Сижу дома замкнутая в себе и по уши в комплексах. Могу ли я как то это изменить?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Даже не знаю с чего начать столько всего накопилось. Проблемы они у меня во всем абсолютно, все проблематично у меня как то. И причем все абсолютно банально. Типичные проблемы вроде финансовой не состоятельности, комплексов и т.д . Ну все же опишу все по порядку. Начнем с меня: о себе могу сказать что я очень закрытый человек с комплексами , очень стеснительная а так же раздражительная сильно и с нервами не дружу совсем. проблемы одна за другой во мне. В общем иногда меня мысли накрывают с головой и в этом мыслительном процессе я причиняю себе вред то есть давлю прыщи черные точки ковыряю болячки Этим самым я изуродовала свои стройные ноги свои красивые плечи и не могу теперь носить одежду открытую. Не знаю как от этого избавиться теперь эти уродства не исправить. Вообще себя страшной не считала никогда вполне симпатичная вроде Но пару раз в подростковом возрасте приходилось слышать "какая я страшная" и эти комплексы теперь не оставляют меня. Еще я очень тихая у меня тонкий голос и я такая робкая что я не могу громко разговаривать или что то спрашивать я всегда молчу я такая эмоциональная что стоит человеку мне что то сказать я начинаю плакать пусть он и не кричит на меня но серьезно что то скажет если я могу просто рыдать, и вот дома постоянно надо мной смеются что я не разговариваю а мяукаю типа того и вот это еще один из комплексов всегда слышу ой ты это не сможешь ты же мяукаешь и все такое это еще и очень обидно и бесит. В общем не знаю люди тоже как то со мной не очень общаются опять же думаю из за внешности. Я на улице даже или в общественных местах стесняюсь поднимать голову или смотреть на людей потому что они считают меня уродиной какой то не знаю. Еще я понимаю что да своей неуверенностью я их отталкиваю а как быть не знаю. Так хочется стать харизматичной общительной уверенной в себе. Хочу чтоб люди ко мне тянулись. Ведь даже в соц сетях никто не пишет особо опять же из за внешности.
С парнем опять же та же фигня никого не могу найти потому что нет общения. Недавно у меня появился парень мы с ним общались где то месяц все шло к отношениям но я долго не соглашалась я и боялась и все такое я говорила ему не надо пожалуйста мы временно повстречаемся я не хочу этого я быстро привязываюсь к людям мне будет тяжело вообщем очень долго мы это обсуждали еще я должна было уехать в Россию но он говорил нет все будет хорошо я буду тебя ждать все серьезно ты та которую я искал ты мне нужна в общем я не устояла и мы начали встречаться. 3 месяца мы были вместе, господи вы не поверите все было идеально он настолько классный человек словами не описать такой заботливый прям сказка была а не жизнь, мы даже не ругались мы не дня не расставались все довольны все хорошо, разговоры о будущем серьезности и т.д и вот вдруг однажды он мне заявляет типа извини но я кажется перегорел, ты очень хорошая но дело во мне типа и все такое. у меня шок я не понимаю ничего почему так случилось он избегает меня его ответы на мои вопросы расходятся постоянно я ничего не понимаю . Эти все действия вообще не свойственны ему и на него это не похоже . И вот прошло уже 4 месяца после расставания я до сих пор не понимаю его действий он даже не общается со мной, хотя он из той категории людей который считает что общаться с бывшими вполне нормально. Ну я сама его как бы отпустила я не пишу ему я не бегаю за ним пару раз я пыталась поговорить но из этого ничего не вышло поэтому я просто оставила его. Хотя в душе где то внутри мне все же хочется быть с ним , хочется чтобы он вернулся. И это опять таки + к комплексам.
И так в семье: С Мамой отношения у меня не очень, нет мы не ругаемся не грыземся просто мы совсем не общаемся у нас нет никакой близости у нее свои интересы они мной не интересуется живет сама по себе вообщем мне её не хватает отчасти меня это тревожит я не чувствую материнской любви и в детстве её не получила тоже. Вообще у нас почти нету родственников никто друг с другом не общается и от этого одиноко очень. Папа не ушел из семьи но он живет отдельно я вижу его раз в неделю и с ним вообще нет никаких отношений у меня я даже не могу спросить как у него дела мы так далеки. Вообщем вот так, еще есть младшая сестренка которую я очень люблю но у нас разница в возрасте 8 лет ей всего 11 и мы тоже почти не общаемся с ней и у меня есть страх того что с ней я тоже не буду никогда близка. Это меня очень пугает.
