Депрессия, апатия, мысли о суициде.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Как мне кажется, моя проблема берет истоки ещё в детстве. Я жила в неблагополучной семье, отец сильно пил и избивал на моих глазах маму. Это продолжалось очень много лет, и мама так и не нашла в себе силы это прекратить или исправить. Все, что она могла, это беспомощно плакать. С детства мама мне вдалбливала в голову, что я должна хорошо учиться, поступить в университет и никогда не зависеть от мужчины. Я закончила школу на отлично, поступила в престижный ВУЗ в столице. Меня никогда не покидало чувство давления, со стороны мамы и брата, которые ругали меня за любую ошибку. Но на третьем курсе я вдруг не выдержала напряжения и "надломилась". Появилось ощущение, что живу чужой жизнью и впервые почувствовала, что я устала. Не физически, а эмоционально, морально. Вместе с тем не покидало чувство вины перед мамой, которая возлагает на меня большие надежды. Положение усугубилось тем, что у мамы нашли опухоль мозга. Это настолько сильно подкосило меня, что закончить институт я не смогла и меня отчислили. Я об этом умолчала и никому не рассказала, ни брату, ни тем более маме. Да я струсила, но больше всего я боялась маминого разочарования. Мне не выносимо было даже представить её слёзы. Я устроилась на работу, по-прежнему продолжая лгать родным, что учусь и скоро защищаю диплом. Мама была очень рада, несмотря на тяжелую прогрессирующую болезнь. То, как погано я себя ощущала не передать словами. Рак побороть мама не смогла, её не стало. Это было очень большим ударом для меня. Поначалу был шок, потом месяц в ступоре, а потом начался ад. Психика не выдержала, я плакала все время, истерики, срывы, начались галлюцинации, кошмары. Я закрылась ото всех людей, мой молодой человек не выдержал и бросил меня. Я так отчаянно хотела умереть, что чуть не сделала этого. Не знаю, что меня остановило. Меня спасла крестная, немного помогла выбраться из этого. Постепенно я стала возвращаться к обычной жизни, но жила словно робот, словно тень. Ела, потому что надо, спала, двигалась, работала, все на автомате. От людей я отгородилась, особенно от мужчин. Остро помнила как меня бросили. Решила сосредоточиться на карьере. Ведь мама об этом так мечтала. Но меня впереди ждали одни только неудачи. Работа никак не строилась. Я поменяла много мест работы в абсолютно разных сферах. Но везде случалось что-то. То кинут на деньги, то фирма банкротится. Я стала очень остро воспринимать неудачи. Не покидало чувство вины, словно это мне все кара. Денег на жизнь еле хватало. Руки опускаются. Снова стала понимать, что погружаюсь в то состояние, когда выходом была только смерть. Сейчас я смотрю на ситуацию, на себя-мне скоро 30 лет, у меня нет образования, работы, денег, друзей, семьи. Я стала социопатом, боюсь выходить на улицу, разговаривать с людьми. Тревога, страх, паника-мое привычное состояние. Антидепрессанты, прописанные врачом мне не помогли. Я боюсь самой себя, остаться со своей головой наедине, боюсь вечеров, потому что острее чувствую своё одиночество. Мне не понятно, куда мне двигаться и самое главное, как найти на это силы, если даже очень тяжело просто улыбнуться. Я пребываю в какой-то тьме.
Автор вопроса: Настя Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Анастасия!
Всегда тяжело читать строки, в которых сквозит отчаяние и неверие в себя! Еще тяжелее осознавать, что человек, нуждающийся в поддержке родных и близких в сложные моменты своей жизни, находился под тяжестью ответственности, которую на него возлагали другие и мучился с этим.
Но, «знающие люди» говорят, что для человека даются лишь те испытания, с которыми он в состоянии справится сам! Я могла бы с этим согласится, если бы не знала случаев, доказывающих обратное.
