой. Разговаривая с людьми я вижу, что они умеют классно общаться, шутить, они раскованы и уверены в себе, а еще – умеют красиво улыбаться и смеяться (этого я делать не умею). На их фоне я чувствую себя жалкой и мерзкой.
Я прекрасно понимаю, что мои комплексы идут с детства. Меня мало хвалили, часто укоряли в чем-то, заставляли делать «КАК ВСЕ», а не так, как мне бы хотелось, не было свободы выбора и действий.
Я – студент, мне 20 лет и я инфантильный человек. Живу с бабушкой, которая заставляет меня жить «как все люди». Т.е. для неё не существует понятий «индивидуальность» и «личность». Не иметь своего мнения, жить как все, и не быть собой – вот её правило. Часто от неё слышу, что я – ненормальный человек, который должен находиться в психушке с такими отклонениями. Мне очень больно и плохо. Переехать не могу. Т.к. некуда, учусь, да и бабушку не оставить. В магазин сходить, что-то подать, полечить – это нужно. Ну, не об этом, конечно.
Если говорить о взаимоотношениях с родителями, то с мамой я почти не общаюсь. Отчима не переношу. Почему? Потому что мать, когда встречалась с моим папой, родила меня только для того, чтобы удержать его. Не вышло. А потом она отдала меня бабушке: «Подарок ко дню рождения». За это, конечно, ей спасибо. С ней бы мне было очень сложно, и я боюсь представить, что со мной было бы, живя я с ними. Про отчима даже говорить не хочу. 8 месяцев не работает, ленивый, и считает, что все ему должны. Со своим папой я общаюсь неплохо. Он вахтой работает, потому видимся редко. У него есть жена (так он её называет) и у неё дети. С ними я хорошо общаюсь.
Из-за всей этой обстановки, с детства я неуверенна в себе. Я безумно боюсь на людях показать себя, боюсь быть раскованной и уверенной в себе, боюсь улыбаться и смеяться.
Я очень закрытый человек, не выражаю своих чувств и боюсь показать свои эмоции. Порой я ощущаю ком в груди. Словно огромный сгусток какой-то черной энергии уничтожает меня: сворачивает всё и разрушает.
А также, я не знаю, кто я. Не знаю чего хочу от жизни. Хотя нет, знаю. Покоя, тишины, гармонии и Любви. Но кто этого не хочет? Однако, как это реализовать? Для меня очень серьезная проблема еще в том, что я не представляю, кем потом пойду работать. Я не могу определиться. Не хочу работать как многие – только потому, что «НАДО». Я хочу ходить на работу, и заряжаться энергией, хочу любить своё дело и делать то, что вдохновляет. Однако я не знаю, что меня вдохновляет, куда стремиться и чего я хочу. И опять-таки это из разряда «кто я?»
Очень страшно за жизнь. Хочу понять, кто я, хочу перестать бояться людей, хочу быть уверенной в себе и раскованной. Но как? Что делать?
Я прекрасно понимаю, что у меня полно проблем. И даже больше, чем я здесь их описала. Я бы ходила к психологу, но я не зарабатываю денег, да и пока живу с бабушкой – не выйдет.
Я не открываюсь ей. Я не хочу рассказывать что-либо. Я вообще боюсь что-либо о себе говорить. Мне сложно ей рассказывать куда собираюсь, где была и что делала. Внутренне сложно. Да и надо ли ей это? Вчера, например, впервые за долгое время начала увлеченно рассказывать о том, как прошел мой день, так она послушала меня во время рекламы по телевизору, а когда началась программа – переключилась от меня на середине рассказа.
– Ладно – говорю – тебе все равно не интересно, я лучше помолчу
– Да там сюжет очень интересный. Девочку убили. Видишь кровь?
Вот, пожалуй, это всё, что меня сейчас беспокоит. Расскажите, помогите, пожалуйста, что мне делать? С тем учетом, что справляться мне придется в одиночку, а к психологам, к сожалению, обращаться не могу из-за финансов. Очень хочу обрести уверенность в себе, внутренний стержень, но не знаю как.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Захарова Снежана Олеговна.
Здравствуйте, Анастасия!
Попробуйте вспомнить и себе ответить, что именно происходит с вами такого, что начинают вылазить комплексы на улице? Почему вы становитесь зажатой и неуверенной в себе? Раскован не равно уверен в себе. Человек может быть раскован, но вовсе не уверенным.
Комплексы есть у всех людей и если мешают жить, то с ними можно работать! Вижу, что истоки вашего отношения к себе от бабушки отчасти. Вы не должны жить как говорит бабушка, вы уже достаточно взрослый человек, чтобы выбирать - как именно вам жить и взаимодействовать с людьми.
Вы пишите, что некуда съехать и как будто и не хочется, а почему не хочется? Вы ведь можете узнать на счет проживания в общежитии и помогать бабушке на расстоянии, такой вариант рассматривали?
Настя, мне хочется вас поддержать по человечески, вам и правда не легко в семье, но вы можете менять свое отношение к ситуации уже сейчас. Чувства делают нас живыми, не бойтесь их выражать и не слушайте оскорблений в свою сторону, эти люди больны - раз вас называют ненормальной! Я этими словами не обидеть ваших родных хочу, а вам показать, что вы не виноваты в тараканах в голове у ваших родных!
Вы пишите, что ощущаете ком в груди. Попробуйте рисовать его на бумаге - рассмотрите, что за ком и какие чувства в нем скрываются. Пытайтесь не сдерживать свои чувства к людям, даже если вам кажется, что им все равно. К сожалению, взращивать внутренний стержень не возможно от простого прочтения книги или получения рекомендаций. Я вам написала некоторые шаги на пути к познанию себя. Пробуйте их делать, замечайте какие чувства и изменения внутри вас происходят. Не сдавайтесь, удачи Вам!