Финансовое состояние семьи не сказать что прям такие бедные просто так получилось что все деньги заняли одному человеку (огромную сумму) и папа лишился работы в этот момент вообщем теперь 6 лет уже где то кое как перебываем лишь на питание хватает. По этой причине я не поступила учиться В прошлом году закончила школу и сидела дома Работала опять дома сидела и вот год прошел а денег на учебу собрать не удалось, точней это никто не делал и я вновь не уезжаю. Хочу в Питер поехать. Вот это и есть моя самая главная и большая проблема. Я не учусь а время идет я ничем не занимаюсь я никуда не хожу и у меня накручивания себя идут что жизнь проходит просто так. Вот мне 19 лет да а друзей у меня особо нет я не хожу гулять на вечеринку там тусить и все такое я сижу как старая бабка дома из за своих комплексов я не знаю куда мне пойти с кем пойти у нас нет компании. И вот мне хочется заниматься разными вещами да научиться многому (рисовать, играть на гитаре, учить языки, ходить в зал, водить машину, учиться вязанью и т. д) список огромный но опять же финансы не позволяют пойти на курсы еще и цены у нас в городе космические на все я не могу позволить ничего не вещи себе купить не сходить куда то но я очень хочу все это . Да вы скажите в чем проблема иди работай и сможешь но с работы я уволилась рассчитывая что уеду учиться но теперь я не еду. Работу тоже сложно найти и да даже работая приходилось помогать дома финансами что все равно не получалось как то да и без образования много не заработаешь. А я хочу очень хочу учиться . Еще одна из проблем не могу определиться чего я конкретно хочу в жизни знаете как бывает я примерно знаю но не могу сказать в целом. Я не знаю кем я хочу быть я не могу себя увидеть в чем то и сказать да это вот мое. Эмоционально это на меня тоже давит я хочу стать успешной хочу карьеру чтоб в случае чего я могла себя обеспечить я хочу иметь свой достаток чтоб не полагаться на кого то а быть уверенной в себе. И я толком не знаю чего я хочу , то ли работать просто в офисе то ли быть гламурной бизнес леди ну как это бывает в кино такие статные дамочки я не могу разобраться и это сильно давит на меня. Я столько проф. тестов проходила столько читала об определении но мне это ничего конкретно не дает.
Ммм да еще есть один минус у меня я не могу делать вещи по этапно там или маленькими шажками да мне нужно все и сразу это тоже меня бесит потому что я например я хочу быть эрудированной образованной харизматичной общительной умной интересной хочу уметь много всего но я не знаю что для этого делать потому что я представляю только полную картину этого а как этому следовать я не знаю поэтому получается такой эмоциональный стресс так же хочу как я уже говорила ходить во всякие секции но опять же по одному я не могу я думаю надо пойти туда то туда то и туда то сразу а так как не получается все сразу так и не делается ничего , не знаю как это изменить. Также и вещи я создаю огромный список всего что мне нужно и по отдельности по одному не приобретаю ничего так и остается список не выполненным. Еще я имею свойство перегорать, но это касается только мест и вещей на людей не распостронялось еще по крайней мере. Это так же влияет на страх выбора профессии. Потому что вот к временным работам я перегораю спустя 2-3 месяца к вещам обычно если сразу не сделаю через пару дней. Я просто такой человек я не могу сама обучаться по интернету или книгам мне нужно чтоб кто то учил меня в живую. Вот и получается что сижу ною просто.
В общем самая большая проблема заключается в том что я просто сижу дома замкнутая в себе и по уши в комплексах и не знаю как этот клубок проблем распутать. Мне страшно что я ничем не занимаюсь, что у меня нет знакомых друзей, я никуда не хожу. Мне страшно от того что жизнь просто проходит мимо меня а время то не стоит на месте я боюсь что я так ничему и не научусь что ничего не попробую не успею сделать за свою молодость много всего. Я Боюсь что не встречу человека своего любимого что у меня не будет идеальной семьи и любимых детей я боюсь так и просидеть дома одна всю жизнь скучно и серо....