Дело в том, что справляться с трудностями, которые выпадают в жизни, человек учится, как собственно и всему другому в своей жизни. И учится, в первую очередь, у своих родных. Но сложно учиться справляться с трудностями, а, точнее, находить способы решения, позволяющие менять свою жизнь, если того требует ситуация, у тех, кто и сам не умеет этого делать! Именно такие люди, которые сами не смогли изменить свою жизнь, уйти из ситуаций, когда страдала их личность, достоинство, а иногда и здоровье, почему-то лучше других знают, какой должна быть жизнь у других. Ваши мать и брат, похоже, не исключение!
Так что, не удивительно, что в один прекрасный момент Вы просто не выдержали давления, которое на Вас оказывалось и не можете справится с чувством вины за то, что не смогли оправдать чужие надежды и ожидания.
Говорят, что лучше видеть свет человек начинает тогда, когда познал что такое тьма. Если для Вас ситуация, в которой Вы оказались, стала невыносимой и Вы ощущаете потребность что-то менять в своей жизни, то значит тяга к свету, к жизни у Вас еще присутствует и Вы можете воспользоваться этими проблесками в сознании и взять свою жизнь в свои руки.
Говорить об этом, конечно, проще , чем сделать! И я понимаю Вашу растерянность и непонимание с чего же начинать такие изменения, особенно, если сил нет даже «просто улыбнуться». Больше всего мы теряем энергии на самобичевание и сомнения. А этого в Вашей жизни, похоже, предостаточно!
Тревога, страх, паника, депрессия, апатия – все это неизменные спутники сомнения в себе и своих силах, постоянные сопровождающие на пути изменений и развития.
Но ведь с чего-то необходимо начинать! Так почему бы не начать с того, чтобы лучше узнать себя, свои стремления и свои желания, свои возможности и свои потребности.
Не удивлюсь, если на вопрос к себе - «Чего я хочу?» Вам нечего будет ответить самой себе или ответ будет настолько шаблонно- общий, что увидеть за ним свои истинные желания Вам будет сложно.
Начните разрешать себе жить так, как хочется Вам. Начните понимать, как же это – жить так, как хочется Вам. Учитесь прощать себя за слабости и хвалить себя за проявленную силу и настойчивость в достижении каких-нибудь даже не очень значительных, на первый взгляд, целей. Определитесь, что Вам необходимо, для того , чтобы реализовать свой план на жизнь. Если для этого необходимо образование, осмотритесь, как можно закончить то, что уже было начато или куда можно пойти учиться еще, особенно, если поняли свои стремления в этой области. Начните делать в жизни маленькие шаги вперед к поставленным целям. Учитесь доверять себе, ведь без этого сложно вернуть веру в других. Научитесь уважать себя и Вас станут уважать и ценить другие.
Иногда это сложно делать самостоятельно! Не у всех достаточно знаний и ресурсов для поддержания достаточной мотивации. Но опираясь на поддержку других Вы сможете укрепить свою веру в себя и выявить внутренние ресурсы, которые в будущем помогут Вам двигаться на этом пути более самостоятельно.
Тридцать лет – это не приговор по жизни! Иногда именно в этом возрасте появляются наконец-то свои цели и становятся ясными те задачи, которые стремится решить для себя человек.
Убеждать другого всегда сложнее, чем решиться на что-то самому! И рассказывать о радостях жизни и возможностях самореализации человеку, находящемуся в яме неуверенности в себе иногда кажется пустой тратой времени. Но чем Вы рискуете, если просто поверите в то, что в Вашей жизни есть место и счастью, и радости, и уверенности в себе и своих силах, и даже, в своем роде, во всемогуществу в том, что касается лично Вас? Вы уже знаете, ч то такое безнадежность и страх жизни. Вы не понаслышке знакомы с неудачами и отчаянием. Вы уже смотрели в глаза одиночеству и холоду отсутствия любви. Теперь самое время узнать, что может быть по другому. Но зависит это только от Вас! От Вашего желания узнать все это и сделать на пути к этому знанию шаги.
Конечно, эти шаги будут нелегкими, а иногда даже болезненными! Но ведь и ходить Вы учились, падая и вставая снова и снова! Может быть эти воспоминания придадут Вам уверенности в том, что это все равно того стоит!
Верю, что Вы найдете выход из тьмы!
С уважением, Елена Гладкова