В общем на первый взгляд может показаться что нет особых проблем но это все на столько сплелось друг с другом и на столько давит на меня что я уже не могу. Я не знаю что мне делать как со всем этим быть. Не знаю как построить свою жизнь не знаю какие цели поставить и самое главное не знаю как их осуществлять потом ведь возможностей у меня никаких нету .
Почти без причинные страхи угнетают меня очень. Надеюсь ваши советы помогут мне разобраться с этим клубком.
Заранее спасибо большое за внимание, и за отзывчивость.
Автор вопроса: Руслана Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Руслана, здравствуйте!
Спасибо за такое подробное письмо, за доверие!
Мне бы очень сильно хотелось бы Вам помочь. НО!!! Дорогая Руслана жизнь - это не кино, не сказка, где прилетел добрый волшебник, добрая фея, взмахнул волшебной палочкой и тыква превратилась в карету и все мгновенно изменилось к лучшему.
Почитайте биографии очень многих великих людей, с какими трудностями им пришлось столкнуться по жизни. Но именно преодолевая все трудности они закалились и стали такими и добились многого в жизни именно благодаря этим трудностям.
Руслана, Вы , как мне видится, очень разумная девушка и пишите очень много разумных доводов, но потом почему - то сами все это обесцениваете, Вы сами не пользуетесь своей разумностью, своими разумными советами. ПОЧЕМУ?
Это Страх? Так со страхом необходимо подружиться, сделать его своим союзником.
Самое первое и главное с чего Вам надо начать - это поднимать самооценку. На этом сайте много статей на эту темы с хорошими упражнениями, в том числе и мои статьи. Но Руслана, если Вы ничего не будете делать, а будете только жалеть себя, то так ничего и не изменится. Каждый человек может добиться своих целей, главное эти цели поставить и начать действовать. Выбор всегда за человеком: действовать и развиваться или жалеть себя и деградировать.
Это Ваша жизнь и только Вам решать, что с ней делать.
По поводу Ваших отношений с родными. Почему бы Вам самой не начать сближаться с ними? Потихоньку издалека. Помните как лис учил маленького принца, как надо приручать? Отпустите обиды, что вас обижали и недооценивали. Докажите всем и себе, что Вы выше этого. Вы можете сами себя ценить и более того, Вы можете ценить, уважать, понимать и любить окружающих не за что-то , а просто так, просто потому что они есть - Ваших маму, папу, сестру.
можно работать, радоваться жизни и копить деньги на учебу, а можно сидеть дома и жалеть себя. Можно готовиться к поступлению в ВУЗ своими силами и поступить на бюджет, а может целыми днями просиживать у телевизора и компьютера мечтая о несбыточном, но ничего не делать. Всегда есть выбор!!!
Дорогая Руслана, в жизни всегда есть выбор!!! Выбор: жалеть себя, заниматься самоуничижением или начать действовать, строить планы, воспрять духом и телом. Если Вам действительно не нравится что-то в себе, то ЧТО мешает это исправить? Черты лица всегда можно обыграть косметикой. Вспомните известных актрис, певиц, которые не обладают природной красотой, но могут выглядеть шикарно. Они просто прикладывали и прикладывают к этому чуть больше усилий. А если вспомнить Клеопатру... разве была она красавицей. Мы опять возвращаемся к самоотношению. Себе всегда можно привить хорошие привычки, например привычку к саморазвитию, к учебе, привычке к ухаживанию за собой. Вы пишите о харизме. Да, есть люди, которые обладают ее от природы, но есть те, которые выработали, развили ее у себя кропотливым трудом. Много великих ораторов достигали своей известности только после многолетних упорных трудов над собой. по этому поводу написано много книг и, даже много инструкций. И далеко не все обладали большими деньгами. Чаще всего для этого нужны не деньги, намерение. Я не знаю, что у Вас с ногами и плечами, но Вы столь молоды, что уверена, что кожа должна восстановиться. Существует масса кремов, которые заживляют раны и рубцы, но и природа делает свое дело - молодое тело регенерирует быстро.
Для начала Вам необходимо научиться перестать себя ругать (в любом виде, вообще запретить говорить самой о себе плохо), перестать ненавидеть других и себя.
Займитесь практиками прощения!
Еще Вам необходимо начать поднимать самооценку – это обязательно!
Навсегда запретить себе ругать себя, критиковать себя, да и перестать ругать и критиковать других.
Начните делать зарядку по утрам для начала, хотя бы начните с 5 минут, затем 10 минут и т.д. Начните читать что-то научное (может Вас что-то так увлечет, что Вы наконец поймете, что именно этим мечтает заниматься, именно этому мечтаете посвятить свою жизнь). Обязательно вознаграждайте себя за свои усилия (начинать с малого и обязательно себя вознаграждать). Точно так же начинайте читать книги и узнавать что-то новое для Вас, интересное. Поставьте себе такую цель - ни дня без строчки прочитанного, ни для без какого то нового научного факта или правила (русский язык, математика, биология и т.д.). Договоритесь со своими близкими, чтобы те вознаграждали Вас за достижения, но обязательно только по восходящей (т.е если вознаградили сегодня на 2 приседания, несколько строчек из статьи, то завтра вознаграждать только за 3, за статью, за прочитанный новый научных факт, затем за 4 и 2 факта и т.д., а дальше и цели больше и масштабнее).
Но критику исключить в любом случае вообще!!!
Как я уже писала необходимо раз и навсегда запретить себе злиться на себя и расстраиваться. Можете записать себе это, как девиз (но все утверждения для себя лучше всего прописывать и повторять только положительном смысле: вместо я не злюсь, лучше я люблю, я хорошо отношусь и т.д.).
Вы замечательная и у Вас много положительных качеств, иначе Вы бы не написали сюда. Вы же стремитесь к лучшему. Просто раньше у Вас не получалось все и сразу, но обязательно получится, постепенно, поэтапно, но обязательно ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ. Это достойно уважения. Достойна уважения Ваша смелость. Примите и Полюбите себя! Главное, не останавливайтесь.
Напишите, нарисуйте свое позитивное будущее. Пофантазируйте – чего Вы хотите, кем и как видите себя через несколько лет. Здесь условие, Что описываете Вы позитивное будущее, Ваши мечты, не мелочитесь, представьте как Вы счастливы. Захотите этого. Просто по несколько минут каждый день начните себе это представлять, как реальность. Поверьте в это и захотите. Пусть в этом будущем присутствует вся ваша семья и царит любовь. Теперь давайте поговорим о привычках. Привычки – это наши действия, которые часто выполняются уже на автомате, и даже не осознаются. Наш организм так утроен, что ему нравится все постоянное и знакомое, даже если это и вредное. Организму часто нравится (если его к этому приучить) только то, что доставляет удовольствие, даже вопреки здравому смыслу. Если человеку тепло дома, его кормят, одевают и обувают, то зачем ему что-то менять в жизни? Зачем напрягаться? Так рассуждает избалованный организм (подсознание, лень). И только серьезные стимулы могут изменить что-то. Ваше счастливое будущее – это стимул? что может изменить старые привычки? воля, намерение и Многократное повторение желаемого поведения, а затем обязательное подкрепление – вознаграждение! Любые привычки можно выработать самостоятельно, главное это делать сознательно и прививать полезные привычки и хвалить себя! Как уже писала выше организм, психика бывает ленив и не хочет ничего менять, а может и боится (не важно, что перемены к лучшему – реакция одна, вплоть до паники. И это нормально). Вам Руслана надо выбрать: хотите Вы получать удовольствие и спокойствие от старых привычек или в начале потрудится, а потом уже жить другой жизнью. Все в Ваших руках, в этом всем только Ваше решение и Ваша ответственность.
Может пусть уже новые привычки (полезные) доставляют Вам удовольствие?!, а они будут приносить удовольствие, как только войдут в жизнь (после многократного повторения) – это научно доказано.
Вы можете менять свои привычки, а вместе с ними и свою судьбу! Ведь таким образом можно приучить себя к чему угодно: много читать, работать, хвалить, любить себя, хвалить, любить и благодарить других.
Возможно, что иногда Ваш организм (подсознание, лень, страхи, комплексы) будет нашептывать Вам «хваааатит, я устала, мне надоело, мне скучно. Ненавижуууу…». Но у Вас есть еще и воля!!!
У Вас есть мечты и цели – стимулы. Именно благодаря тому, что Вы ЧЕЛОВЕК у Вас есть воля, а она точно есть. Именно она будет говорить Вам продолжать.
И Вы знаете ради чего! Ведь знаете же?!
Включать свою волю и двигаться вперед в цели к мечтам – это тоже привычка. Так сформируйте ее у себя! Я уверена, что Вы сможете!!!
Что еще могу посоветовать: Благодарите, как можно чаще и как можно большее число людей. Начинайте свое утро с благодарности. Это зарядит Ваш день позитивом!
Можете ежедневно повторять слова - моя жизнь с каждым днем становится все лучше и лучше. Найдите еще слова аффирмации и повторяйте их осознанно, а еще лучше еще и визуализируйте их, чувствуйте их.
Важно понимать, что Ваш мир будет заботиться о Вас только тогда, когда Вы сами будете к нему относиться с любовью и благодарностью! Мечтайте! Ставьте перед собой интересные для Вас цели! Научитесь любить! Учитесь прощать, понимать и принимать близких людей и себя!
Если на Вас накатывает злость, то идите мыть полы и вымывайте изо всех сил эту злость, прям представляйте как моя полы Вы чистите свою душу, как злость вымывается, идите стирать руками. В Вас много энергии, которую длительное время Вы никуда не тратили, ее надо выпускать. Делайте это осознанно! Когда что – то делаете, то представляйте, что Вы это не просто так делаете, а это все для Вашего развития, для Вашего будущего. Когда Вы сознательно мыслите и учитесь позитивно думать – Вы наполняете себя энергией. !!!
Если все-таки Вы замечаете, что все стало плохо, что как будто на мир смотрите через черные очки, то хочу предложить следующие упражнения:
-) Любую негативную мысль, которая придет к Вам продолжите как устно, так и письменно Это хорошо тем, что… А за то…и позитивное… Делать это упражнение не меньше 2 месяцев, чтобы позитивное видение вернулось и заменило негативное.
-) Возможно ВСЕ!!! Все преграды, ограничения у нас в голове. Есть много техник из Симорона. Жизнь – игра! Придумайте Волшебный ритуал по избавлению от чего-то плохого, того, что Вам не нравится, мешает или по приобретению то, чего хотелось бы… Найдите в интернете техники Симорона – «веселое волшебство» поможет Вам.
-) «Я молодец!» Напишите на листе бумаги - я молодец потому что: … Можно сохранить это написанное и повесить на видное место.
-) Принцип «маленькая радость» - запланировать и доставить самому себе радость. Даже если это будет всего 5 минут. Это хорошая поддержка на эмоциональном уровне.
Помните, что жизнь сама по себе не является проблемой, хотя она и непростая штука. Она может подкидывать нам неприятные сюрпризы, но проблема - это то, что создано нами, нашим восприятием, а значит мы может это изменить. "Посеешь мысль - пожнешь действие, посеешь действие -пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".
Я верю, что у Вас все получится! Желаю Вам счастья!
И еще один метод: можно взять листок бумаги и разделить его на две части. В первой части вверху написать "ХОЧУ", во второй части вверху написать "МОГУ". В течение нескольких дней записывать все, что придет в голову. Написать, оставить, потом снова вернуться. Процесс в любом случае уже пойдет, и в голове мысли будут крутиться. Через несколько дней взять листы и проанализировать все, что там написано. Теперь надо подумать ЧТО из того, что написано в первой части соответствует второй. Затем подумать, а что можно сделать, чтобы то, что написано в первой части перешло во вторую. Подумать КАК это можно сделать, какие ресурсы нужны и т.д. и так по каждому пункту. Пусть будут прям планы по реализации. После этого процесса, а это потребует усилий и умственной работы можно приступить к следующему этапу. Теперь надо проанализировать и подумать Как и ЧТО то, что написано во второй части может соответствовать какой-либо профессии, КУДА можно применить то, что Вы можете, и хотите. Фантазируйте, как угодно (пусть фантазия улетает как угодно далеко), а потом только уже критически анализируйте. Может таким образом что - то и вырисуется с желаниями и стремления про Ваше будущее.
Как мне кажется, Вам необходимо в первую очередь принять ответственность за свою жизнь и счастье на себя, вместо того, чтобы думать о влиянии окружающих на Вас - это важно.
Руслана, позвольте несколько слов про обиды. Как избавиться от обиды. Чтобы перестать обижаться, прежде всего нужно принять мысль, что ни люди, ни жизнь не обязаны соответствовать Вашим ожиданиям. И если в чем-то ожидания не оправдываются, то не потому, что Вас кто-то жестоко обманул, а потому что Вы не знали, не понимали чего-то о себе и о людях, о каких то еще обстоятельствах.
Прощать часто бывает нелегко, особенно если обиды уже накопились и запали в душу. Но сделав это Вы поймете, какое чувство облегчения это дарит. Обиды – это бесконечный путь страданий. Прощение – всегда новая возможность сделать свою жизнь счастливее. И научиться избавляться от обид можно так же, как всему остальному – через благодарность, принятие и взятие ответственности за свою жизнь на себя. Про умение прощать и отпускать обиды на себя. на других, на жизнь написано много статей.
Большинству людей свойственен эгоцентризм — постановка себя в центр Вселенной. Это нормально! - кого же еще ставить в центр, кроме как собственное эго, т.е. себя? Это свойство практически всех людей и если Вы это поймете Вам будет проще отказаться от чувства собственной важности, потому что теперь то Вы знаете, что окружающие не думают о Вас, они думают только о себе (впрочем, как и Вы сами). Это я о том, что Вы боитесь даже взглянуть на других людей, что Вам кажется, что все думают о Вас и думают плохо. Но большинство людей думают о себе, даже не замечая окружающих. Понимаете о чем речь? Часто мы думаем: «Если я скажу то-то и поступлю так-то, то что подумает обо мне?» Знакомый вопрос? А ответ на него такой: «Да ничего они не подумают! Потому что их головы заняты такими же вопросами: «А что подумают обо мне?». Вы считаете, что они должны думать о Вашей внешности, а они считают, что Вы должны думать о них.
Хороший способ, как навсегда перестать жалеть себя. Таким тренингом стоит заниматься, если чувство жалости к себе становится постоянным спутником.
Удобно расположитесь в кресле, закройте глаза и представьте, что в руках Вы держите пустой сосуд. Начинайте жалеть себя. Почувствуйте жалость в самом ее остром проявлении. Мысленно наполняйте этим чувством свой сосуд, пока он не наполнится до краев. Потом представьте, как идете в ванную и выливаете всю свою жалость в раковину. Затем представьте, как стоите под струей холодной и чистой воды огромного водопада и этот водопад вымывает из Вас весь негатив, делает Вас чистой и здоровой.
Такое упражнение работает со всем негативными эмоциями, повторяйте его каждый вечер, пока не ощутите, что деструктивное чувство отступило.
Жалость к себе по полному праву считается одной из наиболее отрицательных и разрушительных эмоций, как и обида. Помимо этого, жалость является причиной негативного мышления, которое ничего хорошего в себе не несёт. Человек, страдающий жалостью к себе, перестаёт верить в себя, теряет способность эффективно взаимодействовать с миром, решать проблемы, будучи убеждённым в том, что не в силах преодолеть трудные ситуации и преграды. Мысли о бессилии делают его ещё более слабым, ведь от мыслей зависят и намерения человека и его поведение. Формируйте у себя и тренируйте позитивное мышление.
Я верю, что у Вас все получится! я желаю Вам успеха!
П.С. извините, что ответ получился очень большим. Не ответила прямо комплексы и страхи. Но на эти вопросы, в том числе про фобии я отвечала уже - можно посмотреть ответы.